06 июня 2018 г. |
Дело N А66-2497/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 июня 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Преснецовой Т.Г., судей Захаровой М.В., Сапоткиной Т.И.
рассмотрев 30.05.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу производственного сельскохозяйственного кооператива "Заборовский" на решение Арбитражного суда Тверской области от 27.09.2017 (судья Бачкина Е.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2018 (судьи Романова А.В., Зайцева А.Я., Чередина Н.В.) по делу N А66-2497/2016,
установил:
Производственный сельскохозяйственный кооператив "Заборовский", место нахождения: 170504, Тверская обл., Калиниский р-н, дер. Заборовье, ОГРН 1026940513533, ИНН 6924001166 (далее - Кооператив), обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными действий федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", место нахождения: 107078, Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, в лице филиала по Тверской области (далее - Кадастровая палата), выразившихся в постановке на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 76 788 437 кв.м с кадастровым номером 69:10:0000018:2580, расположенного по адресу: Тверская обл., Калининский р-н, Каблуковское сельское поселение, ГКУ "Тверское лесничество Тверской области", Первомайское участковое лесничество, лесные кварталы: 88 - 109, 113 - 139, 147 - 169 (леса, ранее находившиеся во владении производственного сельскохозяйственного кооператива "Заборовский" (далее - ПСК "Заборовский")), и об обязании органа кадастрового учета снять указанный земельный участок с государственного кадастрового учета.
Применительно к правилам статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: государственное казенное учреждение "Тверское лесничество Тверской области", место нахождения: 170019, г. Тверь, Сахаровское шоссе, д. 5, ОГРН 1126952001054 (далее - Лесничество), федеральное государственное бюджетное учреждение "Рослесинфорг", место нахождения: 109316, Москва, Волгоградский пр., д. 45, корп. 1, ОГРН 1157746215527, ИНН 7722319952, в лице Тверского филиала (далее - Учреждение), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, место нахождения: 170100, г. Тверь, Свободный пер., д. 2, ОГРН 1046900099828, ИНН 6901067121 (далее - Управление Росреестра), Министерство лесного хозяйства Тверской области, место нахождения: 170000, г. Тверь, Свободный пер., д. 9, ОГРН 1106952010868, ИНН 6950116540 (далее - Министерство), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области, место нахождения: 170100, г. Тверь, Советская ул., д. 33, ОГРН 1106952029315, ИНН 6950125150 (далее - Управление Росимущества).
Решением суда первой инстанции от 27.09.2017 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2018 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Кооператив, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении предъявленных требований.
Податель жалобы считает, что постановка спорного земельного участка на государственный кадастровый учет нарушает его права и законные интересы как собственника объектов недвижимости; полагает, что смена категории поставленного на учет земельного участка и его собственника не является основанием для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования Кооператива земельным участком; при разделе исходного земельного участка с землепользователями не были согласованы границы образуемого земельного участка, что является основанием для признания действий Кадастровой палаты незаконными; суд первой инстанции не рассмотрел ходатайство Кооператива о назначении по делу судебной экспертизы для установления факта нахождения на спорном участке объектов недвижимого имущества.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле и надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов постановления проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании постановления главы администрации Калининского района Тверской области от 01.04.1993 N 138 Кооперативу на праве постоянного бессрочного пользования для ведения сельского хозяйства предоставлен земельный участок площадью 9280 га в границах, указанных в чертеже, о чем выдан государственный акт N ТВО-10-12-198.
Предоставленный Кооперативу земельный участок расположен по адресу: Тверская обл., Калининский р-н, сельское поселение Каблуковское, в границах земель ПСК "Заборовский", он поставлен на кадастровый учет, в государственный кадастр недвижимости 08.07.2004 внесены о нем сведения с присвоением кадастрового номера 69:10:0000018:425.
В соответствии с пунктом 12 приложения к распоряжению администрации Тверской области от 27.11.2006 N 524-ра "О переводе земель из одной категории в другую", земли общей площадью 87 581 га, расположенные на территории Калининского района Тверской области, переведены из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда, в том числе и принадлежавшие Кооперативу земли площадью 8883 га.
В то же время за Российской Федерации 11.12.2008 зарегистрировано право собственности на лесной участок общей площадью 7886 га с условным номером 69-69-10/072/2008-297, отнесенный к категории земель - "земли лесного фонда" и расположенный по адресу: Тверская обл., Калининский р-н, Каблуковское сельское поселение (Тверское лесничество, Первомайское участковое лесничество; леса, ранее находившиеся во владении ПСК "Заборовский"), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 11.12.2008 серии 69-АБ N 306644.
Основанием к такой регистрации явились положения части 1 статьи 25 Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно кадастровой выписке от 21.04.2016 N 02-69/16-1-161692 указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 01.12.2010 и ему присвоен кадастровый номер 69:10:0000018:1326, сведения об объекте имеют статус "ранее учтенные".
Учреждением в рамках выполнения государственного контракта от 30.10.2015 N Р-9К-15/1 на территории Тверской области проведены кадастровые работы по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков Лесничества. В ходе выполнения указанных работ в целях установления границ земельных участков лесного фонда был подготовлен межевой план в связи с образованием земельного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000018:1326 с сохранением исходного участка в измененных границах.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 02.03.2017 N 69-0-1-157/4011/2017-8338, из земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000018:1326 был образован и 21.01.2016 поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 69:10:0000018:2580 земельный участок общей площадью 76 788 437 кв.м, отнесенный к категории земель - "земли лесного фонда", имеющий разрешенное использование - "для ведения лесного хозяйства", расположенный по адресу: Тверская обл., Калининский р-н, Каблуковское сельское поселение, ГКУ "Тверское лесничество Тверской области", Первомайское участковое лесничество, лесные кварталы: 88 - 109, 113 - 139, 147 - 169 (леса, ранее находившиеся во владении ПСК "Заборовский").
Кооператив обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, считая незаконными действия Кадастровой палаты по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000018:2580 и ссылаясь как на то, что данный земельный участок расположен в границах принадлежащего заявителю на праве постоянного бессрочного пользования земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000018:425, так и на то, что местоположение спорного земельного участка не было согласовано с Кооперативом.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав представленные в материалы дела доказательства, установили, что право собственности на спорный участок зарегистрировано за Российской Федерацией; границы принадлежащего Кооперативу участка не установлены; между сторонами имеется спор о праве и об установлении границ, который не подлежит разрешению в рамках требований о снятии участка с кадастрового учета, в связи с этим не усмотрели правовых оснований для удовлетворения предъявленных требований.
Кассационная инстанция, исследовав материалы дела и изучив доводы, приведенные в кассационной жалобе, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов в связи со следующим.
В силу статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, а также иными способами, предусмотренными законом.
Истец (заявитель) свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности в сорный период регулировались нормами Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 16 Закона N 221-ФЗ постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости осуществляется на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с данным Законом для осуществления такого учета документов (статья 22).
Согласно части 3 статьи 20 названного Закона с заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
В соответствии со статьями 7, 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесные участки в составе земель лесного фонда, то есть земельные участки, которые расположены в границах лесничеств, лесопарков и образованы в соответствии с требованиями земельного законодательства и лесного законодательства, находятся в федеральной собственности.
Как установлено судами, земельный участок с кадастровым номером 69:10:0000018:2580 по данным государственного лесного реестра расположен в границах земель лесного фонда Тверского лесничества Тверской области, Первомайского участкового лесничества (леса, ранее находившихся во владении ПСК "Заборовский"), его границы, количественные и качественные характеристики определены.
Исходя из положений статьи 4 Закона СССР от 17.06.1977 "Об утверждении Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик", Лесного кодекса РСФСР, статей 36, 130 ЛК РФ от 29.01.1997 N 22-ФЗ и с учетом представленных в материалы дела доказательств суды установили, что спорный земельный участок ранее относился к колхозным лесам, составляющим наряду с лесами государственного значения единый государственный лесной фонд.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Закона N 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном названным Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 указанной статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером 69:10:0000018:2580 был образован как новый земельный участок, а не в порядке уточнения его границ, суды обоснованно посчитали, что с учетом положений части 1 статьи 39 Закона N 221-ФЗ согласование местоположения границ этого земельного участка с лицами, указанными в части 3 статьи 39 Закона, не требовалось.
Кооператив, указывая в своем заявлении на то, что спорный участок расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000018:425, фактически оспаривает местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000018:2580 и полагает, что границы спорного участка установлены неправомерно, поскольку они налагаются (пересекаются) с границами принадлежащего Кооперативу участка.
Согласно выписке из ЕГРН от 02.03.2017 N 69-0-1-157/4011/2017-8331 границы земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000018:425 не установлены в соответствии с нормами действующего земельного законодательства.
С учетом объяснений, данных участвующими в деле лицами, в том числе и о частичном наложении границ спорных земельных участков, местоположение одного из которых в установленном порядке не установлено, суды пришли к правильному выводу о том, что фактически спор между сторонами возник в отношении границ названных участков; в случае снятия спорного участка с кадастрового учета такой участок прекращает свое существование как объект права.
Согласно правовой позиции, сформулированной в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.08.2012 N ВАС-10840/12, в случае наличия спора о праве он не может быть разрешен в порядке исправления ошибки в государственном кадастре недвижимости и снятия участка с государственного кадастрового учета.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.12.2013 N 8410/2013, лицо, ссылающееся на пересечение границ земельных участков, не вправе обращаться с требованием об аннулировании сведений (снятии с кадастрового учета) о земельном участке, правообладателем которого он не является.
Как следует из материалов дела, Кооператив не является правообладателем земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000018:2580.
Таким образом, с учетом установленных по настоящему делу обстоятельств и вопреки доводам подателя жалобы суды пришли к правомерному выводу об избрании Кооперативом ненадлежащего способа защиты, поскольку удовлетворение данного требования не повлекло бы реального восстановления прав истца при наличии зарегистрированного и не оспоренного в установленном законом порядке права собственности Российской Федерации на спорный участок.
Земельный участок с кадастровым номером 69:10:0000018:2580, имеющий статус "учтенный", не подлежит снятию с государственного кадастрового учета в порядке, предусмотренном статьей 24 Закона N 221-ФЗ.
В связи с этим суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отказали Кооперативу в удовлетворении заявления.
Доводы подателя жалобы о том, что постановка на государственный кадастровый учет спорного земельного участка нарушает его права и законные интересы как собственника объектов недвижимости, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000018:425, из которого образован спорный участок, не подтверждаются достоверными и объективными доказательствами, представленными в материалы дела.
Суды подробно исследовали имеющееся в деле заключение от 30.06.2016 кадастрового инженера Луневой Т.В., представленное Кооперативом в подтверждение доводов о том, что сооружения ирригационных и мелиоративных систем располагаются на указанном участке, и признали его ненадлежащим доказательством, поскольку в нем не отражены сведения о координатах характерных точек границ земельных участков, а графический материал не содержит информации, позволяющей проверить достоверность данного обстоятельства.
Ссылка Кооператива на наличие процессуальных нарушений, выразившихся в нерассмотрении его ходатайства о назначении судебной экспертизы, также отклоняется кассационным судом. В данном случае с учетом характера предъявленного в суд требования разрешение вопросов, которые заявитель предлагал поставить перед экспертом, не могло повлиять на результат рассмотрения его требований, а нерассмотрение судом ходатайства о назначении экспертизы не могло привести и не привело к принятию неправильного судебного акта. Более того, Кооператив был вправе заявить указанное ходатайство на стадии апелляционного производства, однако указанным правом не воспользовался.
Иные доводы кассационной жалобы не влияют на правильность выводов судов об отказе в удовлетворении заявления, поэтому не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
В силу статьи 286 АПК РФ в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
При рассмотрении дела и вынесении судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 27.09.2017 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2018 по делу N А66-2497/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу производственного сельскохозяйственного кооператива "Заборовский" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.Г. Преснецова |
Судьи |
Т.Г. Преснецова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.