16 июля 2018 г. |
Дело N А66-2327/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Нефедовой О.Ю., судей Боголюбовой Е.В. и Константинова П.Ю.,
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Басиладзе Л.Т. (доверенность от 18.12.2017),
рассмотрев 11.07.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Тверской области от 07.11.2017 (судья Сердюк С.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2018 (судьи Зайцева А.Я., Зорина Ю.В., Романова А.В.) по делу N А66-2327/2017,
установил:
Федеральное государственное казенное учреждение "Комбинат "Валдай" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу, место нахождения: 172630, Тверская область, Западнодвинский район, поселок городского типа Старая Торопа, Лесная улица, дом 1, ОГРН 1026901777682, ИНН 6922001107 (далее - Комбинат), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", место нахождения: 107174, Москва, Новая Басманная улица, дом 2, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727 (далее - Общество), об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора от 13.12.2016 N 35/16/1/Р на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования (далее - Договор), и принятии спорных пунктов Договора в редакции Комбината, представленной в протоколе разногласий к Договору.
Определением от 14.08.2017 суд первой инстанции удовлетворил ходатайство истца об уточнении исковых требований в части редакции пункта 19 Договора. Согласно данному ходатайству Комбинат просил изложить пункт 19 Договора в следующей редакции:
"Сборы, платы и штрафы вносятся в соответствии с условиями договора на организацию расчетов, ежегодно заключаемого между открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" и федеральным государственным казенным учреждением комбинат "Валдай" Росрезерва, и на основании ведомостей подачи и уборки вагонов, которые составляются и подписываются ежесуточно Перевозчиком и Пользователем. Для уплаты сборов, плат и штрафов, предусмотренных в пункте 18 настоящего договора, Пользователь обеспечивает авансовый платеж в размере не более 30% от суммы, причитающейся к оплате на единый лицевой счет (ЕЛС) N 1002187871, до начала оказания услуг. В остальной части Пользователь обеспечивает платеж на ЕЛС N 1002187871 в течение 10 (десяти) дней с момента подписания акта выполненных работ и выставления Перевозчиком счета на оплату. Моментом поступления денежных средств считается дата осуществления учетной записи на едином лицевом счете Пользователя. При несвоевременном внесении платежей Пользователь несет ответственность в соответствии с действующим законодательством и положениями статей 30, 35 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Решением суда первой инстанции от 07.11.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 05.04.2018, урегулированы разногласия по Договору: абзац седьмой подпункта 18.1 пункта 18 и пункт 31 исключены из Договора, пункт 19 Договора изложен в редакции Комбината.
В кассационной жалобе Общество просит отменить вынесенные судебные акты и принять новый - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы ссылается на нарушение судами положений статьи 47 Конституции Российской Федерации, статей 35, 36 и 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и считает, что настоящий спор должен быть рассмотрен арбитражным судом субъекта Российской Федерации по месту нахождения ответчика.
Общество считает, что включение в Договор условия о внесении Комбинатом ежесуточной платы независимо от осуществления/ неосуществления операций по подаче и уборке вагонов не противоречит действующему законодательству.
В отзыве на кассационную жалобу Комбинат просит оставить в силе обжалуемые судебные акты, считая их обоснованными и законными.
В Арбитражный суд Северо-Западного округа 10.07.2018 от Комбината поступило ходатайство с просьбой рассмотреть жалобу в отсутствие его представителя. Ходатайство удовлетворено.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Общество (перевозчик) направило Комбинату (пользователю) проект Договора.
Согласно пункту 1 предметом Договора является подача, уборка локомотивом пользователя вагонов с железнодорожного пути необщего пользования Комбината, принадлежащего владельцу инфраструктуры, примыкающего к пути N 4 станции Старая Торопа через стрелочный перевод N 7.
Перевозчик предложил следующую редакцию подпункта 18.1 пункта 18:
"Пользователь уплачивает перевозчику сбор за подачу и уборку вагонов по ставкам, утвержденным постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/15 "Об утверждении Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте" (далее - Тарифное руководство N 3), с учетом изменений, внесенных приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации 24.12.2013 N 252-т/1.
Ставка сбора за подачу и уборку вагонов определяется исходя из среднесуточного количества поданных и убранных вагонов по итогам работы предыдущего года:
- при среднесуточном количестве поданных и убранных вагонов до 1,5 вагона включительно - базовая ставка сборов определяется за один выход локомотива по пункту 1 таблицы N 11 пункта 2.7 Тарифного руководства N 3;
- при среднесуточном количестве поданных и убранных вагонов свыше 1,5 вагона - ежесуточная базовая ставка сборов определяется по таблице N 8 пункта 2.7 Тарифного руководства N 3 с отнесением к соответствующей группе. Ставка указана без учета НДС и коэффициента индексации с 2002 года.
При расчете сбора за подачу и уборку вагонов к данной ставке применяются коэффициенты индексации, утвержденные уполномоченными государственными органами, действующие на момент оказания услуг.
При подаче и уборке вагонов локомотивом, принадлежащим организации федерального железнодорожного транспорта, на выставочные пути организаций с последующей расстановкой этих вагонов по местам погрузки и выгрузки локомотивом, не принадлежащим организации федерального железнодорожного транспорта, ставка сбора за подачу и уборку вагонов уменьшается на 7%. При изменении вагонооборота размер сбора за подачу и уборку вагонов пересматривается и применяется перевозчиком ежегодно, по итогам работы за истекший год. При пересмотре группы железнодорожного пути необщего пользования размер ставки сбора за подачу и уборку вагонов изменяется и применяется перевозчиком в одностороннем порядке по итогам работы за истекший год. Заключение дополнительного соглашения к договору на изменение ставки сбора за подачу и уборку вагонов не требуется. Об изменении ставки сбора перевозчик уведомляет пользователя посредством вручения на подпись ведомости подачи и уборки вагонов.
Плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим Обществу, рассчитывается в соответствии с Временным порядком определения платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими Обществу, при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов, утвержденному распоряжением Общества от 30.05.2012 N 1056р за развернутую длину, используемую при подаче и уборке 2,623 км в размере 8039 руб. 50 коп. в сутки. Сбор взимается ежесуточно независимо от осуществления операций по подаче и уборке вагонов. Размер платы указан без учета НДС".
Пункт 19 Договора предложен перевозчиком в следующей редакции: "Сборы, плата и штрафы вносятся в соответствии с условиями договора на организацию расчетов от 09.04.2009 N 1163, заключенного между Обществом и Комбинатом, и на основании ведомости подачи и уборки вагонов, которые составляются и подписываются ежесуточно перевозчиком и пользователем.
Для оплаты сборов, плат и штрафов, предусмотренных в пункте 19 Договора, пользователь обеспечивает авансовый платеж на единый лицевой счет N 1002187871 до начала оказания услуг. Моментом поступления денежных средств считается дата осуществления учетной записи на ЕЛС пользователя. При несвоевременном внесении платежей пользователь несет ответственность в соответствии с действующим законодательством и положениями статей 30, 35 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Пункт 31 Договора предложен перевозчиком в следующей редакции: "Со дня начала действия Договора прекращается действие договора от 07.12.2015 N 21/15/1/Р".
Комбинат подписал Договор с протоколом разногласий от 10.01.2017, не согласившись с редакцией абзаца седьмого подпункта 18.1 пункта 18, с пунктами 19 и 31 Договора.
Согласно протоколу разногласий от 10.01.2017 Комбинат предложил исключить абзац седьмого подпункта 18.1 пункта 18, пункт 31 Договора, а также предложил новую редакцию пункта 19 Договора.
Общество протокол разногласий не подписало.
В связи с неурегулированием спора в досудебном порядке Комбинат обратился в арбитражный суд с иском об урегулировании разногласий по названным пунктам Договора.
Суды двух инстанций согласились с позицией Комбината: исключили из Договора абзац 7 подпункта 18.1 пункта 18, пункт 31; пункт 19 Договора изложили в редакции пользователя: "Сборы, платы и штрафы вносятся в соответствии с условиями договора на организацию расчетов, ежегодно заключаемого между Обществом и Комбинатом, и на основании ведомостей подачи и уборки вагонов, которые составляются и подписываются ежесуточно перевозчиком и пользователем".
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В кассационной жалобе Общество выражает несогласие с судебными актами в части исключения из Договора абзаца седьмого подпункта 18.1 пункта 18 Договора.
В силу пункта 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, когда в соответствии с указанным Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 названного Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (статья 446 ГК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
В соответствии со статьей 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В силу статей 55, 56, 60 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) отношения по использованию железнодорожных путей необщего пользования между перевозчиком и контрагентами могут быть урегулированы договором на подачу и уборку вагонов, договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, а в ряде случаев иным договором, в том числе определяющим права и обязанности владельца железнодорожного пути необщего пользования и лица, использующего такой путь.
В абзаце третьем пункта 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что заключение договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования обязательно как для перевозчика, так и для владельца железнодорожного пути необщего пользования.
Статьей 64 Устава предусмотрено, что разногласия в отношении договоров на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоров на подачу и уборку вагонов рассматриваются и разрешаются сторонами таких договоров. При недостижении согласия споры рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 55 Устава отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования. При отсутствии у владельца железнодорожного пути необщего пользования локомотива подача и уборка вагонов, маневровая работа на таком железнодорожном пути осуществляются локомотивом, принадлежащим перевозчику.
Согласно абзацу третьему статьи 58 Устава в редакции, действующей с 01.04.2015, перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев других железнодорожных путей необщего пользования сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику.
На основании абзаца шестого статьи 58 Устава размеры указанных сбора и платы устанавливаются соглашением сторон, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 2 указанной статьи тарифы, сборы и плата на железнодорожном транспорте, не регулируемые в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются на договорной основе и контролируются государством в соответствии с антимонопольным законодательством.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643 "О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" утвержден перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируется государством.
Согласно подпункту "а" пункта 4 этого перечня к работам (услугам), цены на которые устанавливаются государством, отнесены дополнительные работы (услуги), выполняемые на железнодорожном транспорте в местах общего и необщего пользования, в частности подача и уборка вагонов.
Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/15 утверждены Правила применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство N 3).
Решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.2011 по делу N ВАС-5095/11 признаны недействительными пункты 2.7.1, 2.7.6.1, 2.7.6.2, 2.7.13 Тарифного руководства N 3, которые учитывались при урегулировании указанных разногласий в части, устанавливающей ежесуточную уплату сбора за пользование железнодорожным путем необщего пользования.
Поскольку нормативный акт, регулирующий соответствующие тарифы, в соответствии с указанным решением суда признан неправомерным, он не подлежит применению.
Какие-либо иные нормативные акты, устанавливающие тарифы, до настоящего времени не приняты.
Как следует из представленной Обществом редакции Договора, плата за пользование путями необщего пользования, принадлежащими перевозчику, рассчитывается в соответствии с Временным порядком определения платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими Обществу, при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов, утвержденным распоряжением Общества от 30.05.2012 N 1056р, который является внутренним документом Общества, не обладает силой нормативного акта и с учетом монопольного положения Общества не может регулировать размер соответствующей платы.
Таким образом, при наличии у Общества формального права на взимание платы за пользование путями необщего пользования, но при отсутствии установленного на законодательном уровне соответствующего тарифа, а также при отсутствии экономической обоснованности предложенных размера и порядка исчисления платы за использование принадлежащих ему путей, суды пришли к правильному выводу об исключении из Договора абзаца седьмого подпункта 18.1 пункта 18.
Довод подателя жалобы об иной практике судов по делам N А66-4459/2017 и А66-3583/2017 следует отклонить, так как при рассмотрении указанных дел пользователь не возражал против включения в договор условия о взимании платы за пользование путями необщего пользования; спор возник в связи с недостижением сторонами соглашения по стоимости и порядку оплаты.
В рассматриваемом деле Комбинат возражал против включения такого условия в Договор.
Кроме того, Общество ссылается на то, что рассмотрение настоящего дела Арбитражным судом Тверской области нарушает правила подсудности.
По общему правилу, закрепленному в статье 35 АПК РФ, иск предъявляется в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства ответчика.
В статье 36 АПК РФ перечислены случаи, когда истец вправе предъявить иск в арбитражный суд по своему выбору.
Подсудность, установленная статьями 35 и 36 АПК РФ, может быть изменена по соглашению сторон до принятия арбитражным судом заявления к своему производству (статья 37 АПК РФ).
В пункте 25 Договора стороны определили, что споры, возникшие из Договора, подлежат рассмотрению в Арбитражном суде Тверской области.
Поскольку подписанный к Договору протокол разногласий не касается условия о договорной подсудности, данное условие считается согласованным сторонами.
При таком положении, поскольку суды не допустили нарушений правил подсудности при рассмотрении спора, оснований для удовлетворения кассационной жалобы по указанному доводу не имеется.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно статье 286 АПК РФ кассационный суд при рассмотрении дела проверяет законность принятых судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 07.11.2017 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2018 по делу N А66-2327/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Нефедова |
Судьи |
О.Ю. Нефедова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.