24 августа 2018 г. |
Дело N А56-4064/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Кудина А.Г., Соколовой С.В.,
при участии от федерального государственного бюджетного учреждения "Научно-исследовательский институт гриппа" Агуреевой Д.А. (доверенность от 21.05.2018 N 38),
рассмотрев 22.08.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГСК" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.11.2017 (судья Ресовская Т.М.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2018 (судьи Протас Н.И., Зотеева Л.В., Юрков И.В.), по делу N А56-4064/2017,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ГСК", место нахождения: 197372, Санкт-Петербург, ул. Ситцева, д. 5, корп. 2, ОГРН 1137847073957, ИНН 7814563647 (далее - Общество, ООО "ГСК"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, место нахождения: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А, ОГРН 102780924933, ИНН 7825413361 (далее - Управление, УФАС), от 01.11.2016 по делу N РНП-78-318/16, обязании УФАС исключить сведения об ООО "ГСК" из реестра недобросовестных поставщиков (далее - РНП).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное бюджетное учреждение "Научно-исследовательский институт гриппа", место нахождения: 197376, Санкт-Петербург, ул. Профессора Попова, д. 15/17, ОГРН 1027806881827, ИНН 7813045650 (в настоящее время переименовано в федеральное государственное бюджетное учреждение "Научно-исследовательский институт гриппа именно А.А. Смородинцева" Министерства здравоохранения Российской Федерации) (далее - Учреждение).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.11.2017, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2018, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить решение от 30.11.2017 и постановление от 21.03.2018, принять новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы обращает внимание на неполноту выяснения судами значимых для правильного разрешения спора обстоятельств, на отсутствие оценки представленных Обществом доказательств относительно наличия в его действиях недобросовестного поведения в ходе исполнения контракта. ООО "ГСК" настаивает на том, что в рамках спорных правоотношений не намерено было уклониться от исполнения контракта и совершило все возможные и необходимые действия для его реализации.
В судебном заседании представитель Учреждение возражал против удовлетворения кассационной жалобы, просил решение от 30.11.2017 и постановление от 21.03.2018 оставить без изменения.
Иные участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, Учреждением 29.05.2014 на официальном интернет-сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0372200006914000036 о проведении открытого конкурса на выполнение работ по разработке проектной документации, проведения инженерных изысканий, проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, проведение проверки достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства: Научно-лабораторного корпуса для создания условий для хранения коллекции вирусных изоляторов Учреждения по адресу: Санкт-Петербург, ул. Профессора Попова, д. 15/17, корпус Б8-Б10.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 30.09.2015 N ПРО1 победителем конкурса признано ООО "ГСК", с которым заказчиком заключен государственный контракт от 12.10.2015 N 69-15 на сумму 29 900 000 руб., сроком исполнения 21.12.2015 (далее - Контракт).
Полагая, что Общество ненадлежащим образом выполнило условия Контракта, а именно допустило нарушение сроков его выполнения, Учреждение 19.08.2016 приняло решение N 562 об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) Учреждение направило в УФАС обращение о включении сведений относительно Общества в РНП.
По результатам рассмотрения представленных материалов Управление вынесло решение от 01.11.2016 по делу N РНП-78-318/16 о включении сведений в отношении ООО "ГСК" в РНП.
Не согласившись с указанным решением УФАС, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций согласились с выводами Управления о наличии оснований для включения сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с чем отказали в удовлетворении заявления.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Общества не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В статье 104 Закона N 44-ФЗ закреплен порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков.
Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (часть 1 указанной статьи).
В силу части 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. Аналогичное правило установлено в части 16 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, согласно которой информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном названным Законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 6 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 названной статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 названной статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 названной статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов (часть 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии со статьей 104 Закона N 44-ФЗ, а также Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 (далее - Правила N 1062), антимонопольный орган осуществляет ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Размещение сведений об участнике размещения заказа в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения заказа от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения (пункты 11 и 12 Правил N 1062).
В данном случае судами установлено и материалами дела подтверждено, что решение Учреждения от 19.08.2016 N 562 об одностороннем отказе от исполнения контракта мотивировано нарушением Обществом установленного пунктом 2.2 Контракта срока выполнения работ (не позднее 21.12.2015). Условие об одностороннем отказе заказчика от исполнения Контракта предусмотрено пунктами 7.2 и 7.3 Контракта.
Проверив соблюдение Учреждением порядка отказа от исполнения Контракта, установленного статьей 95 Закона N 44-ФЗ, суды обоснованно констатировали выполнение заказчиком нормативных требований указанной нормы.
При оценке оснований для включения сведений в отношении Общества в РНП, суды исходили из обстоятельств дела, установленных в рамках арбитражного дела N А56-74579/2016. При рассмотрении указанного дела суды исследовав действия Общества в ходе исполнения Контракта, установили факт ненадлежащего исполнения Обществом своих обязательств и виновность его действий в ненадлежащем исполнении обязательств по Контракту.
На основании представленных в материалы настоящего дела доказательств, суды двух инстанций пришли к выводу об отсутствии со стороны Общества документов, свидетельствующих о его добросовестном поведении в ходе исполнения Контракта. При этом судом апелляционной инстанции обоснованно отмечено, что участвуя в закупке, Общество согласилось осуществить работы в соответствии с условиями Контракта, а также могло и должно было осознавать последствия его неисполнения. Предполагая себя профессиональным и опытным участником в указанной сфере, заявитель тем более должен был просчитать свои возможности, средства и время, требуемые для исполнения Контракта. Также судами применительно к рассматриваемому спору было учтено, что Учреждение неоднократно предоставляло возможность Обществу надлежащим образом исполнить условия Контракта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами полно и всесторонне, исследованы все имеющиеся в деле доказательства, нормы материального права применены соответственно установленным обстоятельствам, отсутствуют нарушения норм процессуального права, в том числе влекущие согласно части 4 статьи 288 АПК РФ безусловную отмену судебных актов, поэтому у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.11.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2018 по делу N А56-4064/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГСК" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.