03 июля 2018 г. |
Дело N А56-73892/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Корабухиной Л.И., Соколовой С.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "СГС" Шехман А.Б. (доверенность от 08.09.2017), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Санкт-Петербургу Никифоровой Д.Ю. (доверенность от 02.10.2017), Полисадовой О.С. (доверенность от 21.05.2018),
рассмотрев 02.07.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СГС" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.12.2017 (судья Анисимова О.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2018 (судьи Третьякова Н.О., Дмитриева И.А., Згурская М.Л.) по делу N А56-73892/2017,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СГС", место нахождения: 199004, Санкт-Петербург, Малый пр. В.О., д. 22, лит. А, пом. 1-Н, каб. 278, ОГРН 1027806065143, ИНН 7811041258 (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Санкт-Петербургу, место нахождения: 193315, Санкт-Петербург, Дальневосточный пр., д. 78, ОГРН 1047819000063, ИНН 7811047958 (далее - Инспекция) от 05.07.2017 N 845 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 29.12.2017, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2018, заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Общество, указывая на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, налоговая ставка является самостоятельным элементом налогообложения и на нее не распространяются правила, установленные в отношении налоговой базы. Ставка, предусмотренная подпунктом 2 пункта 1 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга от 23.11.2012 N 617-105 "О земельном налоге в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 617-105) не привязана к виду разрешенного использования, содержащемуся в сведениях государственного кадастра недвижимости на 1 января года, являющегося налоговым периодом; она подлежит применению при фактическом использовании земельного участка под размещение жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса. Поскольку Обществом получено разрешение от 18.01.2016 N 78-012-0326-2016 на строительство многоквартирного дома со встроено-пристроенными помещениями, со встроенным объектом дошкольного образования и встроено-пристроенным подземным гаражом, земельный участок начал использоваться Обществом для размещения жилого объекта недвижимости и соответствующей инфраструктуры, то при исчислении земельного налога правомерно применена налоговая ставка 0,01% от кадастровой стоимости начиная со второго месяца налогового периода.
В отзыве на жалобу Инспекция просит оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представители Инспекции возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество представило 18.01.2017 в Инспекцию налоговую декларацию по земельному налогу за 2016 год. 26.01.2017 Общество представило уточненную (корректирующая N 1) налоговую декларацию, в которой отразило сумму подлежащего уплате налога - 106 645 руб.
В уточненной декларации Общество за один месяц применило ставку налога в размере 1,5%, за одиннадцать месяцев в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 2 Закона N 617-105 применило ставку земельного налога в размере 0,01%, установленную для земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.
Инспекция провела камеральную проверку уточненной декларации, по итогам которой составила акт от 15.05.2017 N 3558 и вынесла решение от 05.07.2017 N 845.
Указанным решением Обществу доначислено 1 009 787 руб. земельного налога, 85 261,82 руб. пеней, 185 637 руб. штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Основанием для доначисления налога, пеней и штрафа послужил вывод Инспекции о неправомерном применении Обществом в отношении земельного участка с кадастровым номером 78:12:0711401:37 пониженной ставки земельного налога - 0,01%. По мнению налогового органа, при исчислении земельного налога в отношении спорного земельного участка за весь период подлежала применению ставка 1,5%.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу от 24.08.2017 N 16-13/47142 апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения, решение Инспекции - без изменения.
Считая решение Инспекции недействительным, Общество обжаловало его в судебном порядке.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что изменение в текущем налоговом периоде вида разрешенного использования земельного участка связано, в том числе, с изменением кадастровой стоимости земельного участка. Соответствующие новому виду разрешенного использования кадастровая стоимость и ставка налога подлежат применению только со следующего налогового периода.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы в связи со следующим.
Суды установили, что согласно полученной информации из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу (далее - Управление Росррестра) Общество в 2016 году являлось собственником спорного земельного участка с видом разрешенного использования "для размещения промышленных объектов", кадастровая стоимость которого по состоянию на 01.01.2016 составляла 74 428 822,65 руб.
Сведения об изменении кадастровой стоимости земельного участка и вида разрешенного использования внесены в государственный кадастр недвижимости 21.01.2016.
Об установлении в отношении спорного земельного участка вида разрешенного использования "для размещения многоквартирного жилого дома", и его кадастровой стоимости в размере 941 237 448, 45 руб. Инспекции стало известно 17.02.2016.
В соответствии со статьей 390 и пунктом 1 статьи 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 этого Кодекса по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Пунктом 2 статьи 394 НК РФ установлено, что допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
На основании пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки в установленных пределах устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).
Налоговые ставки по земельному налогу Санкт-Петербурга установлены статьей 2 Закона N 617-105.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 2 Закона N 617-105 в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, налоговая ставка устанавливается в размере 0,01% от кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 2 указанного Закона в отношении прочих земельных участков (не поименованных в статье 2), применяется налоговая ставка в размере 1,5%.
В соответствии со статьей 391 НК РФ изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если это не связано с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.
Таким образом, изменения кадастровой стоимости земельных участков, произошедшие в текущем налоговом периоде в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, как верно отметили суды, могут учитываться только со следующего налогового периода по земельному налогу.
Конституционный суд в Определении от 09.02.2017 N 212-О указал, что при исчислении земельного налога за конкретный налоговый период должна применяться налоговая ставка, соответствующая кадастровой стоимости земельного участка, определенной с учетом категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка по состоянию на 1 января налогового периода.
Учитывая выводы Конституционного суда, изложенные в Определении от 09.02.2017 N 212-О, за налоговый период должна применяться налоговая ставка, соответствующая виду разрешенного использования земельного участка по состоянию на 1 января налогового периода.
Довод Общества о том, что в пункте 2 статьи 2 Закона N 617-105 регламентировано применение налоговых ставок, установленных в подпунктах 4 - 13-1 пункта 1 статьи 2, и отсутствует указание на ставку, установленную в подпункте 2 пункта 1, отклоняется кассационным судом. Данное обстоятельство не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального права.
Поскольку решение Инспекции соответствует законодательству о налогах и сборах, суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.12.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2018 по делу N А56-73892/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СГС" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Лущаев |
Судьи |
С.В. Лущаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.