18 июля 2018 г. |
Дело N А56-3813/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Ломакина С.А. и Щуриновой С.Ю.,
при участии от государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" Серегиной О.Г. (доверенность от 25.12.2017),
рассмотрев 18.07.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по строительству Правительства Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.11.2017 (судья Куприянова Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2018 (судьи Мельникова Н.А., Савина Е.В., Фуркало О.В.) по делу N А56-3813/2017,
установил:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, Малая Морская ул., д. 12, ОГРН 1027810310274, ИНН 7830001028 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Санкт-Петербургу в лице Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга, место нахождения: 191011, Санкт-Петербург, пл. Островского, д. 11, ОГРН 1047839009129, ИНН 7840013199, о взыскании 69 687 руб. 17 коп. межтарифной разницы, образовавшейся в январе - мае 2015 года, в связи с поставкой тепловой энергии.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "КомСервис", место нахождения: 198320, Санкт-Петербург, Красное село, ул. Спирина, д. 7, стр. 2, оф. 36 (далее - Общество).
Определением от 15.08.2017 по ходатайству Предприятия ответчик заменен на надлежащего - Санкт-Петербург в лице Комитета по строительству Правительства Санкт-Петербурга: место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 76, ОГРН 1027810279397, ИНН 7830002342 (далее - Комитет по строительству), в связи с тем, что заявленная сумма является стоимостью непроизводительных потерь на внешних тепловых сетях, принадлежащих Комитету по строительству.
Решением суда от 07.11.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.03.2018, исковые требования удовлетворены частично: с Санкт-Петербурга в лице Комитета по строительству за счет казны Санкт-Петербурга в пользу Предприятия взыскано 40 925 руб. 30 коп. задолженности. В остальной части в иске отказано.
В кассационной жалобе Комитет по строительству, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новое решение об отказе в иске. По мнению подателя жалобы, сумма задолженности истцом не обоснована и надлежащим образом не подтверждена. Спорные тепловые сети переданы в хозяйственное ведение истца, а потому оплачивать потери в сетях ответчик не должен.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит оставить ее без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Предприятия не согласился с доводами, приведенными в жалобе.
Комитет по строительству уведомлен о месте и времени рассмотрения дела, однако представителя в судебное заседание не направил, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятием (энергоснабжающей организацией) и Обществом (абонентом) заключен договор теплоснабжения от 01.12.2013 N 2221.34.040.4 (далее - Договор), по условиям которого энергоснабжающая организация обязалась подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде, а абонент обязался своевременно оплачивать потребляемую тепловую энергию жилыми домами по адресам: Санкт-Петербург, пр. Героев, д. 24, корп. 3, д. 26, корп. 1, 2; Ленинский пр., д. 53, корп. 3 и 4.
В период с января по май 2015 года энергоснабжающая организация во исполнение принятых на себя обязательств поставила в указанные дома тепловую энергию.
Согласно акту разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 01.12.2013 (приложение N 2 к Договору) тепловые сети от наружной стенки УТ-25 по Ленинскому пр. со стороны ТК-1а в квартале 20 ЮЗПЧ и от наружной стенки УТ-21 по пр. Героев со стороны ТК-11 в квартале 20 ЮЗПЧ до первых фланцев отключающей арматуры на вводе во всех ИТП жилых домов находятся на балансе и в эксплуатационной ответственности Комитета по строительству.
В обоснование исковых требований истец сослался на то, что заявленная сумма представляет собой стоимость непроизводительных потерь тепловой энергии на внешних тепловых сетях, принадлежащих Комитету по строительству.
Истец направил Комитету по строительству претензию от 11.07.2017 с требованием оплатить задолженность, которая осталась без удовлетворения.
Изложенное послужило основанием настоящего иска.
Суд первой инстанции, приняв во внимание сведения о передаче спорных тепловых сетей в хозяйственное ведение истца, признал обоснованным требование Предприятия в части взыскания 40 925 руб. 30 коп. задолженности.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция приходит к следующему.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ).
Частью 10 статьи 15 Закона N 190-ФЗ установлено, что теплоснабжение потребителей осуществляется в соответствии с правилами организации теплоснабжения, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 55 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, потери тепловой энергии и теплоносителя в тепловых сетях компенсируются теплосетевыми организациями (покупателями) путем производства на собственных источниках тепловой энергии или путем приобретения тепловой энергии и теплоносителя у единой теплоснабжающей организации по регулируемым ценам (тарифам).
Предприятие, осуществляющее теплоснабжение потребителей, вправе получать плату за весь объем тепловой энергии, переданной в тепловые сети сторонних организаций. Собственник и владелец тепловых сетей несет гражданско-правовую ответственность за потери, возникающие в его сетях при транспортировке тепловой энергии (разница между переданной и оплаченной тепловой энергией). Теплоснабжающая организация, поставляя тепловую энергию, вынуждена нести дополнительные расходы по потерям теплоэнергии в сетях, ей не принадлежащих.
Таким образом, Предприятие, осуществляющее теплоснабжение, вправе получать плату за весь объем тепловой энергии, переданный в тепловые сети сторонних организаций. В противном случае не являясь владельцем тепловых сетей, по которым осуществляется поставка тепла конечным потребителям, организации, осуществляющей теплоснабжение, причиняются убытки в виде стоимости потерь тепловой энергии при ее транспортировке (разница между переданной и оплаченной тепловой энергией).
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представленные в материалы дела доказательства, пришли к выводу о том, что датой, с которой тепловые сети были закреплены за Предприятием, следует считать даты издания распоряжений Комитетом по управлению городским имуществом от 29.01.2015 N 125-рз (по жилому дому 26, корп. 1 и 2 по пр. Героев) и от 20.04.2015 N 645-рз (по дому 24 корп. 3 по пр. Героев, дому 53 корп. 3 и 4 по Ленинскому пр.).
Обязательства Комитета по строительству определены до издания указанных распоряжений.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Оснований для иной оценки доказательств кассационная инстанция не усматривает.
Согласно статье 286 АПК РФ кассационный суд при рассмотрении дела проверяет законность принятых судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам.
Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.11.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2018 по делу N А56-3813/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по строительству Правительства Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
Судьи |
В.В. Старченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.