18 июля 2018 г. |
Дело N А13-16506/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Захаровой М.В., судей Сапоткиной Т.И., Чуватиной Е.В.,
рассмотрев 12.07.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 19.01.2018 (судья Фадеева А.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2018 (судьи Кутузова И.В., Моисеева И.Н. и Холминов А.А.) по делу N А13-16506/2017,
установил:
Публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада", место нахождения: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 3А, пом. 16Н, ОГРН 1047855175785, ИНН 7802312751 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Департаменту городского хозяйства администрации города Вологды, место нахождения: 160000, г. Вологда, ул. М. Ульяновой, д. 6А, ОГРН 1073525019886, ИНН 3525197602 (далее - Департамент), об урегулировании разногласий в части пунктов 2.1.1, 2.1.6, 2.1.12, 3.2 - 3.4, 4.2 при заключении договора от 13.09.2017 N 52 об установке и эксплуатации опор ВЛИ-0,4 кВ в границах полосы отвода улицы Саммера (далее - Договор).
Решением суда от 19.01.2018 возникшие между Обществом и Департаментом разногласия урегулированы, пункт 2.1.1 Договора изложен в следующей редакции: "Оформить права на использование земельного участка в границах полосы отвода улицы Саммера в целях установки и эксплуатации опор ВЛИ-0,4 кВ на условиях публичного сервитута"; пункты 2.1.6, 2.1.12, 3.2 - 3.4, 4.2 исключены. Кроме того, с Департамента в пользу Общества взыскано 6000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Постановлением апелляционного суда от 03.04.2018 решение от 19.01.2018 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, указывая на неправильное применение судами норм материального права, что привело к принятию незаконных и необоснованных решения и постановления в части позиции судов по пункту 2.1.1 Договора, просит изменить решение в части пункта 2.1.1 и вынести новое - об исключении спорного пункта, в остальной части решение и постановление судов оставить без изменения.
Податель жалобы, ссылаясь на пункт 4.2 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ), статьи 23, 39.23, 39.33, 39.36 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), считает ошибочной позицию судов о необходимости оформления публичного сервитута.
Кроме того, по мнению подателя жалобы, применительно к пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) условие Договора об использовании земельного участка на условиях публичного сервитута не может рассматриваться как существенное.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, при заключении Договора между Обществом и Департаментом возникли разногласия по пунктам 2.1.1, 2.1.6, 2.1.7, 2.1.12, 2.1.13, 2.1.15, 3.2 - 3.4, 4.2, 7 договора, пункту 9 технических требований и условий.
Направленный Обществом протокол разногласий к Договору Департамент не подписал. Для урегулирования разногласий в досудебном порядке стороны провели совместную встречу, по итогам которой приняли обоюдное решение передать спор на рассмотрение арбитражного суда, в связи с чем Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, оценив условия проекта договора и разногласия сторон, руководствуясь положениями статей 11, 12, 310, 420, 432, 435, 445, 446 ГК РФ, 3, 23, 39.36, 90 ЗК РФ, 25 Закона N 257-ФЗ, 6 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", урегулировал возникшие разногласия, приняв пункт 2.1.1 в редакции Департамента.
Суды обеих инстанций исходили из соответствия условия спорного пункта требованиям законодательства в регулируемой сфере деятельности.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
Как видно из материалов дела, Договор связан с установкой и эксплуатацией опор линии электропередачи в полосе отвода автомобильной дороги местного значения, данное обстоятельство сторонами не оспаривалось, для технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям.
В соответствии с положениями статьи 19 Закона N 257-ФЗ отношения между владельцами инженерных сетей и владельцами автомобильных дорог по поводу прокладки, переустройства, переноса инженерных коммуникаций, их эксплуатации в полосе отвода автомобильной дороги строятся на договоре, в котором должны быть определены технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению владельцами таких инженерных коммуникаций, в частности, осуществление таких работ за счет владельца инженерных коммуникаций.
Согласно части 6.2 статьи 19 Закона N 257-ФЗ существенные условия таких договоров должны разрабатываться уполномоченным органом. На настоящее время такой подзаконный акт не принят.
Возникшие между сторонами разногласия касались включения в Договор пункта 2.1.1, предусматривающего обязанность Общества оформить права на использование земельного участка в границах полосы отвода улицы Саммера в целях установки и эксплуатации опор ВЛИ-0,4 кВ на условиях публичного сервитута.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
В пункте 1 статьи 23 ЗК РФ указано, что сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно пункту 2 статьи 23 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.
Порядок, условия и случаи установления сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог для прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации (пункт 10 статьи 23 ЗК РФ).
Установление границ полос отвода автомобильных дорог и границ придорожных полос автомобильных дорог, использование таких полос отвода и придорожных полос осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (пункт 3.1 статьи 90 ЗК РФ).
В соответствии с частью 4.2 статьи 25 Закона N 257-ФЗ допускается использование гражданами или юридическими лицами земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации на условиях публичного сервитута. При этом прекращение права постоянного (бессрочного) пользования данными земельными участками не требуется. Решения об установлении публичных сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог принимаются органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на предоставление данных земельных участков владельцам автомобильных дорог, по заявлениям владельцев инженерных коммуникаций. Решения об установлении публичных сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог общего пользования федерального значения принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства.
В целях реализации пункта 4.3 статьи 25 Закона N 257-ФЗ приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17.10.2012 N 373 утвержден Порядок подачи и рассмотрения заявления об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций и их эксплуатации, а также требования к составу документов, прилагаемых к заявлению об установлении такого публичного сервитута, и требования к содержанию решения об установлении такого публичного сервитута.
Исследовав по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства и руководствуясь вышеназванными положениями действующего законодательства, регулирующими спорные отношения, приняв во внимание, что необходимость оформления публичного сервитута вытекает из норм федерального законодательства, действие которых не может быть отменено соглашением сторон Договора, суды правильно разрешили спор.
Довод жалобы, касающийся размещения спорного объекта без предоставления земельного участка и установления сервитута, направлен на переоценку исследованных судами обстоятельств при отсутствии к тому оснований у суда кассационной инстанции.
Анализ вышеназванных норм федерального законодательства свидетельствует о том, что земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги могут предоставляться владельцам инженерных коммуникаций на условиях публичного сервитута в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации.
Включение в Договор спорного пункта обусловлено необходимостью оформления землепользования в указанных целях.
Ссылка подателя жалобы на положения пункта 3 статьи 39.36 ЗК РФ, закрепляющего возможность размещения ряда объектов, круг которых определяется Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, подлежит отклонению.
С учетом обстоятельств данного дела, норм специального законодательства, нормативных актов Вологодской области в данной сфере суды не усмотрели оснований для исключения спорного пункта, обязывающего Общество оформить права на использование участка.
Аналогичные по своему содержанию доводы, приведенные Обществом ранее в апелляционной жалобе, получили должную правовую оценку и были мотивированно отклонены.
Нарушений норм материального права, а также норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену указанных судебных актов, судами не допущено.
При таком положении кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены либо изменения обжалуемых решения и постановления.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 19.01.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2018 по делу N А13-16506/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" - без удовлетворения.
Председательствующий |
М. В. Захарова |
Судьи |
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.