25 октября 2018 г. |
Дело N А66-13329/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Серовой В.К., Щуриновой С.Ю.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Тверская генерация" Алексеевой Е.Н. (доверенность от 19.01.2018 N 66), Макшанова А.И. (доверенность от 15.05.2018 N 179),
рассмотрев 25.10.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тверская генерация" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2018 по делу N А66-13329/2017 (судьи Моисеева И.Н., Рогатенко Л.Н., Холминов А.А.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Тверская генерация", место нахождения: 170003, город Тверь, Петербургское шоссе, дом 2, кабинет 12, ОГРН 1106906000068, ИНН 6906011179 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к товариществу собственников жилья "Благоева 15", место нахождения: 170042, город Тверь, улица Благоева, дом 15, офис 211, ОГРН 1066950062244, ИНН 6950013256 (далее - Товарищество), о взыскании 221 909 руб. 93 коп. задолженности за тепловую энергию, поставленную в апреле - мае 2017 года, а также 32 322 руб. 29 коп. законной неустойки, начисленной за период с 15.06.2017 по 20.11.2017, и неустойки, начисленной с 21.11.2017 по день фактической уплаты долга.
Решением от 22.02.2018 иск удовлетворен.
Постановлением апелляционного суда от 25.06.2018 указанное решение изменено. С Товарищества в пользу Общества взыскано 42 829 руб. 14 коп. долга, 19 660 руб. 71 коп. законной неустойки за период с 15.06.2017 по 20.11.2017, и законная неустойка, начисленная начиная с 21.11.2017 по день фактической уплаты долга в порядке и размере, предусмотренных пунктом 9.2 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", в удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение и нарушение апелляционным судом норм материального и процессуального права, просит отменить постановление от 25.06.2018 и оставить в силе решение от 22.02.2018.
Податель жалобы настаивает на том, что в данном случае при наличии в многоквартирном доме установленных и введенных в эксплуатацию общедомовых приборов учета, позволяющих фиксировать количество тепловой энергии, использованной на нужды горячего водоснабжения, количество тепловой энергии на подогрев холодной воды, объем потребленной тепловой энергии следует определять именно на основании показаний этих приборов. В связи с этим Общество полагает необоснованным применение апелляционным судом для расчета стоимости потребленной Товариществом в спорном периоде горячей воды величины удельного расхода тепловой энергии на приготовление горячей воды - 0,051 Гкал/куб. м., которая не утверждена в установленном порядке, а носит лишь рекомендательный характер.
В отзыве на кассационную жалобу Товарищество, ссылаясь на неправомерность приведенных в ней доводов, просило оставить обжалуемое постановление без изменения.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы кассационной жалобы.
Законность обжалуемого постановления проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, правопредшественник Общества (ресурсоснабжающая организация) и Товарищество, которое осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: город Тверь, улица Благоева, дом 15, заключили договор от 01.09.2011 N 96927, по условиям которого ресурсоснабжающая организация обязалась поставлять Товариществу ресурсы надлежащего качества до границы эксплуатационной ответственности ресурсоснабжающей организации, для оказания Товариществом коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения потребителям, проживающим (находящимся) в указанном многоквартирном доме (приложение N 1), в количестве, порядке и сроки, предусмотренные настоящим договором, а Товарищество принимает на границе эксплуатационной ответственности и оплачивает поставленные ресурсы в соответствии с условиями договора.
В силу пункта 5.5 договора расчет за поставленную тепловую энергию производится в срок до 1-го числа месяца, следующего за расчетным.
Общество, ссылаясь на то, что во исполнение условий договора поставило Товариществу тепловую энергию, однако последнее ее стоимость в полном объеме не оплатило, начислило законную неустойку и обратилось в арбитражный суд с настоящим иском (с учетом уточнений).
Суд первой инстанции удовлетворил иск.
Апелляционная инстанция, повторно рассмотрев дело, изменила решение и удовлетворила иск частично.
Проверив материалы дела и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, кассационная инстанция пришла к следующим выводам.
В настоящем деле спор между сторонами возник в отношении объема и стоимости тепловой энергии, использованной на подогрев холодной воды.
В случае, когда подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляется в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме (далее - МКД), эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации; далее - ЖК РФ). В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу прямого указания пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Приведенные законоположения в их системном толковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.
В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, двухкомпонентный тариф на горячую воду в системе горячего водоснабжения устанавливается для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием системы горячего водоснабжения и состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Разделом VII приложения 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду. В соответствии с пунктом 26 названного приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяется по формуле 23, которая содержит величину Qiп - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Qiодн) в формуле 24 того же Приложения.
Таким образом, в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД.
Указанный порядок не противоречит пункту 1 статьи 157 ЖК РФ, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Qiп и Qiодн служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Такой правовой подход сформулирован в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017) и в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам от 15.08.2017 N 305-ЭС17-8232, от 02.02.2018 N 305-ЭС17-15601, от 25.04.2018 N 305-ЭС17-22548, от 11.07.2018 по делу N 305-ЭС18-3486.
Как следует из материалов дела, приказом Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области (далее - Управление) от 29.12.2016 N 392-нп Обществу на спорный период установлен двухкомпонентный тариф на горячую воду, отпускаемую населению (с учетом налога на добавленную стоимость), - 1685 руб. 34 коп. за 1 Гкал (компонент на тепловую энергию) и 20 руб. 56 коп. за 1 куб. м (компонент на холодную воду).
Как установлено апелляционным судом, в данной ситуации общедомовые приборы учета, установленные в спорном МКД, фиксируют показания тепловой энергии (единица измерения - Гкал), израсходованной на отопление; потребленной воды (единица измерения - куб. м), а также затраченной тепловой энергии на подогрев воды (единица измерения - Гкал).
При расчете стоимости ресурса (горячей воды) Общество учитывало данные показания приборов учета и применяло соответствующий тариф, установленный истцу на горячее водоснабжение (компонент на тепловую энергию в руб. за Гкал и компонент на холодную воду в руб. за куб. м).
Поскольку Товарищество указало на необходимость расчета количества тепловой энергии, использованной на подогрев воды по нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения (0,051 Гкал/куб. м), то апелляционный суд сделал правильный вывод о том, что в данном случае отсутствуют основания при определении объема (количества) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, по показаниям общедомовых приборов учета, фиксирующих количество тепловой энергии в теплоносителе, поставляемом в МКД в целях оказания услуги по горячему водоснабжению.
Довод Общества о том, что величина удельного расхода тепловой энергии на приготовление горячей воды - 0,051 Гкал/куб. м не утверждена в порядке, установленном для утверждения нормативов, правомерно отклонен апелляционным судом с учетом разъяснений Управления, данных в письме от 19.04.2016 N 184/ОГ (том дела 2, листы 132, 133, 134).
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2017 N 1670) (далее - Постановление N 129) на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 01.01.2020.
В определении от 15.08.2017 N 305-ЭС17-8232 Верховный Суд Российской Федерации указал, что установленный пунктом 2 Постановления N 129 срок не может рассматриваться как исключающий применение до указанной даты ранее установленных нормативов.
Кроме того, апелляционным судом установлено и Обществом не оспорено, что величина расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды (0,051 Гкал/куб. м) применяется им при расчете стоимости горячей воды, поставленной в многоквартирные дома, не оборудованные общедомовыми приборами учета, фиксирующими потребление тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения.
Организации, осуществляющие управление многоквартирными домами (исполнители коммунальных услуг), не имеют собственного экономического интереса в приобретении коммунальных ресурсов и фактически действуют в качестве посредника между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями, в связи с чем объем их обязательств перед ресурсоснабжаемыми организациями по общему правилу не может превышать совокупного объема обязательств конечных потребителей.
Следует также учесть, что в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 разъяснения по применению Правил N 354 дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России).
В письме от 22.03.2017 N 9268-ОО/04 Минстрой России разъяснил, что независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) (открытая или закрытая), а также независимо от периода (отопительный или неотопительный) количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
Иного порядка определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в рассматриваемом случае Правилами N 354 не предусмотрено.
Кассационная инстанция считает, что выводы апелляционного суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, процессуальных нарушений судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела не допущено. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.09.2018 Обществу была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы. В связи с отказом в удовлетворении жалобы в силу положений статей 102, 110 АПК РФ и подпунктов 4 и 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с Общества подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 3000 руб.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2018 по делу N А66-13329/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тверская генерация" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Тверская генерация", место нахождения: 170003, Тверская область, город Тверь, Петербургское шоссе, дом 2, кабинет 12, ОГРН 1106906000068, ИНН 6906011179, в доход федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
А.А. Кустов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.