11 сентября 2018 г. |
Дело N А26-9955/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Кудина А.Г., Мунтян Л.Б.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" Гермоевой А.Н. (доверенность от 17.01.2017),
рассмотрев 11.09.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.12.2017 (судья Васильева Л.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2018 (судьи Зотеева Л.В., Протас Н.И., Юрков И.В.) по делу N А26-9955/2017,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Водоканал" (место нахождения: Республика Карелия, г. Суоярви, Суоярвское ш., д. 148; ОГРН 1141040000595; ИНН 1016043682; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным предписания Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в г. Костомукша, Муезерском, Калевальском и Суоярвском районах (место нахождения: г. Петрозаводск, ул. Пирогова, д. 12; ОГРН 1051000011677; ИНН 1001048857; далее - Управление) от 27.07.2017 N 69/38-П.
Решением суда первой инстанции от 14.12.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 25.04.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить. По мнению подателя жалобы, оспариваемое предписание содержит неправомерные требования.
В судебном заседании представитель Общества доводы жалобы поддержала.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Управления, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Обществом и Администрацией Лоймольского сельского поселения заключен договор от 15.06.2015 N 3 управления 62 многоквартирными домами в пос. Райконкоски, согласно которому в перечень обязательных работ и услуг по содержанию многоквартирных домов включена уборка мусора на контейнерных площадках и вывоз твердых бытовых отходов по графику.
Управление, выявив нарушение Обществом санитарного законодательства, выдало ему предписание от 16.05.2017 N 07/27-П об их устранении в срок до 15.07.2017.
На основании распоряжения от 13.07.2017 N 08/69-р в период 20.07.2017 по 17.08.2017 Управление провело выездную проверку выполнения Обществом указанного предписания, в ходе которой выявило и отразило в протоколе осмотра от 20.07.2017 и акте от 26.07.2017 N 69, что предписание в полном объеме не исполнено: в период с мая по июль 2017 года в пос. Райконкоски не обустроено ни одной дворовой помойницы с водонепроницаемым выгребом и наземной частью с крышкой; очистка контейнеров, бочек не проведена, контейнеры заполнены твердыми бытовыми отходами, площадки под контейнерами и бочками не имеют твердой площадки и ограждения, прилегающая территория захламлена, часть контейнеров и бочек не имеют плотно закрывающихся крышек; не разработана генеральная схема очистки пос. Райконкоски (совместно с администрациями муниципального образования "Суоярвский район" и Лоймольского сельского поселения), включающая организацию планово-регулярной, заявочной системы и режим удаления (графики вывоза) отходов, в том числе жидких нечистот.
В связи с этим, придя к выводу о нарушении Обществом пунктов 2.1.3, 2.2.1, 2.2.9, 6.3 Санитарных правил содержания территорий населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88), пунктов 8.2.4, 8.2.5 Санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях (СанПиН 2.1.2.2645-10), а также пункта 3.11 Санитарно-эпидемиологических требований к организации и проведению дератизационных мероприятий (СП 3.5.3.3223-14), Управление выдало Обществу предписание от 27.07.2017 N 69/38-П об устранении данных нарушений в срок до 25.04.2018.
Согласно предписанию Обществу для сбора твердых бытовых отходов у всех домов, находящихся в управлении, надлежит оборудовать специальные площадки с водонепроницаемым покрытием, ограждением для размещения контейнеров с крышками на расстоянии не менее 20 м и не более 100 м от жилых домов; обеспечить их ежедневную очистку в летнее время и не реже 1 раза в 3 суток или по мере заполнения в зимнее время, а также обеспечить удаление негабаритных отходов из домовладений по мере их накопления, но не реже 1 раза в неделю.
Общество, не согласившись с предписанием, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о нарушении Обществом санитарно-эпидемиологических требований, а также о правомерности и обоснованности оспариваемого предписания, в удовлетворении заявления отказал.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям; далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно пункту 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, выполнять требования санитарного законодательства, постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Согласно пункту 1 статьи 22 Закона N 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как предусмотрено СанПиН 42-128-4690-88, на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями (пункт 2.1.3); при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град. и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы (пункт 2.2.1); удаление негабаритных отходов из домовладений следует производить по мере их накопления, но не реже одного раза в неделю (пункт 2.2.9); учреждения по эксплуатации зданий, жилищные отделы предприятий и учреждений, коменданты и управляющие домами должны: своевременно заключать договоры на удаление бытовых отходов; проводить разъяснительную работу и организовывать население для выполнения мероприятий по соблюдению санитарных правил содержания территорий населенных мест; оборудовать площадки с водонепроницаемым покрытием под мусоросборники; обеспечивать сборниками и инвентарем, применяемыми для сбора пищевых отходов, уличного и дворового смета; принимать меры по обеспечению регулярной мойки и дезинфекции мусороприемных камер, площадок и ниш под сборники, а также сборников отходов (пункт 6.3).
СанПиН 2.1.2.2645-10 установлено, что контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно (пункт 8.2.4); для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта (пункт 8.2.5).
Согласно пункту 3.11 СП 3.5.3.3223-14 санитарно-гигиенические мероприятия включают, в частности, очистку мусорокамер в жилых домах не реже 1 раза в сутки с применением моющих и дезинфицирующих средств; асфальтирование или бетонирование контейнерных площадок для сбора мусора и содержание их в чистоте; использование плотно закрывающихся емкостей для пищевых и бытовых отходов и регулярную их очистку; ежедневный вывоз мусора с дворовых территорий.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Общество, осуществляя деятельность по управлению многоквартирными домами, допустило нарушение требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, зафиксированные Управлением в протоколе осмотра от 20.07.2017 и акте от 26.07.2017 N 69.
В силу пункта 2 статьи 50 Закона N 52-ФЗ при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемого предписания законодательству в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также об отсутствии оснований для признания прав и законных интересов заявителя нарушенными. С этим согласился и суд апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Доводы Общества, изложенные в жалобе, были рассмотрены судами первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Несогласие подателя жалобы с выводами судов, а также иное толкование им положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм права.
Определением суда кассационной инстанции от 26.07.2018 подателю жалобы была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения кассационной жалобы по существу. С учетом результата рассмотрения жалобы с Общества в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1500 руб.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.12.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2018 по делу N А26-9955/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" (место нахождения: Республика Карелия, г. Суоярви, Суоярвское ш., д. 148; ОГРН 1141040000595; ИНН 1016043682) в доход федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.