16 октября 2018 г. |
Дело N А56-61905/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Мунтян Л.Б., Подвального И.О.,
при участии от Комитета по строительству Санкт-Петербурга Касьяновой Д.В. (доверенность от 28.12.2017), от Государственной административно-технической инспекции Шелковой Н.Ю. (доверенность от 20.07.2018),
рассмотрев 16.10.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной административно-технической инспекции на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.04.2018 (судья Ресовская Т.М.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2018 (судьи Лопато И.Б., Семенова А.Б, Юрков И.В.) по делу N А56-61905/2017,
установил:
Комитет по строительству Санкт-Петербурга (место нахождения: г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 76; ОГРН 1027810279397; ИНН 7830002342; далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным представления Государственной административно-технической инспекции (место нахождения: г. Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 36, лит. А; ОГРН 1027809192575; ИНН 7803032323; далее - ГАТИ, Инспекция) от 03.05.2017 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением суда первой инстанции от 24.04.2018 заявление удовлетворено.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 26.06.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить. По мнению подателя жалобы, оспариваемое представление является законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Инспекции доводы жалобы поддержала, представитель Комитета просила в ее удовлетворении отказать.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Инспекцией 10.03.2017 в ходе проведения контрольных мероприятий выявлено, что по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Бухарестская, уч. 1 (южнее пересечения с ул. Олеко Дундича) элемент благоустройства (временное ограждение, установленное по ордеру ГАТИ от 17.11.2014 N У-3968) содержится в неисправном и загрязненном состоянии (отдельные секции ограждения деформированы, отклонены от вертикальной оси, загрязнены самовольными объявлениями, остатками клея и объявлений).
По данному факту Инспекция составила в отношении председателя Комитета протокол от 20.03.2018 N 72058 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 21 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге".
Постановлением Инспекции от 03.05.2017 N 1175 производство по указанному делу прекращено в связи с малозначительностью правонарушения.
Инспекция внесла в Комитет представление от 03.05.2017 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, которым обязала его принять меры по приведению указанного временного ограждения в надлежащее состояние.
Комитет, не согласившись с представлением, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о незаконности оспариваемого представления, заявление удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.
В пункте 20.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что предусмотренные статьей 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ответственность за невыполнение которых установлена статьей 19.6 КоАП РФ), в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением по правилам, определенным параграфом 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Отдельное обжалование представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, осуществляется в случаях и в порядке, определенных главой 24 АПК РФ.
В данном случае оспариваемое представление внесено административным органом на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении от 03.05.2017 N 1175.
Свое право на обжалование представления Комитет реализовал путем подачи отдельного заявления о признании его недействительным.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что решением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 01.08.2017 по делу N 12-385/2017, оставленным без изменения решением Санкт-Петербургского городского суда от 21.12.2017, постановление Инспекции от 03.05.2017 N 1175 признано незаконным и отменено, производство по делу прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Исходя из отсутствия принятого по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении постановления, содержащего изложение причин правонарушения и условий, способствовавших его совершению, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о незаконности и необоснованности оспариваемого представления Инспекции.
Кроме того, в силу части 1 статьи 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
В данном случае дело об административном правонарушении рассмотрено Инспекцией в отношении председателя Комитета.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии оспариваемого представления положениям статьи 29.13 КоАП РФ, поскольку оно выдано лицу, в отношении которого дело об административном правонарушении не рассматривалось, а также о нарушении этим представлением прав и законных интересов заявителя. С этим согласился и суд апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.04.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2018 по делу N А56-61905/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственной административно-технической инспекции - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.