12 октября 2018 г. |
Дело N А56-109126/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Кудина А.Г., Подвального И.О.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Ломбарды АСС" Исаевой О.Е. (доверенность от 01.01.2018), от Северо-Западного главного управления Центрального Банка Российской Федерации Алексейцева В.В. (доверенность от 20.04.2018 N 78/149-н/78-2018-10-1792),
рассмотрев 10.10.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ломбарды АСС" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.03.2018 (судья Трощенко Е.И.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2018 (судьи Лопато И.Б., Семенова А.Б., Толкунов В.М.) по делу N А56-109126/2017,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ломбарды АСС", место нахождения: 197183, Санкт-Петербург, Сестрорецкая улица, дом 8, литера А, помещение 14-Н, комната 10, ОГРН 1167847118801, ИНН 7814642673 (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Северо-Западного главного управления Центрального Банка Российской Федерации, место нахождения: 191038, Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, дом 68 (далее - заинтересованное лицо, Управление) от 29.11.2017 N ТУ-40-ЮЛ-17-13866/3110 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N ТУ-40-ЮЛ-17-13866, которым Общество привлечено к ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 19.03.2018 постановление Северо-Западного главного управления Центрального Банка Российской Федерации от 29.11.2017 N ТУ-40-ЮЛ-17-13866/3110 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N ТУ-40-ЮЛ-17-13866 изменено в части назначения наказания, размер штрафа снижен с 200 000 руб. до 100 000 руб.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций статей 4.5 и 15.27 КоАП РФ. По мнению подателя жалобы, действия Общества неправомерно квалифицированы Управлением по части 2 статьи 15.27 КоАП РФ, суд первой инстанции должен был переквалифицировать вмененное правонарушение на часть 1 статьи 15.27 КоАП РФ и, применив положения статьи 2.9 КоАП РФ, назначить наказание в виде предупреждения.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы.
Представитель Управления отклонил доводы подателя кассационной жалобы, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Из материалов дела следует, что должностными лицами Управления проведена проверка соблюдения заявителем требований Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ).
В ходе проверки установлено, отражено в акте, что 21 физическим лицом осуществлялось помещение ценностей в ломбард. Указанное обстоятельство подтверждается 49 залоговыми билетами, оформленными Обществом в период с 03.12.2016 по 18.09.2017.
В нарушение требований подпункта 4 пункта 1 статьи 6 и подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Закон N 115-ФЗ Обществом не направлены в уполномоченный орган сведения о 49 сделках клиентов, подлежащих обязательному контролю по коду 5001 "Помещение драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард".
Указанные сведения о 49 сделках клиентов были направлены Обществом в уполномоченный орган в составе формализованных электронных сообщений (далее - ФЭС) с кодом 5001 только 28.09.2017 и 03.10.2017, то есть в период инспекционной проверки - после выявления рабочей группой Управления указанных фактов.
Также в ходе инспекционной проверки рабочей группой Управления установлено, что при направлении в уполномоченный орган Обществом информации о сделках, подлежащих обязательному контролю по коду 5001, в составе 5 ФЭС отражены пять эпизодов представления недостоверных сведений о дате совершения операций (залоговые билеты от 04.05.2017 N 630000532311, от 04.05.2017 N 630000532218; от 05.06.2017 N 630000592784), а также о сумме оценки предмета залога, помещенного в ломбард (залоговые билеты от 08.11.2016 N 630000205170; от 23.06.2017 N 630000627630).
Достоверные сведения об указанных выше сделках направлены Обществом в уполномоченный орган только 09.11.2017 и 10.11.2017.
По фактам выявленных нарушений уполномоченным должностным лицом Управления в отношении ООО "Ломбарды АСС" составлен протокол об административном правонарушении от 15.11.2017 N ТУ-40-ЮЛ-17-13866/1020 применительно к части 2 статьи 15.27 КоАП РФ.
Постановлением административного органа от 29.11.2017 N ТУ-40-ЮЛ-17-13866/3110 ООО "Ломбарды АСС" признано виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Общество оспорило данное постановление в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив наличие в действиях Общества состава вмененного нарушения и соблюдение административным органом процедуры и сроков привлечения лица к административной ответственности, сочли возможным снизить размер административного штрафа с 200 000 руб. до 100 000 руб., в удовлетворении остальной части требований Обществу отказали.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 статьи 15.27 КоАП РФ, установлена в части 1 статьи 15.27 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 1 названной статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.
Отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранных структур без образования юридического лица, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, регулируются Законом N 115-ФЗ (статья 2 названного Закона).
Под операциями с денежными средствами или иным имуществом согласно статье 3 Закона N 115-ФЗ понимаются действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.
В силу статьи 4 Закона N 115-ФЗ, одной из мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, является организация и осуществление внутреннего контроля.
При этом внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма; организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля (статья 3 Закона N 115-ФЗ).
В соответствии со статьей 5 Закона N 115-ФЗ в целях названного Закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, в числе прочих относятся ломбарды.
Перечень операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, определен в статье 6 Закона N 115-ФЗ, согласно части 1.1 которой сделка с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее.
Судами двух инстанций установлено и подтверждается материалами дела, основным видом деятельности Общества является предоставление ломбардами краткосрочных займов под залог движимого имущества (выписка из ЕГРЮЛ). Общество не отрицает, что сведения по 49 сделкам в уполномоченный орган представлены с нарушением установленных сроков, после того как они выявлены сотрудниками Управления - 28.09.2017 и 03.10.2017 (проверка осуществлялась с 13.09.2017 по 08.11.2017). Управление также выявило и факты направления Обществом в уполномоченный орган недостоверных сведений о сумме и дате сделок, подлежащих обязательному контролю по коду 5001.
Таким образом, заявитель относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом и в силу статьи 5 Закона N 115-ФЗ на него распространяются требования названного Закона.
В силу части 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Исследовав и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, суды двух инстанций установили, что объективную сторону вмененного Обществу административного правонарушения образует неисполнение вышеназванных нормативных требований в части организации и осуществления внутреннего контроля, повлекшее представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю.
Довод Общества о неправильной квалификации вменяемого правонарушения судом кассационной инстанции отклоняется.
Принимая во внимание разъяснения, данные в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и исходя из установленных обстоятельств по делу суд апелляционной инстанции сделал правомерный вывод о правильной квалификации вмененного Обществу правонарушения, указав что часть 1 статьи 15.27 КоАП РФ не предусматривает ответственность за представление в уполномоченный орган недостоверных сведений в отличие от части 2 статьи 15.27 КоАП РФ.
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Учитывая, что судами первой и апелляционной инстанций дело рассмотрено полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции считает, что нет оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.03.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2018 по делу N А56-109126/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ломбарды АСС" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Ломбарды АСС" (место нахождения:197183, Санкт-Петербург, Сестрорецкая улица, дом 8, литера А, помещение 14-Н, комната 10, ОГРН 1167847118801, ИНН 7814642673) из средств федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины ошибочно уплаченной по платежному поручению от 06.08.2018 N 6457 за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
...
Принимая во внимание разъяснения, данные в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и исходя из установленных обстоятельств по делу суд апелляционной инстанции сделал правомерный вывод о правильной квалификации вмененного Обществу правонарушения, указав что часть 1 статьи 15.27 КоАП РФ не предусматривает ответственность за представление в уполномоченный орган недостоверных сведений в отличие от части 2 статьи 15.27 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 октября 2018 г. N Ф07-11581/18 по делу N А56-109126/2017