17 августа 2018 г. |
Дело N А56-69341/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Кудина А.Г., Соколовой С.В.,
при участии от акционерного общества "Ленэнергоспецремонт" Колесниковой Е.С. (доверенность от 21.06.2017 N 55), от Государственной административно-технической инспекции Самойловой А.М. (доверенность от 26.12.2017 N 01-04-4092/17-0-0),
рассмотрев 15.08.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Ленэнергоспецремонт", место нахождения: 196191, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 7, лит. А, пом. 23Н, ОГРН 1027810229754, ИНН 7826704892, на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.12.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2018 по делу N А56-69341/2017,
установил:
акционерное общество "Ленэнергоспецремонт", место нахождения: 196191, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 7, лит. А, пом. 23Н, ОГРН 1027810229754, ИНН 7826704892 (далее - Общество, АО "ЛЭСР"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной административно-технической инспекции, место нахождения: 191014, Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 36, лит. А, ОГРН 1027809192575, ИНН 7803032323 (далее - Инспекция, ГАТИ), от 25.08.2017 N 2703 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной пунктами 1, 3 статьи 14 и статьей 21 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.12.2017, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить решение от 06.12.2017 и постановление от 20.03.2018, принять новый судебный акт - об удовлетворении заявления. В обоснование жалобы АО "ЛЭСР" ссылается на допущенные Инспекцией процедурные нарушения в ходе производства по делу об административном правонарушении (осмотр территории произведен без участия представителя Общества; при осмотре территории участвовали понятые лица, являющиеся государственными служащими и участвующие ранее в качестве понятных при производстве иных административных дел; протоколы об административном правонарушении составлены в отсутствие представителя Общества; из административного дела изъяты телеграммы от 21.07.2017 N N 18052, 18053, 18054 о вызове представителя АО "ЛЭСР"; объяснения Иванко В.Н. появились в материалах административного дела после того, как 09.08.2017 представитель Общества ознакомился с материалами дела; опрос в качестве свидетеля сотрудника ГАТИ Фабричнова Ю.Л. не является допустимым доказательством).
В судебном заседании представитель Общества поддержал приведенные в кассационной жалобе доводы, а представитель Инспекции просил решение от 06.12.2017 и постановление от 20.03.2018 оставить без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, инспектором ГАТИ 18.07.2017 в присутствии двух понятных зафиксировано административное правонарушение по адресу: аллея Поликарпова д. 8, корп. 1, лит. Б (от здания РТП N 22477) по внутридворовой территории д. 15, корп. 1, лит. А по пр. Испытателей, к строящемуся многоквартирному дому по адресу: Санкт-Петербург, уч. 81 (севернее д. 19, корп. 1, лит. А), выразившееся в производстве работ, связанных с прокладкой инженерных сетей - электрокабеля без ордера ГАТИ, в содержании элемента благоустройства - временного ограждения зоны производства работ в неисправном и загрязненном состоянии (ограждение имеет проемы), отсутствие информационного щита при выполнении работ.
В частности протоколами осмотра от 18.07.2017 и 24.07.2017 с применение средств фотофиксации и привлечением понятых установлено, что по вышеуказанному адресу производятся земляные работы по прокладке кабельных линий: от здания РТП N 22477 (аллея Поликарпова д. 8, корп.1, лит.Б), в газоне производятся работы по выкапыванию траншеи при помощи трактора "JCB" (государственный номер 9760 РС/78), трактора "TLB890" (государственный номер 2589 РА/78), рабочих, изъятый грунт складируется вдоль отрытой траншеи; у здания РТП N 22477 складированы две кучи песка; перекрыт внутриквартальный проезд между д. 19, корп.1, лит. А по Серебристому бульвару и д. 15, корп.1, лит. А по пр. испытателей путем размещения на проезде строительных материалов (песка, гофрированных ПВХ труб), секций временного ограждения; при производстве работ рабочими используется автомобиль ГАЗ (государственный регистрационный номер У 712 РК 178); при производстве работ частично отсутствует временное ограждение отрытой траншеи, изъятого грунта, складированных материалов (куч песка, гофрированных ПВХ труб), в связи с чем, не обеспечено безопасное движение пешеходов, автотранспорта; информационный щит при производстве работ отсутствует.
Производство указанных работ осуществляется Обществом на основании заключенного между ним и публичным акционерным обществом "Ленэнерго" (далее - ПАО "Ленэнерго") договора от 05.06.2017 N 17-6068, в соответствии с которым АО "ЛЭСР" обязуется в установленный срок выполнить полный комплекс строительно-монтажных работ для осуществления технологического присоединения к электрическим сетям заявителей в срок не позднее 10.04.2020; работы по прокладке электрокабеля выполняет открытое акционерное общество "Дорстрой" (далее - ОАО "Дорстрой") в соответствии с договором субподряда, заключенным с АО "ЛЭСР".
Установив в действиях Общества нарушение пунктов 1, 3 статьи 14 и статьей 21 Закона N 273-70, Инспекция 24.08.2017 составила в отношении АО "ЛЭСР" протоколы об административных правонарушениях NN 38266, 38267 и 38268.
Определением ГАТИ от 25.08.2017 административные дела N N 38266, 38267 и 38268 были объединены в одно производство под номером 38266.
Постановлением Инспекции от 25.08.2017 N 2703 Общество признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных пунктами 1, 3 статьи 14 и статьей 21 Закона N 273-70 с назначением наказания в виде 500 000 руб. штрафа.
Не согласившись с данным постановлением ГАТИ, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности состава административного правонарушения и об отсутствии процедурных нарушений при производстве административного дела, в связи с чем отказал в удовлетворении заявления.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Общества не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Правила благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся правил производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, утверждены постановлением правительства Санкт-Петербурга от 06.10.2016 N 875 (далее - Правила N 875).
В пункте 3.2 Правил N 875 установлены обязанности производителя работ, в том числе: установить на месте работ информационный щит с указанием вида работ, наименования заказчика, производителя работ и его подрядчиков (в случае наличия договоров субподряда), сроков начала и окончания работ, начала и окончания временного ограничения или временного прекращения движения транспортных средств (в случае такого ограничения или прекращения), фамилий, имен, отчеств должностных лиц, ответственных за производство работ, номеров их рабочих телефонов (подпункт 3.2.1); оградить зону производства работ ограждением, обеспечивающим безопасное движение транспорта и пешеходов, сохранность объектов и элементов благоустройства, входящих в зону производства работ, установить технические средства организации дорожного движения в соответствии со схемой организации дорожного движения, ограждающие и направляющие устройства, красные фонари на углах ограждений и не реже чем через каждые 50 м вдоль ограждения. На углах ограждения, перегораживающего (частично или полностью) тротуар или проезжую часть, должна быть сделана вертикальная разметка в соответствии с действующими нормами (подпункт 3.2.3); содержать ограждения зоны производства работ в чистом и исправном состоянии: ограждения зоны производства работ должны быть покрашены, очищены от грязи, промыты, не иметь проемов, поврежденных участков, отклонений от вертикали, посторонних наклеек, объявлений, надписей (подпункт 3.2.6); не допускать начала производства работ до полного обустройства зоны производства работ в соответствии с условиями пунктов 3.2.1 - 3.2.8 Правил (подпункт 3.2.9);
Согласно разделу 4 Правил N 875 земляные работы на инженерных коммуникациях (пункт 4.2), складирование и размещение материалов, используемых для производства работ (пункт 4.8) требуют получения ордера ГАТИ на производство указанных работ.
В силу пункта 6.1 Правил N 875 заказчики, планирующие работы, указанные в разделе 4 Правил, обязаны получить ордер в ГАТИ до начала их производства. Выполнение указанных работ без ордера ГАТИ на их производство запрещено.
Выполнение производителем работ земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга (далее в настоящей статье - работы), без ордера на производство работ, выданного уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга (далее в настоящей статье - ордер), а также неисполнение заказчиком работ обязанности по получению ордера до начала производства работ при условии фактического выполнения работ влечет административную ответственность, предусмотренную пунктом 1 статьи 14 Закона N 273-70.
Отсутствие ограждения зоны производства работ, информационного щита, соответствующих требованиям, установленным Правилами N 875, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей (пункт 3 статьи 14 Закона N 273-70).
Согласно статье 21 Закона N 273-70 содержание объекта благоустройства или элемента благоустройства в неисправном или загрязненном состоянии влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные сторонами в материалы дела доказательства, в том числе: протоколы осмотров территории и находящихся там вещей и документов от 18.07.2017 и 24.07.2017, протоколы об административных правонарушениях от 24.08.2017 N N 38266, 38267 и 38268, протоколы опросов свидетелей от 19.07.2017 и 25.08.2017, акты от 10.08.2017 и 24.08.2017, договор от 20.05.2016 N ОД-СПБ-16/9983-Э-16, письма от 17.07.2017 и 05.07.2017 N ЭСКЛ/16-30/1042, суды двух инстанций установили факт производства Обществом земляных работ с нарушением пунктов 3.2.1, 3.2.3, 3.2.6, 3.2.9, 4.8, 6.1 Правил N 875.
Судами верно отмечено, что ГАТИ представлены надлежащие, исчерпывающие и применительно к статье 68 АПК РФ допустимые доказательства, свидетельствующие о нарушении заявителем вышеуказанных положений действующего законодательства.
Согласно частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты меры по их соблюдению.
В данном случае суды не установили объективных причин, препятствовавших соблюдению Обществом требований Правил N 875.
Доказательств невозможности исполнения заявителем требований указанных норм в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено.
Исходя из вышеприведенных нормативных положений и обстоятельств настоящего дела, судебные инстанции пришли к правильному выводу о наличии в действиях АО "ЛЭСР" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14 Закона N 273-70.
Административное наказание назначено заявителю в соответствии с требованиями раздела IV, статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.5 КоАП РФ, отвечает характеру и степени общественной опасности деяния, согласуется с принципами юридической ответственности.
Доводам Общества о нарушении процедуры привлечения его к административной ответственности судами дана надлежащая оценка. Существенных нарушений со стороны административного органа в ходе производства по делу, влекущих признания оспоренного постановления незаконным, судами не установлено.
Судами отмечено, что при составлении протоколов осмотра от 18.07.2017 и 24.07.2017 участвовали незаинтересованные, совершеннолетние понятые, которым были разъяснены их права и обязанности, предусмотренные статьей 25.7 КоАП РФ. Привлеченные к осмотру территории понятые не являются сотрудниками ГАТИ. Наличие у понятых статуса государственных служащих не может свидетельствовать об их заинтересованности в исходе дела.
Доводам Общества о незаконности проведения осмотра 18.07.2017 и 24.07.2017 (в отсутствии представителя АО "ЛЭСР") судом первой инстанции дана надлежащая оценка. Суд констатировал соблюдение со стороны ГАТИ установленных КоАП РФ гарантий лица, привлекаемого к административной ответственности.
Несогласие Общества с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Поскольку выводы судом соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.12.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2018 по делу N А56-69341/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "ЛенЭнергоСпецРемонт" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.