Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 июля 2018 г. N Ф07-7606/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
03 апреля 2018 г. |
Дело N А56-73892/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 апреля 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Дмитриевой И.А., Згурской М.Л.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Климцовой Н.А.
при участии:
от истца (заявителя): Шехман А.Б. - доверенность от 08.09.2017
от ответчика (должника): Никифорова Д.Ю. - доверенность от 02.10.2017
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3983/2018) ООО "СГС" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.12.2017 по делу N А56- 73892/2017 (судья Анисимова О.В.), принятое
по заявлению ООО "СГС"
к МИФНС N 24 по Санкт-Петербургу
о признании недействительным решения
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СГС", место нахождения: 199004, г. Санкт-Петербург, Малый пр. В.О., д. 22, лит. А, пом. 1-Н, каб. 278, ОГРН 1027806065143 (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция, налоговый орган) N845 от 05.07.2017 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 29.12.2017 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, поскольку законодательство не содержит какого-либо ограничения относительно применения различных ставок земельного налога в течение одного налогового периода, то Общество на основании полученного им разрешения на строительство многоквартирного дома, правомерно применило налоговую ставку в размере 0,01% от кадастровой стоимости, начиная со второго месяца налогового периода.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе, а представитель Инспекции доводы жалобы отклонил и просит оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной Обществом уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2016 год, согласно которой сумма подлежащего уплате налога, начисленного в отношении земельного участка с кадастровым номером 78:12:0711401:37, составляет 106 645 руб.
По результатам проверки Инспекцией 15.05.2017 составлен акт N 3558 и 05.07.2017 принято решение N 845 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым Общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 185 637 руб. Указанным решением Обществу также доначислен земельный налог в сумме 1 009 787 руб. и начислены пени в сумме 85 261,82 руб.
Основанием для принятия данного решения послужил вывод налогового органа о неверном исчислении Обществом земельного налога за 2016 год в связи с неправомерным применением пониженной ставки земельного налога, что привело к занижению суммы исчисленного земельного налога.
Решением Управления ФНС по г. Санкт-Петербургу от 24.08.2017 N 16-13/47142 апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения, решение инспекции без изменения.
Считая решение Инспекции недействительным и нарушающим права и законные интересы налогоплательщика, Общество обжаловало его в судебном порядке.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления, согласившись с выводами налогового органа, изложенными в оспариваемом Обществом решении.
Апелляционная инстанция, выслушав мнение представителей сторон, изучив материалы дела и оценив доводы жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
В ходе проверки налоговым органом на основании информации, полученной из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу (далее - Управление Росреестра) установлено, что Общество в 2016 году являлось собственником земельного участка с кадастровым номером 78:12:0711401:37 с видом разрешенного использования "для размещения промышленных объектов". Кадастровая стоимость данного земельного участка по состоянию на 01.01.2016 составляет 74 428 822,65 руб.
17.02.2016 Инспекцией из Управления Росреестра получены сведения об установлении в отношении земельного участка с кадастровым номером 78:12:0711401:37 вида разрешенного использования "для размещения многоквартирного жилого дома" и кадастровой стоимости в размере 941 237 448, 45 руб.
При расчете земельного налога по указанному земельному участку Общество применило за один месяц налоговую ставку - 1,5%, исходя из вида разрешенного использования - "для размещения промышленных объектов" и за одиннадцать месяцев налоговую ставку - 0,01%, исходя из разрешенного вида использования - для размещения многоквартирного жилого дома".
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации земельный налог является местным налогом (статья 15), устанавливается данным Кодексом (глава 31) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (пункт 1 статьи 387); устанавливая налог, эти органы определяют налоговые ставки в пределах, предусмотренных данным Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения (пункт 2 статьи 387).
Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения; в свою очередь, кадастровая стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (статья 390 НК РФ).
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 НК РФ).
В силу пункта 3 статьи 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 393 Кодекса налоговым периодом признается календарный год.
На основании пункта 1 статьи 394 Кодекса налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать размеров, установленных в указанном пункте статьи 394 Кодекса.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка (пункт 2 статьи 394 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 396 НК РФ сумма земельного налога, подлежащая уплате налогоплательщиком в бюджет, исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (пункт 1 статьи 396).
Налоговые ставки по земельному налогу Санкт-Петербурга установлены статьей 2 Закона Санкт-Петербурга от 23.11.2012 N 617-105 "О земельном налоге в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 617-105).
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 2 Закона N 617-105 в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, налоговая ставка устанавливается в размере 0.01% от кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 2 указанного Закона в отношении прочих земельных участков (не поименованных в статье 2), применяется налоговая ставка в размере 1,5%.
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона N 617-105 применение налоговых ставок, установленных в подпунктах 4 - 13-1 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется с учетом соответствующего вида разрешенного использования земельного участка, содержащегося в сведениях государственного кадастра недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налоговая база, в том числе на основе которой формируется итоговый размер налогового обязательства налогоплательщика по земельному налогу, тесно связана с такими элементами налогообложения, как налоговый период и налоговая ставка. При этом ставка по земельному налогу устанавливается исходя из категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка, учтенных при определении кадастровой стоимости.
Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в государственный кадастр недвижимости (пункты 13, 14 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ).
Статья 16 Закона N 221-ФЗ предусматривает осуществление кадастрового учета в связи с изменением разрешенного использования земельного участка на основании заявления правообладателя и необходимых для кадастрового учета документов.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 13016/11 и N 12919/11, изменение разрешенного использования любого земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости при условии уже состоявшегося изменения его фактического использования с соблюдением установленных требований.
В рассматриваемом случае судом установлено, что сведения об изменении кадастровой стоимости земельного участка и вида разрешенного использования внесены в государственный кадастр недвижимости 21.01.2016.
В соответствии со статьей 391 Кодекса изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если это не связано с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.
Таким образом, изменения кадастровой стоимости земельных участков, произошедшие в текущем налоговом периоде в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, могут учитываться только со следующего налогового периода по земельному налогу. Следовательно, при исчислении земельного налога за конкретный налоговый период должна применяться налоговая ставка, соответствующая кадастровой стоимости земельного участка, определенной с учетом категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка по состоянию на 1 января налогового периода.
Указанная позиция подтверждается в частности определением Конституционного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2017 N 212-О.
При таких обстоятельствах налоговый орган, рассчитав размер земельного налога, подлежащего уплате Обществом за 2016 год, исходя из ставки налога 1,5% и кадастровой стоимости в размере 74 428 822,65 руб., правомерно доначислил заявителю к уплате 1 009 787 руб. налога за 2016 год, в связи с чем. суд первой инстанции обоснованно признал решение Инспекции законным и соответствующим положениям налогового законодательства.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно указал, что Общество, несмотря на изменение, не только вида разрешенного использования "для размещения многоквартирного жилого дома", но и кадастровой стоимости земельного участка (941 237 448,45 руб.), исчислило земельный налог за весь период 2016 года исходя из кадастровой стоимости участка в размере 74 428 823 руб.
Апелляционная инстанция считает, что фактические обстоятельства установлены судом в результате полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем, оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.12.2017 по делу N А56-73892/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.О. Третьякова |
Судьи |
И.А. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.