30 октября 2018 г. |
Дело N А21-10680/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Кудина А.Г., Соколовой С.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания по ремонту, содержанию, управлению общим имуществом многоквартирного жилого дома 25" Макаренко А.А. (директор), Маслова Е.В. (доверенность от 25.01.2018),
рассмотрев 30.10.2018 в открытом судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания по ремонту, содержанию, управлению общим имуществом многоквартирного жилого дома 25" и Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.03.2018 (судья Сычевская С.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2018 (судьи Сомова Е.А., Зотеева Л.В., Протас Н.И.) по делу N А21-10680/2017,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания по ремонту, содержанию, управлению общим имуществом многоквартирного жилого дома 25" (место нахождения: Калининград, ул. Октябрьская, д. 27, оф. 1; ОГРН 1083925036920; ИНН 3907202974; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным предписания Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области (место нахождения: Калининград, ул. Д. Донского, д. 1; ОГРН 1163926082253; ИНН 3906999637; далее - Министерство) от 11.08.2017 N ЖК-2/503/1/303-о/НАА.
Решением суда первой инстанции от 14.03.2018 пункт 4 оспариваемого предписания признан незаконным, а в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 03.07.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаются на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменить. По мнению подателя жалобы, пункты 2 и 3 оспариваемого предписания содержат неправомерные требования.
В кассационной жалобе Министерство, также ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить указанные судебные акты в части удовлетворения заявленных требований, полагая, что пункт 4 оспариваемого предписания является правомерным и обоснованным.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы своей жалобы и просили отказать в удовлетворении жалобы Министерства.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Министерства, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Законность решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда в обжалуемой части проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Министерство на основании приказа от 25.07.2017 N 1400 в период с 07.08.2017 по 11.08.2017 провело внеплановую документарную проверку соблюдения Обществом лицензионных требований при осуществлении управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Калининград, ул. Карбышева, д. 4.
В ходе проверки выявлено и отражено в акте от 11.08.2017 N ЖК-1/1400/НАА нарушение Обществом части 1, пункта 5 части 2 статьи 44, части 7 статьи 156, части 2 статьи 162, части 2, подпункта 7 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс); подпунктов "б", "в" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110; подпунктов "в", "ж" пункта 4 Правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 г. N 416; пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354 (далее - Правила N 354), а также пунктов 10, 17 Приложения N 2 к данным Правилам; пункта 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года N 491 (далее - Правила N 491).
Об устранении выявленных нарушений Министерство направило Обществу предписание от 11.08.2017 N ЖК-2/503/1/303-о/НАА, которым предложило в срок до 15.12.2017 произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме за июнь 2017 года (пункт 1); произвести перерасчет за весь период начисления путем снятия платы за ТБО, складирование ТБО и за лифт, начисляемой без решения общего собрания собственников помещений (пункт 2); произвести перерасчет за весь период начисления платы за содержание жилого помещения в размере 12 руб. 98 коп. за кв.м., начисляемой без решения общего собрания собственников помещений, по тарифу в размере 10 руб. 28 коп. за кв.м., утвержденному решением общего собрания собственников от 05.03.2009 (пункт 3); произвести перерасчет платы за горячее водоснабжение за май 2017 года по тарифу на горячую воду в размере 158 руб. 17 коп. за куб.м. с 01.01.2017 по 30.06.2017 (пункт 4).
Общество, не согласившись с предписанием, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, установив, что пункты 2 и 3 предписания содержат правомерные требования, отказал в удовлетворении заявленных требований в данной части. При этом, исходя из недоказанности Министерством правомерности пункта 4 предписания, суд в этой части заявление удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную и горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45-48 Жилищного кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7 статьи 156 Жилищного кодекса).
В силу части 1 статьи 45 Жилищного кодекса собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить годовое общее собрание ежегодно.
Как предусмотрено пунктом 3 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса, в договоре управления многоквартирным домом должен быть указан порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
В пункте 17 Правил N 491 установлено, что собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
В соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Обществом в квитанциях на оплату жилищно-коммунальных услуг за июнь 2017 года, выставляемых собственникам помещений в указанном многоквартирном доме, в одностороннем порядке увеличен размер платы за содержание жилого помещения. Кроме того, в отсутствие соответствующих тарифов, утвержденных общим собранием собственников помещений, Обществом начислена плата за ТБО (мусор), складирование ТБО и плата за лифт.
При этом, как установлено судами, применяемые Обществом по состоянию на момент проведения проверки и выдачи оспариваемого предписания тарифы на указанные услуги собственниками помещений не утверждались и предложения об их установлении управляющая организация на рассмотрение общего собрания собственников помещений не представляла.
Исходя из того, что нормами жилищного законодательства, имеющего приоритет по отношению к нормам гражданского законодательства при регулировании жилищных отношений, не предусматривается право управляющих организаций на одностороннее изменение размера платы за содержание общего имущества по договорам, заключенным с гражданами-потребителями, суды пришли к выводу о правомерности пунктов 2 и 3 оспариваемого предписания.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, нормативов потребления коммунальных услуг.
В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Как предусмотрено пунктом 54 Правил N 354, в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20(1) приложения N 2 к настоящим Правилам как сумма 2 составляющих: произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду; произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.
Министерство, указывая на неправильный расчет Обществом платы за горячее водоснабжение за май 2017 года, исходит из того, что несмотря на наличие в указанном многоквартирном доме индивидуального теплового пункта расчет платы следует осуществлять по правилам, установленным для многоквартирных домов, оборудованных централизованной системой горячего водоснабжения по утвержденному для потребителей тарифу на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения.
Между тем понятие нецентрализованной и централизованной систем горячего водоснабжения приведено в статье 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ): под нецентрализованной системой понимаются сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно (пункт 12), а под централизованной системой - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (пункт 27).
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, согласно которым тепловой пункт, предназначенный для присоединения систем теплопотребления одного здания или его части, является индивидуальным, а для присоединения систем теплопотребления двух и более зданий - центральным тепловым пунктом.
Возможность использования тепловой энергии, электрической энергии, газа при самостоятельном приготовлении горячей воды для обеспечения горячего водоснабжения объекта с использованием индивидуальных тепловых пунктов предусмотрена пунктом 57 Правил горячего водоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 642.
В данном случае, как усматривается из материалов дела и установлено судами, указанный многоквартирный дом централизованной системой горячего водоснабжения не оборудован, а приготовление горячей воды в указанном доме осуществляется самостоятельно с использованием индивидуального теплового пункта посредством нагрева воды, поступающей из централизованной системы холодного водоснабжения.
Министерство вопреки части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств обратного не представило.
В силу части 6 статьи 31 Закона N 416-ФЗ при приготовлении горячей воды с использованием нецентрализованных систем горячего водоснабжения, в том числе в многоквартирном доме, тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) в соответствии с настоящим Федеральным законом не устанавливается, плата за потребленную горячую воду рассчитывается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Общество производило расчет платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению за май 2017 года в соответствии с требованиями Правил N 354, а также о несоответствии пункта 4 предписания Министерства о перерасчете начисленной платы упомянутым нормам и о нарушении этим пунктом предписания прав и законных интересов заявителя. С этим согласился и суд апелляционной инстанции.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.03.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2018 по делу N А21-10680/2017 оставить без изменения, а кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания по ремонту, содержанию, управлению общим имуществом многоквартирного жилого дома 25" и Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.