28 августа 2018 г. |
Дело N А21-11606/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.08.2018.
Постановление в полном объеме изготовлено 28.08.2018.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Савицкой И.Г., Соколовой С.В.,
при участии от индивидуального предпринимателя Мишина Н.В. - Иваницы А.Г. (доверенность от 13.11.2017),
рассмотрев 21.08.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Мишина Н.В. на решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.01.2018 (судья Сычевская С.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2018 (судьи Юрков И.В., Зотеева Л.В., Сомова Е.А.) по делу N А21-11606/2017,
установил:
Индивидуальный предприниматель Мишин Н.В. (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Федерального государственного казенного учреждения "Пограничного Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Калининградской области (далее - Управление) от 20.11.2017 N 2055/1892-17 о назначении административного наказания на основании части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 30.01.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.04.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Предприниматель, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить.
В судебном заседании представитель Предпринимателя поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Управление о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направило в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, основанием для привлечения Мишина Н.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ, послужило нарушение положений части 21 статьи 9 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (далее - Закон N 4730-1), а также пункта 11 Правил уведомления пограничных органов о намерении пересечь государственную границу Российской Федерации российскими судами, имеющими право на неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2017 N 863 (далее - Правила N 863).
Нарушения выразились в том, что капитан судна ПТС "Вихревой" Кудашкин В.Б. не уведомил Управление об ожидаемом времени прибытия судна в порт в установленный законом срок (за 2 часа до планируемого захода).
Указанное судно принадлежит Предпринимателю на праве собственности (свидетельство от 20.01.2012 МФ-П N 006587).
Приказом от 15.09.2017 Мишин Н.В. назначил Кудашкина В.Б. капитаном ПТС "Вихревой".
Перед убытием из порта 29.09.2017 Кудашкин В.Б. в соответствии с пунктом 6 Правил N 863 уведомил Управление о выходе и намерении неоднократно пересечь границу без прохождения пограничного и иных видов контроля.
В период с 29.09.2017 по 02.10.2017 судно ПТС "Вихревой" осуществляло рыболовство в Балтийском море (26 подрайон) на основании разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов от 29.12.2016 N 39201702007601.
Судно ПТС "Вихревой" 02.10.2017 осуществило заход в порт Калининград (входные молы Калининградского морского канала).
В отношении Мишина Н.В. заинтересованным лицом составлен протокол об административном правонарушении от 13.11.2017 N 2055/1892-17.
Постановлением Управления от 20.11.2017 N 2055/1892-17 Предприниматель привлечен к административной ответственности на основании части 1 статьи 18.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Предприниматель не согласился с постановлением Управления, в связи с чем обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, сделав вывод о наличии в действиях заявителя состава вмененного ему административного правонарушения, отсутствии процедурных нарушений при привлечении Предпринимателя к административной ответственности в удовлетворении заявления отказал.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы ввиду следующего.
Российские суда, убывающие из российских портов или морских терминалов в целях торгового мореплавания во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации с последующим прибытием в российские порты или морские терминалы либо в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, могут неоднократно пересекать Государственную границу без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля (часть 21 статьи 9 Закона N 4730-1).
Капитан российского судна, возвращающегося в порт или морской терминал, не позднее чем за 2 часа до планируемого захода судна в порт или морской терминал сообщает по телефонной, факсимильной связи либо по электронной почте в ближайший пограничный орган об ожидаемом времени прибытия судна в порт или морской терминал и проверяет по телефонной связи получение пограничным органом этой информации (статья 11 Правил N 863).
Капитан судна в силу своего служебного положения признается представителем судовладельца и грузовладельца в отношении сделок, необходимых в связи с нуждами судна, груза или плавания, а также исков, касающихся вверенного капитану судна имущества, если на месте нет иных представителей судовладельца или грузовладельца (статья 71 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации).
В данном случае судебные инстанции обоснованно сочли, что Предприниматель как работодатель обязан правильно организовывать труд своих работников, следовательно, несет ответственность в случае несоблюдения его работниками норм действующего законодательства в области защиты Государственной границы РФ. Правильный подбор и расстановка кадров, доступ к полномочиям, контроль за деятельностью работников являются проявлением осмотрительности, направленной на обеспечение его деятельности.
В силу части 1 статьи 18.1 КоАП РФ нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.
В данном случае судами двух инстанций установлен факт нарушения Предпринимателем требований Правил N 863 и Закона N 4730-1, в связи с чем пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях заявителя состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ.
Довод кассационной жалобы о необоснованном неприменении судами положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, допускающей возможность замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение, подлежит отклонению.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 10.10.2017 N 2255-О, наличие таких специальных правил (особых условий) назначения административных наказаний, касающихся субъектов малого и среднего предпринимательства, а также их работников (руководителей и иных должностных лиц), ориентирует органы административной юрисдикции на приоритетное применение к ним за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное посредством государственных или муниципальных контрольно-надзорных мероприятий, административного наказания в виде предупреждения, в том числе в случаях, когда санкция соответствующей статьи Особенной части КоАП РФ не предусматривает возможности его назначения, что, по сути, согласуется с основными целями и принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации (статья 6 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации").
Суд первой инстанции установил, что Предприниматель является субъектом малого и среднего предпринимательства, относится к категории - микропредприятие.
Также суд первой инстанции, с учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, обоснованно не усмотрел оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, поскольку судом не установлены условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, в части такого обстоятельства, как отсутствие возникновения угрозы безопасности государства, поскольку в данном случае объектом правонарушения выступает безопасность государственной границы как часть системы обеспечения безопасности Российской Федерации.
Выводы судов соответствуют действующему законодательству и установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Несогласие Предпринимателя с оценкой представленных доказательств и выводами судов по фактическим обстоятельствам дела не является основанием для отмены или изменения судебных актов в порядке статьи 288 АПК РФ.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Исходя из изложенного, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.01.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2018 по делу N А21-11606/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Мишина Николая Владимировича - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.