30 октября 2018 г. |
Дело N А56-115496/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Захаровой М.В., Кадулина А.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "КЛС" Сарбаевой Л.И. (доверенность от 19.03.2018), от Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга Светловой Е.Н. (доверенность от 28.12.2017 N 122594-42),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КЛС" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.03.2018 (судья Галенкина К.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2018 (судьи Жиляева Е.В., Аносова Н.В., Тимухина И.А.) по делу N А56-115496/2017,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "КЛС", место нахождения: 198095, Санкт-Петербург, Химический пер., д. 8, пом. 20, ОГРН 1037851072643, ИНН 7826177396 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга, место нахождения: 191060, Санкт-Петербург, Смольный проезд, д. 1, лит. Б, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076 (далее - Комитет), по формированию земельного участка с элементами благоустройства и озеленения для многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, Муринская дорога, д. 74, корп. 1, с последующей постановкой его на кадастровый учет; обязании Комитета произвести формирование земельного участка.
Решением от 26.03.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2018 данное решение оставлено без изменения.
Общество в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. По мнению подателя жалобы, суды ошибочно посчитали, что на стороне Комитета не имелось бездействия; формирование земельного участка под многоквартирным домом является публичной обязанностью уполномоченного органа, поэтому необходимость внесения изменений в соответствующий проект межевания территории не может рассматриваться в качестве основания для освобождения государственного органа от выполнения действий по формированию земельного участка.
В судебном заседании представитель Общества поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы. Представитель Комитета против удовлетворения жалобы возражал, соглашаясь с выводами судов.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником нежилого помещения площадью 81,7 кв. м с кадастровым номером 78:11:0005608:3341, расположенного на первом этаже многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, Муринская дорога, д. 74, корп. 1, пом. 1-Н.
Общество обратилось в Комитет с заявлением от 17.10.2017 о формировании земельного участка под указанным многоквартирным домом с последующей постановкой участка на кадастровый учет.
Общество, ссылаясь на то, что до настоящего времени ответ на его обращение не получен, бездействием Комитета нарушаются права собственников помещений многоквартирного дома, предъявило в арбитражный суд настоящие требования.
В соответствии с частью 3 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент обращения Общества в Комитет с заявлением) и с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 N 12-П в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, вправе обратиться любой собственник помещения в многоквартирном доме.
Порядок формирования земельных участков под многоквартирными домами в Санкт-Петербурге определен Положением о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, утвержденным распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 29.03.2005 N 25-рп.
Как установили суды, после поступления от Общества заявления в соответствии с названным Положением проведено полевое обследование земельного участка, направлены запросы в отраслевые органы. Таким образом, Комитет предпринял предусмотренные этим Положением меры.
Кроме того, как следует из материалов дела и установлено судами, в настоящее время многоквартирный дом, за формированием земельного участка под которым обратился заявитель, расположен на сформированном земельном участке площадью 23 375 кв. м с кадастровым номером 78:11:0005608:7170, местоположением относительно ориентира, находящегося в границах участка по адресу: Санкт-Петербург, территория предприятия "Ручьи", участок 11 (почтовый адрес: 190000, Санкт-Петербург, тер. Предприятия Ручьи, уч. 11), с разрешенным использованием "для размещения многоквартирного жилого дома (жилых домов)". На указанном участке находится три многоквартирных дома, включая спорный, и здание многоуровневого паркинга. Данный участок сформирован в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 11.03.2014 N 133; поставлен на кадастровый учет 25.12.2015, после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что к общему имуществу многоквартирного дома, находящемуся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме, относится только земельный участок, на котором расположен данный дом, то есть земельный участок, сформированный для размещения именно данного многоквартирного дома.
Согласно пункту 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проектом межевания территории, утвержденным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектной документацией лесных участков; утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
В силу подпункта 4 пункта 3 названной статьи исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.
При таком положении суды пришли к правомерному выводу о том, что в силу действующего законодательства до изменения утвержденного проекта межевания территории невозможно сформировать земельный участок под многоквартирным домом в иных границах, чем установлены в настоящее время утвержденным проектом межевания.
С учетом изложенного суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Довод подателя жалобы о том, что формирование земельного участка под многоквартирным домом на основании заявления любого собственника помещения в доме является публичной обязанностью уполномоченного органа и необходимость изменения проекта межевания территории не освобождает его от исполнения этой обязанности, не может быть принят во внимание. Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации границы и размер земельного участка, занятого многоквартирным домом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. Сформированный в настоящее время земельный участок таким требованиям соответствует. Из положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, устанавливающих порядок внесения изменений в документацию по планировке территории, не следует, что на основании заявления заинтересованного лица о формировании земельного участка под многоквартирным домом у уполномоченного органа возникает обязанность совершить необходимые действия по внесению изменений в утвержденную градостроительную документацию.
Принимая во внимание сказанное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.03.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2018 по делу N А56-115496/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КЛС" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.