05 октября 2018 г. |
Дело N А21-10559/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Кудина А.Г., Подвального И.О.,
рассмотрев 03.10.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый центр "Сити" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.02.2018 (судья Сычевская С.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2018 (судьи Желтянников В.И., Жиляева Е.В., Тимухина И.А.) по делу N А21-10559/2017,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый центр Сити", место нахождения: 236011, г. Калининград, Судостроительная ул., д. 75, лит. Е, каб. 309, ОГРН 1083925039703, ИНН 3907203311 (далее - Общество, ООО "Торговый центр Сити"), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным отказа Администрации городского округа "Город Калининград", место нахождения: 236006, Калининградская обл., г. Калининград, пл. Победы, д. 1, ОГРН 1023900770222, ИНН 3903016790 (далее - Администрация), в организации левого поворота при выезде с ул. Ялтинской на Московский пр. (направление - к центру города), а также левого поворота с крайнего левого ряда на перекрестке Московского пр. и ул. Ялтинской, выраженного в письме от 03.08.2017 N и-КГХ-13419; обязании вернуть прежнюю схему движения в районе перекрестка Московского пр. и Ялтинской ул., а именно: разрешить левый поворот при выезде с ул. Ялтинской на Московский пр. (направление - к центру города), а также левый поворот с крайнего левого ряда на перекрестке Московского пр. и Ялтинской ул., а также убрать водоналивные барьеры в количестве 34 шт.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Комитет городского хозяйства Администрации городского округа "Город Калининград", место нахождения: 236040, Калининградская обл., г. Калининград, пл. Победы, д. 1, ОГРН 1023900783620, ИНН 3904094520 (далее - Комитет), в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел по Калининградской области, место нахождения: 236016, Калининградская обл., г. Калининград, ул. Черняховского, д. 52. (далее - Управление), и Отдел Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел по Калининградской области, место нахождения: 236040, Калининградская обл., г. Калининград, ул. Черняховского, д. 52 (далее - Отдел).
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 12.02.2018, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новый - об удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, утверждение Администрацией новой схемы дорожного движения в районе перекрестка Московского пр. и Ялтинской ул., в результате которой утрачена возможность беспрепятственного поворота транспортных средств к Торговому центру "Сити", сделало невозможным проезд грузового транспорта и существенно ограничило доступ на данную территорию как служебного транспорта, так и транспорта посетителей, что существенным образом нарушает права Общества. Кроме того, Общество полагает, что заинтересованными лицами нарушена процедура изменения схемы организации дорожного движения.
Участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Общество является собственником торгового центра площадью 22 859 кв. м и арендатором земельного участка с кадастровым номером 39:15:132803:46, площадью 1,5224 га по адресу: г. Калининград, Московский пр., д. 171а (далее - торговый цент), в ходе строительства которого в 2008 году были произведены работы по благоустройству прилегающей к нему территории и произведено устройство дороги (проезда) к торговому центру со стороны Московского пр. (перекресток с Ялтинской ул.).
В целях обеспечения безопасности дорожного движения в качестве первоочередных мероприятий по повышению пропускной способности Московского проспекта г. Калининграда Управлением в адрес муниципального бюджетного учреждения "СОБДД" было выдано предписание от 04.02.2014 N 19/457, в соответствии с которым в районе Московского пр. и Ялтинской ул. предписано:
* демонтировать левоповоротные светофорные секции на Московском пр., на линзы светофорных секций на Ялтинской ул. и от торгового центра нанести контуры правых стрелок;
* установить дорожные знаки 4.1.2 под знаки 2.4 на выезде со стороны торгового центра Ялтинской ул.;
* на знаках 5.1.5.1. на Московском пр. стрелки "налево" заменить на стрелку "прямо";
* с обратной стороны от знаков 4.2.1, установленных на Московском пр. на осевых разделительных островках установить дорожные знаки 3.18.2;
* о ходе выполнения предписания проинформировать в течение 30 суток с момента получения предписания.
Указанное предписание было исполнено муниципальным бюджетным учреждения "СОБДД"; установка дорожных знаков и изменение режима работы светофорного объекта осуществлялась на основании схемы расстановки технических средств организации дорожного движения, согласованной начальником ОГИБДД УМВД по г. Калининграду.
Общество 27.06.2017 обратилось в Администрацию с требованием вернуть прежнюю схему дорожного движения в районе перекрестка Московского пр. и Ялтинской ул., а именно разрешить левый поворот транспортных средств при въезде с Ялтинской ул. на Московский пр. (направление - к центру города), а также левый поворот с крайнего левого ряда на перекрестке Московского пр. и Ялтинской ул. и убрать водоналивные барьеры в количестве 34 шт., ссылаясь на то, что запрет левого поворота при выезде с Ялтинской ул. на Московский пр. (направление - к центру города), а также запрет левого поворота с крайнего левого ряда на перекрестке Московского пр. и Ялтинской ул. (по направлению от центра города) ограничили возможность подъезда к торговому центру.
Письмом от 03.08.2017 N и-КГХ-13419 Администрация отказала Обществу в организации испрашиваемого поворота, пояснив, что отнесение поворотов и разворотов транспорта за пределы перекрестка является распространенным мероприятием, совершенствующим качество движения; запрет поворотов транспортных средств налево привел к устранению "заторовой" ситуации на Московском пр. в направлении выезда из города.
Полагая, что указанный отказ Администрации не соответствует закону, нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последнее обратилось с арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и пришли к выводу о необоснованности заявленных требований, в связи с чем отказали Обществу в удовлетворении заявления.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Общества не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Федеральным законом N 196-ФЗ от 10.01.1995 "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) предусмотрено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения (пункт 4 статьи 6).
Часть 1 статьи 21 Закона N 196-ФЗ предписывает органам местного самоуправления осуществлять мероприятия по организации дорожного движения как комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах, в целях повышения его безопасности и пропускной способности. Часть 2 этой же статьи устанавливает необходимость обязательной разработки и проведения указанных мероприятий на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.
Документация по организации дорожного движения разрабатывается в соответствии с Правилами подготовки проектов и схем организации дорожного движения, утвержденными Приказом министерства транспорта Российской Федерации от 17.03.2015 N 43 (далее - Правила N 43), и должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области градостроительной деятельности, дорожной деятельности, обеспечения безопасности дорожного движения, экологической безопасности и технического регулирования.
Объем исходной информации для разработки документации по организации дорожного движения определяется исходя из существующей дорожно-транспортной ситуации, прогноза развития сети дорог, уровня детализации мероприятий по совершенствованию организации дорожного движения (пункт 5 Правил N 43).
В силу статьи 3 Закона N 196-ФЗ основным принципом обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
В соответствии с Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711 Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения. Решение, требования и указания должностных лиц Госавтоинспекции по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны для юридических лиц независимо от формы собственности и иных организаций, должностных лиц и граждан.
В данном случае, как правильно установили суды двух инстанций, изменение схемы дорожного движения на спорном перекресте произведено Администрацией в ходе выполнения предписания Управления от 04.02.2014 N 19/457.; схема размещения технических средств и организации дорожного движения в центральной части г. Калининграда 06.02.2014 согласована начальником Отдела.
Оценивая довод Общества о наличии ограничений подъезда транспортных средств к торговому центру, суды обоснованно отметили, что въезд транспорта на территорию и его выезд транспорта с территории торгового центра и жилого дома N 25 по ул. Физкультурной, в том числе грузового транспорта, не ограничен и осуществляется с Московского пр.; возможность разворота транспортных средств предусмотрена на Московском пр., в районе дома N 184 (500 м) и на мостовом переходе через реки Старая и Новая Преголя (1200 м).
Исходя из установленных судами обстоятельств дела, суд кассационной инстанции считает законными и обоснованными выводы судов о том, что отказ Обществу в изменении схемы организации дорожного движения на спорном участке не противоречит требованиям законодательства.
Приведенные в кассационной жалобе доводы Общества являлись предметом тщательного рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, которые правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами доказательства и дали им надлежащую правовую оценку. По своей сути доводы Общества сводятся к несогласию заявителя с выводами судов, основанными на оценке изложенных обстоятельств и представленных сторонами доказательств.
Так как дело рассмотрено судами двух инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции считает, что основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.02.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2018 по делу N А21-10559/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый центр "Сити" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.