06 июня 2018 г. |
Дело N А56-13198/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Кудина А.Г., Лущаева С.В.,
при участии от Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга Сазонова Г.В. (доверенность от 09.01.2018),
рассмотрев 30.05.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кировский РЭС ТСВ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.11.2017 (судья Корушова И.М.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2018 (судьи Зотеева Л.В., Протас Н.И., Юрков И.В.) по делу N А56-13198/2017,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Кировский РЭС ТСВ", место нахождения: 191014, Санкт-Петербург, ул. Радищева, д. 33, лит. А, пом. 7-Н, ОГРН 1107847282905, ИНН 7842436760 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании двух предписаний Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, место нахождения: 195112, Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 68, лит. А, ОГРН 1037867000115, ИНН 7841000298 (далее - Инспекция, ГЖИ), от 31.01.2017 N 01/18160-Р и от 10.02.2017 N 01/1144-Р.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, Малая Морская ул., д. 12, лит. А, ОГРН 1027810310274, ИНН 7830001028 (далее - Предприятие).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.11.2017, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2018, требования Общества удовлетворены в части признания незаконным и отмене предписания ГЖИ от 31.01.2017 N 01/18160-Р. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество ссылается на незаконность и необоснованность выводов судов двух инстанций, а также на неправильное применение норм материального и процессуального права, в связи с чем просит принятые судебные акты в части отказа в удовлетворении заявления о признании незаконным предписания ГЖИ от 10.02.2017 N 01/1144-Р отменить, принять в указанной части новый судебный акт. Податель жалобы полагает, что им обоснованно производился расчет платы за коммунальную услугу (тепловая энергия) по утвержденным нормативам, поскольку владельцем узла учета тепловой энергии (далее - УУТЭ) является Предприятие, доказательства включения УУТЭ в состав общего имущества многоквартирного дома, равно как и доказательства ввода в эксплуатацию УУТЭ (акт ввода в эксплуатацию), в материалах дела отсутствуют.
В судебном заседании представитель Инспекции возражал против удовлетворения кассационной жалобы, просил оставить без изменения решение от 15.11.2017 и постановление от 09.02.2018.
Общество и Предприятие надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в из отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 АПК РФ, в пределах доводов кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Инспекцией 31.01.2017 по результатам проведения внеплановой документарной проверки соблюдения Обществом обязательных требований, установленных действующим законодательством, по адресу: Санкт-Петербург, пр. Стачек, д. 152, лит. А, установлено, что в многоквартирном доме по вышеуказанному адресу, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии начисление платы по статье "теплопотребление" производится, не исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а по нормативу.
По факту выявленного нарушения Обществу выдано предписание от 10.02.2017 N 01/1144-Р об устранении нарушений требований пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), а именно: производить начисление платы по статье "отопление" с февраля 2017 года, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, произвести перерасчет платы по статье "отопление" в многоквартирном доме за период с октября 2016 года по январь 2017 года, исходя из потребленной тепловой энергии в соответствии с показаниями ПУТЭ в срок до 27.03.2017.
Кроме того, Инспекцией по результатам проведенной проверки было выдано предписание от 31.01.2017 N 01/18160-Р.
Не согласившись с вынесенными Инспекцией предписаниями, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что у Инспекции отсутствовали основания для выдачи предписания от 31.01.2017 N 01/18160-Р и признал его незаконным. В этой части решение суда от 15.11.2017 не обжаловалось в апелляционном и не обжалуется в кассационном порядке.
Отказывая в части признания незаконным предписания от 10.02.2017 N 01/1144-Р, суд исходил из того, что расчет размера платы за тепловую энергию, при наличии установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, должен производится из расчета показаний общедомового прибора учета, а не по нормативу.
Суд апелляционной инстанции согласился с указанным выводом.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Правоотношения в сфере оказания коммунальных услуг в жилых домах регулируются нормами Жилищного кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ), а также Правил N 354.
В соответствии с частью 4 статьи 154 и с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за отопление рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правилами N 354 установлен единый порядок расчета размера платы за отопление для собственников всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (с применением соответствующих расчетных формул), в том числе порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
В соответствии с пунктом 43 Правил N 354 объем потребленной в нежилом помещении многоквартирного дома тепловой энергии определяется в соответствии с пунктом 42(1) указанных Правил.
Согласно абзацу второму пункта 42(1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения N 2 к настоящим Правилам, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а именно: Pi = Vд x Si / Sоб x Тт, где Vд - объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом; Si - общая площадь i-го жилого или нежилого помещения; S об - общая площадь всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома; Тт - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, в том числе письмо Предприятия от 11.10.2016 N 89-03-05/28892, а также акты первичного и ежегодного допуска в эксплуатацию коммерческого узла учета тепловой энергии, суды двух инстанций пришли к выводу, что коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии в указанном доме введен в эксплуатацию и поэтому констатировали обязанность Общества производить расчет размера платы тепловой энергии в отопительном сезоне 2016 - 2017 года, исходя из показаний названного прибора.
Нахождение прибора учета тепловой энергии на балансе третьего лица, как верно отметил суд апелляционной инстанции, не является основанием для освобождения Общества от обязанности применять показания приборов учета при расчете платы за коммунальные услуги.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования в части признания незаконным предписания ГЖИ от 10.02.2017 N 01/1144-Р.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку выводов, сделанных судами первой и апелляционной инстанций на основе полного и всестороннего исследования и объективной оценки доказательств, представленных сторонами, а также с учетом конкретных обстоятельств дела.
Ввиду изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 часть 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.11.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2018 по делу N А56-13198/2017 в обжалуемой части оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кировский РЭС ТСВ" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Кировский РЭС ТСВ", место нахождения: 191014, Санкт-Петербург, ул. Радищева, д. 33, лит. А, пом. 7-Н, ОГРН 1107847282905, ИНН 7842436760, из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по чек-ордеру от 20.03.2018.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.