03 августа 2018 г. |
Дело N А56-72395/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 августа 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Преснецовой Т.Г., Сергеевой И.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Линк Девелопмент" генерального директора Килимник Е.А. (решение единственного участника от 14.09.2017), от Правительства Ленинградской области Яковлевой Н.Н. (доверенность от 19.12.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.12.2017 (судья Воробьева Ю.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2018 (судьи Полубехина Н.С., Горбик В.М., Кашина Т.А.) по делу N А56-72395/2017,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Линк Девелопмент", место нахождения: 197101, Санкт-Петербург, ул. Большая Монетная, д. 25, лит. А, пом. 1Н (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Правительства Ленинградской области, место нахождения: 191311, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 67, ОГРН 1037843009335, ИНН 4700000331 (далее - Правительство), от 04.09.2017 N 443-р.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по природным ресурсам Ленинградской области (далее - Комитет).
Решением суда первой инстанции от 22.12.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 29.03.2018, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Правительство, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемые решение и постановление отменить, в удовлетворении требований отказать.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Правительства поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Общества, ссылаясь на их необоснованность, просил оставить жалобу без удовлетворения.
Комитет о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направил, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что распоряжением Правительства от 04.09.2017 N 443-р (далее - Распоряжение) отменены:
- распоряжение Правительства от 12.04.2017 N 200-р "О предоставлении лесного участка из категории земель лесного фонда в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Линк Девелопмент" для строительства и эксплуатации линейного объекта в муниципальном образовании Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области";
- распоряжение Правительства от 12.04.2017 N 202-р "О предоставлении лесного участка из категории земель лесного фонда в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Линк Девелопмент" для строительства и эксплуатации линейного объекта в муниципальном образовании Кингисеппский муниципальный район Ленинградской области";
- распоряжение Правительства от 12.04.2017 N 205-р "О предоставлении лесного участка из категории земель лесного фонда в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Линк Девелопмент" для строительства и эксплуатации линейного объекта в муниципальном образовании Выборгский муниципальный район Ленинградской области";
- распоряжение Правительства от 12.04.2017 N 206-р "О предоставлении лесного участка из категории земель лесного фонда в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Линк Девелопмент" для строительства и эксплуатации линейного объекта в муниципальном образовании Выборгский муниципальный район Ленинградской области".
Считая, что распоряжение Правительства от 04.09.2017 N 443-р не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, признав их обоснованными.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей Правительства и Общества, кассационная инстанция считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что оспариваемое распоряжение Правительства от 04.09.2017 N 443-р принято за пределами его полномочий.
Суды признали, что поскольку распоряжения Правительства от 12.04.2017 N 200-р, N 202-р, N 205-р, N 206-р были приняты в рамках полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных органам государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации, то право отмены указанных ненормативных правовых актов принадлежит Федеральному агентству лесного хозяйства в соответствии с Правилами "Отмены правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 N 524 (далее - Правила).
Таким образом, суды сделали вывод о правах и обязанностях Федерального агентства лесного хозяйства, которое не было привлечено к участию в деле.
Между тем как пояснил в судебном заседании кассационной инстанции представитель Правительства в Ленинградской области существует устойчивая практика самостоятельной отмены Правительством нормативных актов, принятых при осуществлении переданных ему полномочий Российской Федерации в области лесных отношений. Такие акты в течение 14 дней после принятия направляются в Федеральное агентство лесного хозяйства в соответствии с Порядком "Проведения экспертизы не носящих нормативного характера правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений", утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 22.11.2016 N 613.
Оспариваемое распоряжение Правительства от 04.09.2017 N 443-р, по утверждению представителя Правительства, также было направлено в Федеральное агентство лесного хозяйства.
В силу подпункта "В" пункта 7 Правил основанием для отмены является принятие правового акта органом, в компетенцию которого не входит его принятие, или принятие правового акта органом с превышением предоставленных ему полномочий.
Если исходить их того, что распоряжение Правительства от 04.09.2017 N 443-р принято за пределами его полномочий, то оно должно быть отменено Федеральным агентством лесного хозяйства в соответствии с подпунктом "В" пункта 7 Правил, прежде всего по тому, что данное распоряжение нарушает интересы самого Федерального агентства лесного хозяйства, как уполномоченного федерального органа, к исключительной компетенции которого, как посчитали суды первой и апелляционной инстанций, отнесен вопрос отмены правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений.
Между тем распоряжение Правительства от 04.09.2017 N 443-р не отменено Федеральным агентством лесного хозяйства.
В связи с этим возникают сомнения в том, что Федеральное агентство лесного хозяйства признает только за собой право на отмену правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, не допуская наличия у данных органов права на самостоятельную отмену принятых ими актов.
Вывод судов первой и апелляционной инстанций о наличии только у Федерального агентства лесного хозяйства полномочий по отмене подобных правовых актов, по сути, возлагает на данный федеральный орган конкретные обязанности без выяснения правовой позиции данного лица, а также иных обстоятельств, связанных с его участием в спорном материальном правоотношении.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что имеются основания для отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренные пунктом 4 части 4 статьи 288 АПК РФ.
Учитывая изложенное, дело подлежит направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду надлежит привлечь к участию в деле Федеральное агентство лесного хозяйства; с учетом позиции Федерального агентства лесного хозяйства проверить доводы Общества об отсутствии у Правительства полномочий по отмене оспариваемого распоряжения Правительства от 04.09.2017 N 443-р; с учетом установленного разрешить спор.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.12.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2018 по делу N А56-72395/2017 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
А.В. Кадулин |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.