01 июня 2018 г. |
Дело N А56-62896/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Кудина А.Г., Подвального И.О.,
при участии от акционерного общества "Карьер "Коккомяки" Штанов В.В. (доверенность от 07.07.2017), от Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия Емельяновой Е.А. (доверенность от 01.03.2018 N 10/27-н/10-2018-1-340),
рассмотрев 30.05.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.11.2017 (судья Васильева Н.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2018 (судьи Полубехина Н.С., Горбик В.М., Кашина Т.А.) по делу, делу N А56-62896/2017,
установил:
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, место нахождения: город Петрозаводск, улица Андропова, дом 2/24; ОГРН 1071001000828; ИНН 1001016090 (далее Министерство), (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к акционерному обществу "Карьер "Коккомяки", место нахождения: 195009, Санкт-Петербург, улица Арсенальная, дом 66, литер Б, ИНН 7804320074, ОГРН 1057811839634 (далее - ответчик, Общество) о взыскании задолженности по арендной плате по минимальным ставкам в федеральный бюджет в размере 104 105 руб.
Решением суда первой инстанции от 23.11.2017, оставленным без измерения постановлением апелляционного суда от 01.03.2018, в иске отказано.
В кассационной жалобе Министерство просит отменить решение от 23.11.2017 и постановление от 01.03.2018 и принять по делу новый судебный акт о взыскании с Общества заявленной суммы. Податель жалобы, ссылаясь на пункт 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", указал, что поскольку ранее неправильно применялся поправочный коэффициент 0,5, то Общество обязано внести арендную плату за 2014 - 2016 и на 2017 год с учетом коэффициента 1,0.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои правовые позиции.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Министерством лесного комплекса Республики Карелия (арендодатель) и ответчиком (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 25.04.2008 N 9 с кадастровым номером 10:07:000000:045 (адрес объекта расположен в кадастровом квартале 10:07:030809), расположенного в кварталах 63-65 Рускеальского участкового лесничества Сортавальского центрального лесничества, общей площадью 40,5 га, в целях разработки полезных ископаемых "Коккомяки" в Сортавальском муниципальном районе Республики Карелия в соответствии с лицензией для добычи габброидов серия ПТЗ N 01298 вид TP, срок лицензии до 31 декабря 2022 года (зарегистрирована 07 декабря 2005 года Территориальным агентством по недропользованию по РК N в реестре 1307) (в редакции дополнительного соглашения от 05.11.2008). Срок действия договора до 31.12.2022.
Договор аренды лесного участка зарегистрирован в едином государственном реестре прав 11.11.2008 за N 10-10-07/011/2008-236 (далее - договор).
Пунктом 5.1. договора установлено, что расчет арендной платы за пользование лесным участком, переданным в аренду, производится на основании акта натурного технического обследования лесного участка, входящего в состав материалов, обосновывающих предоставление лесного участка в целях добычи габброидов на месторождении "Коккомяки" в Сортавальском муниципальном районе Республики Карелия в соответствии с лицензией для геологического изучения и добычи камня для производства щебня строительного на объекте "Коккомяки", серия ПТЗ N 01298 вид TP, срок лицензии до 31 декабря 2022 года.
Размер арендной платы за пользование лесным участком, переданным в аренду, рассчитывается согласно действующим ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, в расчете на 1 га с учетом площади участка (пункт 5.2. договора) и вносится ежеквартально в процентном отношении от размера годовой арендной платы: до 15 февраля - 25%, до 15 мая - 25%, до 15 августа - 25%, до 15 ноября - 25% (пункт 5.3. договора).
Ссылаясь на то, что при расчете арендной платы по договору был неправильно применен поправочный коэффициент 0,5, и на отказ Общества добровольно произвести доплату арендной платы по перерасчету за 2014 - 2016 годы и на 2017 год, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив отсутствие в деле допустимых доказательств подтверждающих иное качественное состояние участка лесного фонда, его изменения с момента заключения договора аренды, в удовлетворении заявленных требований отказали.
Изучив доводы кассационной жалобы и возражения в отношении нее, проверив законность принятых судебных актов, суд кассационной инстанции считает выводы судов соответствующими установленным по делу обстоятельствам и подлежащим применению нормам права.
В соответствии с пунктом 11 статьи 1, части 1 статьи 94 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) использование лесов является платным.
Размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 ЛК РФ настоящего Кодекса (часть 3 статьи 94 ЛК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 данной статьи.
Частью 4 статьи 73 ЛК РФ предусмотрено, что для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются, соответственно, Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310) утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Абзацем 4 примечания 8 к таблице 14 Постановления N 310 установлено, что при использовании лесных участков, находящихся в федеральной собственности, занятых просеками, дорогами, болотами (за исключением разработки месторождений торфа), каменистыми россыпями, применяется наименьший размер ставки платы, установленной для субъекта Российской Федерации, с коэффициентом 0,5.
Как следует из пункта 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Суды оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, сделали обоснованный вывод, что Министерством в нарушение положений статьи 65 АПК РФ не представлены допустимые доказательства иного качественного состояния участка лесного фонда, его изменения с момента заключения договора аренды.
В кассационной жалобе и в судебном заседании представитель Министерства также не привел доказательств проведения проверочных мероприятий послуживших основанием для перерасчета арендной платы.
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Доводы жалобы по существу направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и фактических обстоятельств дела, не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о нарушении ими норм материального и процессуального права.
Поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.11.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2018 по делу N А56-62896/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.