11 октября 2018 г. |
Дело N А42-8798/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 октября 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Кадулина А.В., Чуватиной Е.В.,
при участии от федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области" Осадчего А.Л. (доверенность от 09.01.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия на решение Арбитражного суда Мурманской области от 30.01.2018 (судья Кушниренко В.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2018 (судьи Полубехина Н.С., Аносова Н.В., Кашина Т.А.) по делу N А42-8798/2017,
установил:
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области", место нахождения: 183038, Мурманская обл., г. Мурманск, ул. Коммуны, д. 11, ОГРН 1055100194720, ИНН 5190135771 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия, место нахождения: 183006, Мурманская обл., г. Мурманск, Пушкинская ул., д. 12, ОГРН 1105190003049, ИНН 5190915348 (далее - Управление Росимущества), от 11.10.2017 N М249 "Об отмене распоряжения от 03.08.2017 N 185" в части отмены пункта 1 распоряжения от 03.08.2017 N 185; обязании Управления Росимущества в порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя прекратить право оперативного управления Учреждения на объект недвижимого имущества - нежилое помещение общей площадью 941,5 кв. м с кадастровым номером 51:20:0002082:246, расположенное по адресу: Мурманская обл., г. Мурманск, Театральный бульвар, д. 3 (с учетом уточнения требований).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное унитарное предприятие "Радиочастотный центр Центрального федерального округа", место нахождения: 127473, Москва, ул. Достоевского, д. 1/21, ОГРН 1027739054970, ИНН 7707291942 (в настоящее время федеральное государственное унитарное предприятие "Главный радиочастотный центр", ОГРН 1027739334479, ИНН 7706228218, далее - Предприятие).
Решением от 30.01.2018 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2018 данное решение оставлено без изменения.
Управление Росимущества в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению подателя жалобы, исходя из положений гражданского законодательства изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, является правом, а не обязанностью собственника имущества; безосновательное прекращение права оперативного управления спорным недвижимым имуществом нарушает имущественные и экономические интересы Российской Федерации; заявитель не доказал нарушение оспариваемым распоряжением его прав и законных интересов; решение суда первой инстанции противоречит сложившейся судебной практике по аналогичным делам.
Учреждение в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, считая все выводы судов правильными.
В судебном заседании представитель Учреждения против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Мурманской области от 09.02.2006 N 25 за Учреждением 27.06.2008 зарегистрировано право оперативного управления на нежилое помещение общей площадью 941,5 кв. м, номера на поэтажном плане I, III, IV, VI, VII, XIII, X, IX, по адресу: г. Мурманск, Театральный бульвар, д. 3.
С 2016 года Учреждение обращалось к правопредшественнику Управления Росимущества по вопросу о передаче здания иным заинтересованным лицам в связи с его неиспользованием Учреждением.
В связи с обращением Учреждения Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор) письмом от 21.12.2016 N 01/17077-16-27 сообщила Учреждению о согласовании прекращения права оперативного управления Учреждения на не используемый им объект недвижимого имущества - нежилое помещение общей площадью 941,5 кв. м с последующей его передачей в казну Российской Федерации.
Учреждение обратилось в Управление Росимущества с заявлением от 01.03.2017 N 10 о прекращении права оперативного управления на указанный объект недвижимости в связи с отказом от права на него.
В ходе проведенной Управлением Росимущества комиссионной проверки использования по назначению и сохранности федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за Учреждением, установлено, что Учреждение не использует объект недвижимого имущества, именуемый как помещение, площадью 941,5 кв. м по указанному выше адресу.
Распоряжением Управления Росимущества от 03.08.2017 N 185 имущество, указанное в приложении к названному распоряжению, а именно спорное нежилое помещение площадью 941,5 кв. м по указанному выше адресу, изъято из оперативного управления Учреждения (пункт 1) и закреплено на праве хозяйственного ведения за Предприятием (пункт 2); Учреждению и Предприятию предписано совершить соответствующие действия по приему-передаче объекта и обеспечению государственной регистрации прав на него.
Распоряжением Управления Росимущества от 11.10.2017 N М249 со ссылкой на обращение Предприятия распоряжение от 03.08.2017 N 185 отменено.
Учреждение, считая, что было вправе отказаться от права оперативного управления неиспользуемым недвижимым имуществом, в связи с чем это право подлежит прекращению, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды, установив, что помещения фактически не используются Учреждением в соответствии с целями его деятельности, прекращение права оперативного управления Учреждения согласовано Роспотребнадзором, правомерно в соответствии со статьями 209, 216, 235, 236, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации пришли к выводу, что Учреждение реализовало имеющееся у него право на отказ от закрепленного за ним в оперативном управлении имущества в связи с его неиспользованием. Поскольку отказ от права оперативного управления влечет прекращение этого права, у Управления Росимущества не имелось оснований не принимать спорные помещения в казну Российской Федерации независимо от разрешения вопроса о последующем перераспределении федерального имущества.
Нарушение отменой решения Управления Росимущества об изъятии помещений из оперативного управления Учреждения его прав заключается в частности в том, что при сохранении права оперативного управления помещениями, фактически не используемыми, на Учреждение возлагаются дополнительные обязанности, связанные с необходимостью проведения кадастровых работ в отношении соответствующего земельного участка в целях оформления прав на него.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили требования Учреждения.
Доводами кассационной жалобы не опровергается правильность выводов судов по существу спора.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31.08.2018 по ходатайству Управления Росимущества исполнение решения от 30.01.2018 и постановления от 20.06.2018 было приостановлено до окончания производства в арбитражном суде кассационной инстанции. В связи с завершением рассмотрения кассационной жалобы и оставлением обжалуемых судебных актов в силе приостановление исполнения следует отменить.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 30.01.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2018 по делу N А42-8798/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия - без удовлетворения.
Приостановление исполнения решения от 30.01.2018 и постановления от 20.06.2018 отменить.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.