24 августа 2018 г. |
Дело N А56-107280/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 августа 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Серовой В.К., Щуриновой С.Ю.,
при участии от федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" Пономаревой О.С. (доверенность от 05.02.2018),
рассмотрев 23.08.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.02.2018 (судья Константинова Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2018 (судьи Савина Е.В., Мельникова Н.А., Фуркало О.В.) по делу N А56-107280/2017,
установил:
Открытое акционерное общество "Водоканал-Мытищи", место нахождения: 141009, Московская обл., г. Мытищи, станция Водопроводная, Владение 4В, стр. 1, ОГРН 1065029000101, ИНН 5029088173 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа", место нахождения: 191055, Санкт-Петербург, Дворцовая пл., д. 10, ОГРН 1117847144876, ИНН 7841443420 (далее - Учреждение), о взыскании 630 011 руб. 86 коп. задолженности по оплате услуг холодного водоснабжения и водоотведения за период с января по март 2017 года.
Решением суда первой инстанции от 25.02.2018 иск Общества удовлетворен. С Учреждения в пользу Общества взыскано 630 011 руб. 86 коп. задолженности и 15 600 руб. расходов по оплате государственной пошлины. Кроме того, суд возложил субсидиарную ответственность по долгам Учреждения на Министерство обороны Российской Федерации.
Постановлением апелляционного суда от 24.04.2018 решение суда первой инстанции от 25.02.2018 изменено. Из резолютивной части решения исключен вывод о взыскании суммы задолженности с Российской Федерации в лице Министерства обороны. В остальной части решение от 25.02.2018 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение об отказе Обществу в иске.
Податель жалобы считает, что задолженность Учреждения документально не подтверждена, направленные в адрес Учреждения счета-фактуры не позволяют установить факт и объем оказанных услуг.
Податель жалобы указывает, что государственный контракт на оказание услуг холодного водоснабжения и водоотведения между Обществом и Учреждением в спорный период не заключался. Представленная в материалы дела заявка не соответствует положения действующего законодательства и не подтверждает наличие договорных отношений.
Также податель жалобы считает, что Учреждение не является надлежащим ответчиком в данном споре, поскольку в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.11.2016 N 2365-р единственным поставщиком холодной воды и услуг по отведению и очистке сточных вод для нужд учреждений, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации, определено акционерное общество "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Управление), с которым заключен государственный контракт N 4-ВКХ.
В отзыве Общество просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу Учреждения - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители Общества, надлежаще извещенного о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, что не препятствует рассмотрению жалобы в их отсутствии.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Общество является организацией водопроводно-канализационного хозяйства на территории г. Мытищи и оказывает услуги холодного водоснабжения и водоотведения в отношении находящихся в ведении Учреждения объектов, расположенных по адресу: г. Мытищи, ул. Колпакова, д. 14, лит. А, в/ч 41427 (административное здание, здания казарм N 1 и N 2, столовая, штаб); ул. 2-я Новая, в/ч 15147; 2-й Рупасовский пер., в/ч 41101 (здание дежурного, комендатура, столовая, штаб); ул. Силикатная, в/ч 15147; ул. Щорса, в/ч 96484; Белянино, ул. Широкая, в/ч 32047, сети которых подключены к водопроводным и канализационным сетям Общества.
Министерство обороны Российской Федерации в лице 195-го территориального отделения эксплуатации и контроля за оказанием услуг направило в адрес Общества заявку от 16.01.2016 N 8 на заключение государственного контракта на водоснабжение и водоотведение на 2017 год в отношении объектов Министерства обороны Российской Федерации, расположенных на территории обслуживания Общества.
Общество 19.01.2017 направило в адрес Учреждения проект государственного контракта N 192 для подписания.
Подписанный и скрепленный печатью экземпляр государственного контракта либо предложения по внесению изменений в государственный контракт в адрес истца не поступали.
Общество в период с января по март 2017 года фактически оказывало Учреждению услуги холодного водоснабжения и водоотведения в отношении спорных объектов и выставляло счета-фактуры на оплату оказанных услуг.
Не получив оплаты за оказанные услуги, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск, признав его обоснованным по праву и по размеру.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены судебных актов исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 названного Кодекса) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Факт оказания Обществом услуг холодного водоснабжения и водоотведения в отношении находящихся в ведении Учреждения объектов в период с января по март 2017 года документально подтвержден выставленными в адрес Учреждения счетами, счетами-фактурами, актами приемки-сдачи работ и актами сверки расчетов, в которых указаны объемы потребленной холодной воды и отведенных сточных вод. Доказательств, подтверждающих оказание услуг холодного водоснабжения и водоотведения в меньшем объеме, как и доказательств, свидетельствующих о недостоверности сведений, содержащихся в счетах-фактурах, Учреждением не представлено. Данных об отключении ресурсоснабжаемых объектов от систем водоснабжения и водоотведения Общества, либо об оказании Учреждению услуг водоснабжения и водоотведения иной организацией, в материалах дела не имеется.
Учитывая разъяснения, приведенные в пункте 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения", отсутствие договорных отношений с организацией, чьи водопроводные и канализационные сети присоединены к сетям организации водопроводно-канализационного хозяйства, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость оказанных ему услуг.
Довод подателя жалобы о том, что с момента определения Управления единственным поставщиком холодной воды и услуг по водоотведению для нужд учреждений, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации, Учреждение не несет обязанности по оплате оказанных услуг, не принимается судом кассационной инстанции.
Доказательств принятия и выполнения Управлением обязательств по оплате услуг, фактически оказанных Обществом Учреждению, в материалы дела не представлено. Перечисление Управлению бюджетных средств во исполнение государственного контракта N 4-ВКХ, заключенного с Министерством обороны Российской Федерации, не свидетельствует о выполнении Учреждением обязательств перед Обществом.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что суды правомерно удовлетворили заявленные Обществом требования, взыскав с Учреждения 630 011 руб. 86 коп. задолженности по оплате услуг холодного водоснабжения и водоотведения за период с января по март 2017 года.
Поскольку в рамках настоящего дела Общество не предъявляло требований к субсидиарному должнику, апелляционный суд признал необоснованным привлечение Министерства обороны Российской Федерации к субсидиарной ответственности по долгам Учреждения и правомерно изменил решение суда первой инстанции в этой части.
Основания для отмены постановления апелляционного суда и удовлетворения кассационной жалобы Учреждения отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2018 по делу N А56-107280/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Боглачева |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.