30 октября 2018 г. |
Дело N А21-11234/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.10.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.10.2018.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А., Соколовой С.В.,
при участии от Центрального управления Федеральной службы по экологическом, технологическому и атомному надзору Барабана Г.Н. (доверенность от 13.12.2017 N 220) и от акционерного общества Калининградрыба" Лазаревой Л.Г. (доверенность от 029.11.2017),
рассмотрев 23.10.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Центрального управления Федеральной службы по экологическом, технологическому и атомному надзору на решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.04.2018 (судья Ефименко С.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2018 (судьи Сомова Е.А., Зотеева Л.В., Протас Н.И.) по делу N А21-11234/2017,
установил:
Акционерное общество "Калининградрыба", место нахождения: 236006, Калининград, Правая набережная, дом 2, ОГРН 1023900765041, ИНН 3903005012 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН 7709561778, ОГРН 1047796607650) и к Центральному Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзору) (ИНН 7702609639, ОГРН 1067746766240) о признании незаконным бездействия Центрального управления Ростехнадзора, выразившееся в непредставлении ответа на поданное в соответствии с законом обращение Общества от 02.08.2017, исх. N 01-1817; о признании незаконными действия Центрального управления Ростехнадзора, выразившиеся в требовании предоставить уведомление о прекращении лицензируемого вида деятельности; о признании незаконными приказов от 30.06.2016 N К-36 и от 30.06.2016 N К-37; об обязании Центрального управления Ростехнадзора внести сведения о лицензиях N ЭХ-21-000390 от 18.03.2009 и N ВП-21-000391 от 18.03.2009 в реестр лицензий в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) и вернуть оригиналы лицензий Обществу. Заявление принято с уточнением в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 10.04.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 23.07.2018, бездействие Центрального Управления Ростехнадзора, выразившееся в непредставлении ответа на поданное в соответствии с законом обращение Общества от 02.08.2017, исх. N 01-1817 признано незаконным. Признаны незаконными также действия Центрального Управления Ростехнадзора, выразившиеся в требовании предоставить уведомление о прекращении лицензируемого вида деятельности. В удовлетворении остальной части заявления отказано.
В кассационной жалобе Центральное управление Ростехнадзора, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального права, просит решение и постановление отменить в части признания незаконными действия Центрального управления Ростехнадзора, выразившиеся в требовании предоставить уведомление о прекращении лицензируемого вида деятельности.
В судебном заседании представитель Центрального управления Ростехнадзора поддержал доводы, изложенные в жалобе, а представитель Общества, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов, просил в удовлетворении жалобы отказать.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Общество эксплуатирует опасный производственный объект (ОПО) - аммиачную холодильную установку, регистрационный номер А21-01690-0001, дата регистрации 27.10.2000. Названному ОПО 04.07.2013 присвоен IV класс опасности на основании статьи 10 Федерального закона от 04.03.2013 N 22 "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", и деятельность по его эксплуатации стала нелицензируемой по признаку количества опасного вещества - аммиака, при этом продолжая оставаться опасной по признаку эксплуатации оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 МПа.
До перерегистрации и присвоения класса опасности для осуществления деятельности по эксплуатации аммиачной холодильной установки у Общества имелись лицензии от 18.03.2009 N ВП-21-000391 (X) на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов и от 18.03.2009 N ЭХ-21-000390 (X) на эксплуатацию химически опасных производственных объектов.
Общество 02.06.2016 получило от Центрального управления Ростехнадзора письмо N 08-16/2920 с требованием о предоставлении уведомления о прекращении Обществом лицензируемого вида деятельности. В обоснование требования было указано, что Общество с 04.07.2013 фактически перестало осуществлять лицензируемый вид деятельности, а вышеуказанное уведомление в орган Ростехнадзора подано не было, в случае непредставления уведомления в срок, юридическое лицо и должностное лицо могут быть привлечены к административной ответственности по статье 19.7 КоАП РФ.
Во исполнение указанных требований Ростехнадзора Общество подало уведомление о прекращении лицензируемого вида деятельности. В соответствии с требованиями, изложенными в письмах Ростехнадзора от 16.06.2016 (N 08-17/3246-л и N 08-17/3247-л), Общество предоставило в Ростехнадзор также оригиналы двух вышеуказанных лицензий.
В этой связи, 30.06.2016 Центральным управлением Ростехнадзора принято решение о прекращении действия лицензий, о чем вынесено уведомление о прекращении действия лицензий от 30.06.2016 N 08-17/3639-л. В этом уведомлении указаны соответствующие приказы от 30.06.2016 N К-37 и К-36.
Ростехнадзором 06.06.2016 в отношении Общества начата внеплановая документарная проверка, по результатам которой 04.07.2016 было выдано предписание N 8.2-к-0363-првн-П/0039-2016, которым Обществу предложено выполнить мероприятия для перерегистрации в государственном реестре ОПО (для перерегистрации ОПО с IV класса опасности на III класс опасности), которое Обществом было обжаловано в суд.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 28.11.2016 по делу N А21-6452/2016 в удовлетворении заявления было отказано.
На основании указанного судебного акта Общество осуществило мероприятия по перерегистрации принадлежащего ему ОПО на III класс опасности и 20.01.2017 аммиачно-холодильная установка зарегистрирована за III классом опасности, о чем выдано соответствующее свидетельство от 20.01.2017 N А21-01690.
Общество 02.08.2017 обратилось в Центральное управление Ростехнадзора с требованием отменить приказы от 30.06.2016 N К-36 и N К-37, которыми прекращено действие лицензий от 18.03.2011 N ЭХ-21-000390 и N ВП-21-000391; восстановить действие лицензий и передать (возвратить) оригиналы этих лицензий Обществу для последующей перерегистрации в соответствии с действующим законодательством; Общество также просило признать результаты проверки Общества - предписания от 21.04.2017 N 8.2-к-0228-првн-П/0016-2017; от 01.06.2017 N 8.2-к-0294-првн-П/0035-2017; от 30.06.2017 N 8.2-к-0377-првн-П/0043-2017 незаконными и отменить их.
Поскольку ответ на указанное обращение Обществом не получен, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды двух инстанций, придя к выводу об отсутствии у Центрального управления Ростехнадзора полномочий требовать у Общества представления уведомления о прекращении лицензируемого вида деятельности, требование Общества в данной части удовлетворили.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В соответствии с разделом I Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401 (далее - Положение N 401) Ростехнадзор является специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности.
Согласно пункту 5.3.1.5 раздела II Положения N 401 Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору уполномочена на осуществление надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, объектов обороны и безопасности, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов.
В силу пунктов 5.3.2 и 5.3.5 Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование деятельности в области использования атомной энергии, а также лицензирование других видов деятельности, отнесенных к компетенции; регистрирует опасные производственные объекты и ведет их государственный реестр.
С целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности Ростехнадзор имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений (пункт 6 Положения).
Статьей 20 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) предусмотрены порядок приостановления, возобновления, прекращения действия лицензии и аннулирования лицензии.
Согласно части 14 статьи 20 названного закона лицензиаты, имеющие намерение прекратить лицензируемый вид деятельности, обязаны представлять (направлять) в лицензирующий орган заявление о прекращении деятельности не позднее чем за пятнадцать календарных дней до дня фактического прекращения лицензируемого вида деятельности.
Ввиду изложенного Обществу было необходимо представить уведомление о прекращении лицензируемого вида деятельности в порядке, предусмотренном статьей 20 Закона N 99-ФЗ.
В данном случае письмом Центрального управления Ростехнадзора информировало Общество о названных требованиях.
Таким образом, Центральное управление Ростехнадзора действовало в рамках предоставленных ему полномочий.
Суд кассационной инстанции по результатам проверки законности решения и постановления в части признания незаконными действия Центрального управления Ростехнадзора, выразившиеся в требовании предоставить уведомление о прекращении лицензируемого вида деятельности с учетом даты его вынесения (02.06.2016), приходит к выводу о том, что основания для удовлетворения требований Общества в указанной части отсутствовали как по существу, так и в связи с пропуском срока на обжалование, предусмотренного статьей 198 АПК РФ.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций установлены фактические обстоятельства дела, но нарушены нормы материального права, суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ считает возможным, не направляя дело на новое рассмотрение, отменить вынесенные по делу решение и постановление судов и принять новый судебный акт об удовлетворении требований Общества в полном объеме.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.04.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2018 по делу N А21-11234/2017 отменить в части признания незаконными действий Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, выразившиеся в требовании предоставить уведомление о прекращении лицензируемого вида деятельности.
В указанной части в удовлетворении заявления Акционерного общества "Калининградрыба" отказать.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.