13 сентября 2018 г. |
Дело N А56-83677/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Корабухиной Л.И., Савицкой И.Г.,
при участии от Выборгской таможни Ларичевой О.Ю. (доверенность от 09.01.2018 N 07/00003),
рассмотрев 11.09.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Выборгской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.02.2018 (судья Грачева И.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2018 (судьи Лопато И.Б., Семенова А.Б., Толкунов В.М.) по делу N А56-83677/2017,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Рауденталл-Гарант", место нахождения: 198207, Санкт-Петербург, Ленинский пр., д. 116, ОГРН 1137847322403, ИНН 7801609894 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Выборгской таможни, место нахождения: 188800, Ленинградская обл., г. Выборг, Таможенный проезд, д. 6, ОГРН 1034700881522, ИНН 4704019710 (далее - Таможня), от 28.08.2017 N 10206000/210/280817/Т000003/001, об обязании Таможни устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем возврата ему 120 396 руб. 66 коп. излишне уплаченного налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
Решением суда первой инстанции от 07.02.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 04.06.2018, заявленные Обществом требования удовлетворены, решение Таможни признано недействительным, суд обязал Таможню устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Общества путем возврата ему 120 396 руб. 66 коп. излишне уплаченного НДС.
В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 07.02.2018 и постановление от 04.06.2018, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Таможня, по ее словам, отказывая Обществу в праве на применении льготы по НДС, прежде всего руководствовалась положениями подпункта 1 пункта 2 статьи 149, пункта 2 статьи 150, подпункта 4 пункта 3 статьи 164 Налогового кодекса российской Федерации (далее - НК РФ), постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 "Об утверждении перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость" (далее - постановление N 1042); вывод судов двух инстанций о том, что таможенный орган при принятии оспариваемого решения руководствовался письмами Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 28.08.2017 N 04-16491/07, Северо-Западного таможенного управления от 01.10.2013 N 07-01-18/21911, не соответствует фактическим обстоятельствам дела; при отсутствии регистрационных удостоверений, выданных на принадлежности к медицинским изделиям, при ввозе таких принадлежностей на территорию Российской Федерации и неупоминании их в постановлении N 1042 к ним применяется ставка НДС в размере 18%; для применения льготы по уплате НДС необходимо, чтобы принадлежности к медицинской технике ввозились вместе с ней; согласно разъяснениям Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (далее - Росздравнадзор) принадлежности к изделиям медицинской техники должны ввозиться совместно с медицинской техникой, принадлежностью которой они являются.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу Таможни - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в нем не направило, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании заключенного 24.12.2015 с компанией "LM Instruments Oy" (Финляндская Республика) внешнеторгового контракта N 01-2016 на условиях поставки EXW - Хельсинки Общество ввезло и представило к таможенному оформлению по декларации на товары (далее - ДТ) N 10206090/051216/0007805 товары - изделия медицинской техники, инструменты стоматологические медицинского назначения: скоблящие (код ОКП 94 3300), зондирующие (код ОКП 94 3600), многоповерхностного воздействия (код ОКП 94 3400), изготовитель - компания "LM-Instruments", товарный знак и марка "LM-Instruments". Указанные товары классифицированы по коду 9018 49 900 0 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД).
На основании заключенного 10.10.2016 с компанией "Gestenco International AB" (Королевство Швеция) внешнеторгового контракта N 09-2016 на условиях поставки CPT - Санкт-Петербург Общество ввезло и представило к таможенному оформлению по ДТ N 10206090/181116/0007465 товары (товар N 2) - медицинское изделие - набор брекетов и приспособлений для формирования и фиксации ортодонтических конструкций (код ОКП 94 3800), изготовитель - компания "Gestenco International АВ", товарный знак и марка "Gestenco". Данный товар классифицирован по коду 9021 10 100 0 ТН ВЭД.
В графе 36 "Преференция" названных ДТ Общество указало код "ХТ", который в соответствии с Классификатором льгот по уплате таможенных платежей, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 378 "О классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций", означает освобождение от уплаты НДС в отношении ввозимой в Российскую Федерацию важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники.
Для подтверждения правомерности предоставления освобождения от уплаты НДС Общество при таможенном декларировании товаров по указанным ДТ представило регистрационные удостоверения на медицинские изделия, выданные Росздравнадзором, от 08.07.2009 N ФСЗ 2009/04692, ФСЗ 2009/04693, ФСЗ 2009/04694, от 27.12.2012 N ФСЗ 2012/13074, от 05.09.2016 N РЗН 2016/4655.
Таможней 18.11.2016 и 05.12.2016 приняты решения о выпуске задекларированных Обществом товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой "выпуск для внутреннего потребления" с освобождением от уплаты НДС.
По результатам проведенной на основании статьи 131 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) в отношении Общества камеральной таможенной проверки за период с 08.11.2016 по 05.12.2016 по вопросу достоверности сведений, повлиявших на принятие решения о предоставлении льгот по уплате таможенных платежей, пошлин, налогов при ввозе важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, Таможня 28.08.2017 составила акт N 10206000/210/280817/А000003 и вынесла решение N 10206000/210/280817/Т000003/001.
В акте таможенной проверки указано, что в графе 31 названных деклараций изделия медицинской техники ввезены Обществом не в полном комплекте, предусмотренном регистрационными документами.
В указанном решении содержится вывод о неправомерном освобождении Общества от уплаты НДС, отказано в предоставлении Обществу льготы по уплате НДС в отношении товаров, задекларированных по ДТ N 10206090/051216/0007805 (товар N 2), 10206090/181116/0007465 (часть товара N 1).
В оспариваемом решении в качестве оснований для вывода о неправомерном применении Обществом льготы по уплате НДС в отношении ввезенных товаров указано, что на товары "медицинское изделие - набор брекетов и приспособлений для формирования и фиксации ортодонтических конструкций" и "инструменты стоматологические оттесняющие в наборе, модель ArteSet", задекларированные по ДТ N 10206090/181116/0007465, представлены не все указанные в регистрационном удостоверении (или приложении) составляющие медицинского изделия; товар N 1 "ручки для зеркала стоматологического mirror handle", задекларированный по ДТ N 10206090/051216/0007805, заявлен без медицинских изделий, принадлежностью которых он является.
На основании указанного решения Таможня направила Обществу требования от 19.09.2017 N 201 об уплате 37 798 руб. 38 коп. таможенных платежей и N 202 об уплате 82 598 руб. 28 коп. таможенных платежей. Данные требования исполнены Обществом, что подтверждается имеющимися в материалах дела платежными поручениями от 29.09.2017 N 580, 581, от 04.10.2017 N 609,610,611.
Общество оспорило решение Таможни в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные Обществом требования, признали решение Таможни от 28.08.2017 N 10206000/210/280817/Т000003/001 недействительным.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 70 ТК ТС (действовавшим в рассматриваемом периоде) НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза, относится к таможенным платежам.
Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются, в частности, если в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами, налогами (не облагаются таможенными пошлинами, налогами) и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение (подпункт 4 пункта 3 статьи 80 ТК ТС).
В соответствии с пунктом 2 статьи 150 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ.
Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, в том числе важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий (подпункт 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ).
Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению НДС, утвержден постановлением N 1042.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и подтверждается материалами дела, что ввезенные Обществом товары имеют сертификаты соответствия N POCC SE.АГ99.Д19025, регистрационные удостоверения, выданные Росздравнадзором, подтверждающие регистрацию указанных в них товаров конкретного производителя в качестве изделий медицинского назначения.
В соответствии с регистрационными удостоверениями ввезенные Обществом товары относятся к кодам 94 3600, 94 3400, 94 3800, 94 3300 Общероссийского классификатора продукции, утвержденного постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 30.12.1993 N 301, которые включены в перечень важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий, реализация которых на территории Российской Федерации не подлежит обложению НДС, утвержденный постановлением N 1042.
С учетом изложенного суды двух инстанций пришли к правомерному выводу о соблюдении Обществом необходимых условий для предоставления льготы по уплате НДС в отношении ввезенных им товаров.
Довод Таможни о том, что при указании в регистрационном удостоверении медицинского изделия терминов "в составе" или "в комплекте" при таможенном оформлении товаров должны быть представлены все указанные в регистрационном удостоверении (или приложении к регистрационному удостоверению) составляющие изделия медицинского назначения (изделия медицинской техники), получил надлежащую правовую оценку судов двух инстанций и правомерно ими отклонен.
Как обоснованно заключили суды, ввоз на таможенную территорию Российской Федерации медицинских изделий не в полном комплекте, указанном в их регистрационном удостоверении, не влияет на их отнесение/неотнесение к важнейшей и жизненно необходимой медицинской технике, входящей в перечень, утвержденный постановлением N 1042.
Приведенные Таможней в кассационной жалобе доводы, направленные, по существу, на иную оценку исследованных судами доказательств и сделанных на их основе выводов, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права к установленным фактическим обстоятельствам дела.
Несогласие подателя жалобы с правовой оценкой доказательств, изложенной в принятых по делу судебных актах, не является достаточным основанием для их отмены либо изменения в кассационном порядке.
Всем доводам кассационной жалобы судами первой и апелляционной инстанций дана полная и объективная оценка на основании имеющихся в материалах дела доказательств, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для иной оценки.
С учетом изложенного следует признать, что суды правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами документы и дали им надлежащую правовую оценку, обжалуемые решение и постановление соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для удовлетворения кассационной жалобы Таможни отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.02.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2018 по делу N А56-83677/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу Выборгской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Соколова |
Судьи |
С.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.