12 сентября 2018 г. |
Дело N А44-3371/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Пастуховой М.В. и Судас Н.Е.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Тепловая Компания Новгородская" Семеновой А.Н. (доверенность от 22.12.2017),
рассмотрев 12.09.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тепловая Компания Новгородская" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 28.12.2017 (судья Высокоостровская А.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2018 (судьи Тарасова О.А., Кутузова И.В., Рогатенко Л.Н.) по делу N А44-3371/2017,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Тепловая Компания Новгородская", место нахождения: 175000, Новгородская обл., Батецкий р-н, пос. Батецкий, ул. Лесная, д. 3а, ИНН 5301003692, ОГРН 1135321001639 (далее - Компания), обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Межмуниципальная управляющая компания "Окуловкасервис", место нахождения: 174350, Новгородская обл., г. Окуловка, ул. Новгородская, д. 33, ИНН 5311006773, ОГРН 1085302000167 (далее - Общество), о взыскании (с учетом уточнения требований) 24 162 руб. 98 коп. задолженности по оплате горячей воды, поставленной в январе и феврале 2017 года, и 1242 руб. 53 коп. неустойки, начисленной за период с 16.02.2017 по 26.04.2017.
Решением суда от 28.12.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 08.05.2018, с Общества в пользу Компании взыскано 877 руб. 73 коп. неустойки, в остальной части в иске отказано.
В кассационной жалобе Компания, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить обжалуемые судебные акты и удовлетворить иск полностью.
По мнению подателя жалобы, представленные Обществом акты не доказывают факта отсутствия технической возможности установки общедомовых приборов учета горячей воды, так как оформлены без привлечения специализированной организации, имеющей лицензию и обладающей специальными познаниями для проведения обследований на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов. В связи с этим Компания полагает правомерным применение повышающего коэффициента при определении объема поставленного ресурса.
Кроме того, податель жалобы полагает, что Общество намеренно уклоняется от установки общедомовых приборов учета.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Компании поддержал доводы, приведенные в жалобе.
Общество уведомлено о месте и времени рассмотрения дела, однако представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Компанией (ресурсоснабжающей организацией) и Обществом (исполнителем) заключен договор от 17.03.2017 N ОКЛ/2/2936 на приобретение горячей воды, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме. По условиям договора ресурсоснабжающая организация обязалась осуществлять поставку горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а исполнитель обязался оплачивать принятый потребителем объем коммунального ресурса, а также обеспечивать безопасную эксплуатацию и исправность внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется потребление коммунального ресурса.
Жилые дома, в которые поставляется горячая вода, поименованы в приложении N 1 к договору. Приборами учета жилые дома не оборудованы (приложение N 3).
Ссылаясь на наличие у Общества задолженности по оплате горячей воды, поставленной в январе и феврале 2017 года, Компания начислила законную неустойку на сумму долга, определенного по нормативам потребления с учетом повышающего коэффициента, и обратилась с иском в арбитражный суд. Расчет истца соответствует подпункту "ж" пункта 22 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Возражая на иск, Общество ссылалось на то, что отсутствует техническая возможность установки общедомовых приборов учета горячей воды.
Суды согласились с возражениями ответчика и удовлетворили иск лишь в части взыскания 877 руб. 73 коп. неустойки.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, суд кассационной инстанции пришел к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть тепловой энергией и водой, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Отношения по оказанию коммунальных услуг потребителям в многоквартирных домах регулируются нормами жилищного законодательства (пункт 10 части 1 статьи 4, статья 8 Жилищного кодекса Российской Федерации; далее - ЖК РФ).
Частью 1 статьи 157 ЖК РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 22 Правил N 124 при установлении в договоре ресурсоснабжения порядка определения стоимости поставленного коммунального ресурса учитывается, что при наличии обязанности и технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии стоимость коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации по истечении 3 месяцев после наступления такого события, при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета в сроки, установленные договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,5.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, в пункте 81 которых установлено, что критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета и порядок ее заполнения утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627 (далее - Приказ N 627) утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета (приложение N 1), форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета (приложение N 2) и порядок заполнения данного акта (приложение N 3).
Согласно подпункту "а" пункта 2 приложения N 1 к Приказу N 627 техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 названного приложения, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено, что установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования).
В соответствии с приложением N 3 к Приказу N 627 в акте обследования указываются полное наименование юридического лица (фамилия, имя, отчество, паспортные данные индивидуального предпринимателя), проводящего обследование, а также фамилия, имя, отчество каждого присутствующего при проведении обследования лица, включая представителя юридического лица (индивидуального предпринимателя), ответственного за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также наименование такого юридического лица.
В подтверждение доводов о невозможности установки общедомовых приборов учета в спорных жилых домах Общество представило акты обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) приборов учета горячего водоснабжения от 13.01.2017, 16.01.2017, 17.01.2017, 18.01.2017, 19.01.2017, 20.01.2017 и от 23.01.2017, составленные с участием исполнителя коммунальных услуг, представителя собственников жилых помещений и комитета жилищно-коммунального хозяйства м дорожной деятельности Администрации Окуловского муниципального района по форме, приведенной в Приложении N 2 к Приказу N 627.
Согласно данным актам техническая возможность установки общедомовых приборов учета горячего водоснабжения отсутствует ввиду необходимости проведения капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем.
В судебное заседание ответчиком представлены акты обследования технического состояния многоквартирных домов от 23.11.2017, составленные с участием представителей Компании, Общества, собственников помещений и комитета жилищно-коммунального хозяйства и дорожной деятельности Администрации Окуловского муниципального района, согласно которым установлено отсутствие технической возможности установки приборов учета без проведения капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных сетей. Компания подписала акты с разногласиями.
Названные акты признаны судами соответствующими требованиям Приказа N 627.
Ссылаясь в жалобе на необходимость составления актов обследования с обязательным участием специализированной организации, имеющей лицензию и обладающей специальными познаниями для проведения обследований на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомовых приборов учета, Компания не указала норму права, которой установлено данное требование.
В подтверждение доводов об отсутствии технической возможности установки общедомовых приборов учета горячего водоснабжения ответчик ссылался также на истечение нормативных сроков эксплуатации сетей горячего водоснабжения в спорных многоквартирных домах с учетом года постройки жилых домов.
Оценив представленные Обществом доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды признали представленные акты надлежащими доказательствами отсутствия технической возможности установки таких приборов, а применение Компанией повышающего коэффициента - неправомерным.
Кассационная инстанция оснований для иных выводов не находит.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 28.12.2017 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2018 по делу N А44-3371/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тепловая Компания Новгородская" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
Судьи |
В.В. Старченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.