06 июня 2018 г. |
Дело N А52-3364/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Подвального И.О., судей Лущаева С.В., Савицкой И.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Плес" Шнапштиса А.М. (доверенность от 13.04.2018),
рассмотрев 04.06.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу от общества с ограниченной ответственностью "Плес" на решение Арбитражного суда Псковской области от 28.11.2017 (судья Васильева О.Г.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2018 (судьи Зайцева А.Я., Зорина Ю.В., Шадрина А.Н.) по делу N А52-3364/2017,
установил:
Государственный комитет Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды (место нахождения: 180001, г. Псков, ул. Некрасова, 23, ОГРН 1056000309331, ИНН 6027087659; далее - комитет) обратился в Арбитражный суд Псковской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Плес" (место нахождения: 180022, г. Псков, ул. Леона Поземского, 125, пом. 1, ОГРН 1116027003432, ИНН 6027135077; далее - общество, ООО "Плес") о взыскании 29 573 руб. 58 коп. задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка от 30.12.2011 N 30-2011 за 2017 год (с учетом принятого судом уточнения иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Решением суда от 28.11.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.02.2018, иск удовлетворен полностью.
В кассационной жалобе ее податель просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение (истолкование) судами норм материального права. Общество настаивает на том, что иск основан на ошибочном представлении комитета о возможности индексации обеих составляющих арендных платежей; выводы судов противоречат сложившейся судебной практике; арендная плата, подлежащая перечислению в бюджет субъекта Российской Федерации, не является регулируемой и не может быть изменена (проиндексирована) истцом в одностороннем порядке.
В отзыве на жалобу комитет просит оставить ее без удовлетворения.
Представители комитета, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 АПК РФ).
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, на основании протокола N 2 аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка от 28.12.2011 комитет (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, от 30.12.2011 N 30-2011.
В соответствии с пунктами 1, 2 договора арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), обязуется предоставить, а арендатор - принять во временное пользование лесной участок площадью 12 628 га (защитные леса - 2983 га, эксплуатационные леса - 9645 га), расположенный на территории Гдовского района Псковской области, казенное учреждение "Гдовское лесничество" Черневского участкового лесничества в кварталах 45, 46, 51, 52, 55, 56, 63, 64, 65, 75, 76, и Дубровского участкового лесничества в кварталах 189 - 270; кадастровый номер участка: 60:03:000000:12, 60:03:000000:76 часть (60:03:063404:2), номер по лесному реестру: 14-2010-06.
Согласно пунктам 5, 6 договора арендная плата в 2012 году составляет 2 486 000 руб. в год. Арендатор вносит арендную плату согласно срокам, установленным в приложении N 4 к договору, и представляет в течение 15 дней арендодателю документы, подтверждающие произведенную оплату.
В соответствии с пунктом 9 договора размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов (площади) лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 ЛК РФ. Арендодатель производит перерасчет арендной платы, уведомляет арендатора в письменной форме не позднее 3 месяцев с момента изменения соответствующих ставок платы об измененном размере арендной платы и сумме, подлежащей уплате (зачету), а также ведет ведомость учета изменений арендной платы.
Срок действия договора - с 30.12.2011 по 29.12.2060 (пункт 23 договора).
Договор 17.02.2012 зарегистрирован в установленном законом порядке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2016 N 1350 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" в 2017 году установлен повышающий коэффициент к соответствующим ставкам; в связи с этим размер арендной платы, установленной в договоре, в 2017 году увеличился и составил 2 560 050 руб., в том числе: 2 032 110 руб. к уплате в федеральный бюджет и 527 940 руб. - в бюджет субъекта Российской Федерации.
Комитет 27.04.2017 направил обществу для подписания уведомление о размере арендной платы на 2017 год в виде приложения N 4 к договору; общество получило уведомление 10.05.2017, но подписанный экземпляр комитету не направило.
Комитет 28.06.2017 направил обществу предупреждение о необходимости исполнения обязательств по внесению арендной платы, которое получено обществом 05.07.2017; общество оплатило задолженность перед федеральным бюджетом с учетом повышающего коэффициента; перед бюджетом субъекта по договору общество договорные обязательства не исполнило.
По уточненному расчету истца задолженность общества по арендной плате составила 29 573 руб. 58 коп.
Ненадлежащее выполнение обществом договорных обязательств послужило основанием для обращения комитета в арбитражный суд с соответствующим иском.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на наличие правовых и фактических оснований для удовлетворения иска.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям искового производства.
Суды правомерно исходили из того, что в данном случае договорная обязанность общества как арендатора вносить арендную плату в установленном порядке и размере (в соответствии с обоснованием истца) определена условиями проведенного аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, рассматриваемого договора аренды, требованиями статей 307, 309, 310, 422, 606, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 71, 78, 79, 94 ЛК РФ, постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Платность использования лесов в Российской Федерации предполагает сбалансированное решение вопроса относительно формирования арендной платы согласно как нормативным требованиям, так и условиям торгов, организованных и проведенных в конкретном случае согласно определенным правилам.
Как правильно сочли суды, суть настоящего спора сводится к вопросу о правомерности начисления комитетом арендной платы за 2017 год с применением повышающих коэффициентов (притом что ответчик, возражая против удовлетворения иска, полагает, что повышающие коэффициенты не подлежат применению к задолженности, подлежащей перечислению в бюджет субъекта).
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 ГК РФ).
Аукционы по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, подлежат организации и проведению согласно правилам главы 8 ЛК РФ.
Согласно части 1 статьи 78 ЛК РФ договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины).
Начальный размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, но не ниже минимального размера арендной платы (пункт 4 части 4 статьи 79 ЛК РФ).
Организатор аукциона обязан подготовить документацию об аукционе, которая наряду со сведениями, указанными в извещении о проведении аукциона, должна содержать, помимо прочего, проект договора аренды лесного участка (часть 6 статьи 79 ЛК РФ).
В рассматриваемом случае при проведении комитетом 28.12.2011 аукциона на право заключения договора аренды лесного участка начальный размер арендной платы включал в себя минимальный размер арендной платы, определенный в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, подлежащей перечислению в федеральный бюджет, а также сумму, превышающую минимальный размер, подлежащую уплате в областной бюджет. По результатам торгов сформирована годовая арендная плата за лесной участок в размере 2 486 000 руб.
При этом проект договора аренды являлся частью аукционной документации и содержал значимый пункт об изменении платы за единицу объема лесных ресурсов (площади) (пункт 9).
Данный пункт соответствует редакции пункта 7 примерного договора, форма которого была предусмотрена действовавшим в период организации и проведения аукциона Порядком подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (утвержден приказом Рослесхоза от 26.07.2011 N 319 во исполнение части 5 статьи 74 ЛК РФ).
По настоящему делу суды пришли к обоснованному выводу о том, что заключенный сторонами договор содержит соответствующее закону условие о возможности изменения определенного по итогам аукциона размера арендной платы путем корректировки на установленный в нормативном акте соответствующим органом коэффициент к ставкам арендной платы, то есть пропорционально изменению минимальных ставок платы.
Как указали суды, размер арендной платы установлен при проведении аукциона; часть арендной платы, подлежащая перечислению в бюджет субъекта, составляет 25,9799%; этот процент применяется при расчете арендной платы, подлежащей перечислению в бюджет субъекта, от минимальной арендной платы (на 2017 год с применением повышающего коэффициента).
Подготовленный истцом расчет долга проверен судами, признан правильным; спор по расчету отсутствует.
Выводы судов являются законными и обоснованными, отвечают пункту 28 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской N 1 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2017.
Основания для иной оценки выводов судебных инстанций по существу спора, изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 28.11.2017 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2018 по делу N А52-3364/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Плес" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.О. Подвальный |
Судьи |
И.О. Подвальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.