02 ноября 2018 г. |
Дело N А56-85653/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Журавлевой О.Р., Лущаева С.В.,
при участии от Балтийской таможни Масловой Е.В. (доверенность от 16.03.2018), Мартишина И.С. (доверенность от 27.12.2017), от общества с ограниченной ответственностью "ОРИМИ" Сизых О.М. (доверенность от 22.12.2017 N 49),
рассмотрев 01.11.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.04.2018 (судья Грачева И.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2018 (судьи Сомова Е.А., Лопато И.Б., Семенова А.Б.) по делу N А56-85653/2017,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ОРИМИ", место нахождения: 188682, Ленинградская область, Всеволожский район, городской поселок имени Свердлова, 1-й микрорайон, участок 15/4, ОГРН 1024700564217, ИНН 4703044256 (далее - ООО "ОРИМИ", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными (незаконными) решений Балтийской таможни, место нахождения: 198184, Санкт-Петербург, Канонерский остров, дом 32-А, ОГРН 1037811015879, ИНН 7830002014 (далее - Таможня), от 25.07.2017 N 10216000-19-19/000090, от 22.08.2017 N 10216000-19-19/000096 и N 10216000-19-19/000097 об отказе в предоставлении (восстановлении) тарифных преференций в отношении товаров по декларациям на товары (далее - ДТ) NN 10216110/140217/0005078, 10216110/280617/0021778, 10216110/280617/0021779, а также об обязании таможенного органа предоставить (восстановить) тарифные преференции по названным ДТ.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.04.2018, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2018, требования Общества удовлетворены: оспариваемые решения Таможни признаны недействительными, на таможенный орган возложена обязанность предоставить (восстановить) тарифные преференции по ДТ N N 10216110/140217/0005078, 10216110/280617/0021778, 10216110/280617/0021779. Кроме того, с Таможни в пользу заявителя взыскано 9 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе таможенный орган, ссылаясь на несоответствие выводов судов двух инстанций фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции, принять новый судебный акт - об отказе ООО "ОРИМИ" в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы считает ошибочными выводы судов двух инстанций о неправомерности отказов в предоставлении преференций, поскольку представленные в подтверждение происхождения товара сертификаты имеют оттиск круглой печати, отличный от имеющегося в картотеке Российской национальной системы преференций образца оттиска печати уполномоченного органа Нигерии. Таможня указывает, что согласно пункту VIII Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, являющимся неотъемлемой частью Соглашения между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 12.12.2008, Комиссия таможенного союза получает от развивающихся или наименее развитых стран, в отношении которых предоставлены тарифные преференции, наименования, адреса, оттиски печатей компетентных органов, уполномоченных заверять сертификаты; тарифный преференциальный режим не распространяется на товар, происходящий из развивающейся или наименее развитой страны, которая не предоставила такую информацию. Таможенный орган не мог обратиться с соответствующим запросом в уполномоченный орган Нигерии, поскольку согласно Приложению к Инструкции о порядке подготовки и исполнения международных запросов, не относящихся к делам об административных правонарушениях и не связанных с проведением оперативных проверок (утв. приказом Федеральной таможенной службы от 09.12.2011 N 2490), Нигерия не включена в Перечень международных договоров Российской Федерации о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах (по состоянию на 01.08.2016).
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители таможенного органа поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель ООО "ОРИМИ" возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в феврале - июне 2017 года Общество на основании внешнеторговых контрактов от 18.12.2014 N 566-014 и от 05.12.2016 N 566-017, заключенных с компанией "Fullmark Commodities LTD", Нигерия, ввезло на таможенную территорию Российской Федерации и представило для таможенного оформления по ДТ NN 10216110/140217/0005078, 10216110/280617/0021778, 10216110/280617/0021779 товар "цветки каркадэ (гибискуса) сушеные_ в мешках_, товарный знак: отсутствует, изготовитель - компания "Fullmark Commodities LTD" (Нигерия)".
В графе 33 названных ДТ декларантом указан код 1211 90 860 9 в соответствии с утвержденной решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза: "масличные семена и плоды; прочие семена, плоды и зерно; лекарственные растения и растения для технических целей; солома и фураж: растения и их части (включая семена и плоды), используемые в основном в парфюмерии, фармации или инсектицидных, фунгицидных или аналогичных целях, свежие, охлажденные, мороженые или сушеные, целые или измельченные, дробленые или молотые: - прочие: -- прочие: --- прочие" (ставка ввозной таможенной пошлины - 5%, ставка налога на добавленную стоимость - 18%).
В графах 16 и 34 ДТ N N 10216110/140217/0005078, 10216110/280617/0021778, 10216110/280617/0021779 ООО "ОРИМИ" указана страна происхождения товара - Нигерия.
В графах 36 и 37 ДТ N 10216110/140217/0005078 Обществом заявлено о наличии права на применение тарифных преференций по таможенной пошлине в размере 3,75% (259 139 руб. 90 коп.) в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза". Вместе с ДТ N 10216110/140217/0005078 декларант представил, в том числе, сертификат о происхождении товара по форме "А" от 29.11.2016 N А4931, выданный уполномоченным органом Нигерии.
Товар по перечисленным ДТ в установленные сроки выпущен Таможней в соответствии с заявленной таможенной процедурой "выпуск для внутреннего потребления", при этом таможенные платежи по ДТ N N 10216110/280617/0021778, 10216110/280617/0021779 уплачены заявителем по базовым ставкам таможенных пошлин (5%) без предоставления тарифных преференций (по ДТ N 10216110/280617/0021778 - 375 650 руб. 95 коп., по ДТ N 10216110/280617/0021779 - 189 889 руб. 53 коп.), а по ДТ N 10216110/140217/0005078 с предоставлением тарифной преференции (3,75%).
В дальнейшем ООО "ОРИМИ" обратилось в таможенный орган с заявлениями от 11.07.2017 N 174/7, N 175/7 о восстановлении режима тарифных преференций по ДТ NN 10216110/280617/0021778, 10216110/280617/0021779. Вместе с указанными заявлениями декларант представил, в том числе, оригиналы сертификатов о происхождении товара по форме "А" от 24.05.2017 NN А8382, А8381, выданные уполномоченным органом Нигерии.
В ходе проверки Таможня направила представленные сертификаты для исследования в Экспертно-криминалистическую службу - региональный филиал Центрального экспертного криминалистического управления в Санкт-Петербурге (далее - ЭКС ЦЭКТУ). Согласно заключениям ЭКС ЦЭКТУ от 28.03.2017 N 12402006/0008929, от 10.08.2017 NN 12402070/0028630, 12402070/0028622 по результатам исследования таможенные эксперты пришли к выводу, что оттиск круглой печати, расположенный в графе 11 сертификатов о происхождении товара, имеет различия (нанесены разными печатями) с соответствующим образцом оттиска печати уполномоченного органа Нигерии, имеющимся в картотеке Российской национальной системы преференций (далее - РНСП).
На основании указанных заключений таможенный орган принял решения от 25.07.2017 N 10216000-19-19/000090, от 22.08.2017 N 10216000-19-19/000096 и N 10216000-19-19/000097 об отказе Обществу в предоставлении (восстановлении) тарифных преференций в отношении товаров задекларированных по ДТ NN 10216110/140217/0005078, 10216110/280617/0021778, 10216110/280617/0021779.
Считая решения Таможни об отказе в предоставлении тарифных преференций незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на отсутствие у таможенного органа в данном случае правовых и фактических оснований для принятия оспариваемых решений.
Проверив законность обжалуемых судебных актов и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Западного округа исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, международными договорами Российской Федерации. Для целей названной статьи под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.
Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 N 18 и решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 утвержден Перечень развивающихся стран-пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза, согласно которому Нигерия относится к странам-пользователям схемой преференций Российской Федерации. Этими же решениями утвержден Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся, наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции, в который включен ввезенный Обществом товар, относящийся к группе 12 ТН ВЭД "Масличные семена и плоды; прочие семена, плоды и зерно; лекарственные растения и растения для технических целей; солома и фураж".
Исходя из приведенных нормативных положений суды пришли к правильному выводу о том, что при ввозе в 2017 году на территорию Российской Федерации из Нигерии спорного товара декларант имел право претендовать на получение тарифных преференций.
В силу части 1 статьи 109 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" определение страны происхождения товаров, происходящих из государств, не являющихся членами Таможенного союза, при их ввозе в Российскую Федерацию, осуществляется в соответствии с Соглашением о единых правилах определения страны происхождения товаров и главой 7 Таможенного кодекса Таможенного союза.
В соответствии с разделом VII Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран (применяемых в соответствии с Соглашением между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 12.12.2008; далее - Правила) в удостоверение происхождения товара из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, лицо, перемещающее товары, представляет декларацию-сертификат о происхождении товара (далее - сертификат) по форме "А" (приложение 1), принятую в рамках Общей системы преференций, которая заполняется в соответствии с Требованиями к оформлению деклараций-сертификатов о происхождении товара по форме "А" (приложение 2). Срок применения сертификата в целях предоставления тарифных преференций ограничен 12 месяцами с даты его выдачи. В случае возникновения обоснованных сомнений относительно достоверности заявленных сведений о происхождении товара таможенный орган вправе потребовать предоставления сертификата о происхождении товара.
В разделе VIII Правил предусмотрено, что в случае возникновения обоснованных сомнений относительно достоверности сертификата или содержащихся в нем сведений, а также относительно сведений о происхождении товара таможенные или другие уполномоченные органы могут обратиться в компетентные национальные органы развивающейся или наименее развитой страны, заверившие сертификат, с мотивированной просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 58 действовавшего в спорный период Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров, производится определение страны происхождения товаров.
Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров (пункт 1 статьи 58 ТК ТС).
В силу пункта 2 статьи 59 ТК ТС документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.
В статье 61 ТК ТС установлено, что сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров (пункт 1). Если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к его оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством таможенного союза, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций (пункт 4). При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе обратиться к уполномоченным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения. Такое обращение не препятствует выпуску товаров на основании сведений о стране их происхождения, заявленных при помещении товаров под таможенную процедуру (пункт 5).
Требования к оформлению деклараций-сертификатов о происхождении товара по форме "А" приведены в приложении 2 к Правилам (далее - Требования), согласно которым в графе 1 указываются наименование и адрес лица, которое является экспортером (поставщиком) товара (продавца товара по контракту или иного лица, если ему переданы права на поставку товара, в том числе производителя товара).
В графе 11 сертификата содержатся данные о дате и месте удостоверения сертификата, наименование и печать органа, уполномоченного в соответствии с законодательством удостоверять происхождение товаров, а также подпись должностного лица указанного органа, уполномоченного подтверждать достоверность сертификата. Печать должна иметь четкий оттиск, позволяющий при необходимости осуществить идентификацию на предмет ее подлинности.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела основанием для принятия оспариваемых решений послужили выводы таможенного органа о том, что сертификаты формы "А", представленные в качестве документов, подтверждающих заявленные сведения в отношении страны происхождения товара, оформлены с нарушением требований к оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством Таможенного союза, а, следовательно, не могут служить основанием для предоставления тарифных преференций.
Так, согласно заключениям ЭКС ЦЭКТУ от 28.03.2017 N 12402006/0008929, от 10.08.2017 NN 12402070/0028630, 12402070/0028622 оттиски круглой печати, расположенные в графе 11 сертификатов о происхождении товара, имеют различия (нанесены разными печатями) с соответствующим образцом оттиска печати уполномоченного органа Нигерии, имеющимся в картотеке РНСП.
Признавая решение таможенного органа об отказе в предоставлении преференций недействительным, суды первой и апелляционной инстанций правомерно руководствовались приведенными нормативными требованиями статей 58, 59, 63 ТК ТС, Законом Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе", Перечнем развивающихся стран-пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза, утвержденным Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 18, Правилами и Требованиями, и исходили из того, что целью таможенного контроля является установление страны происхождения товара, так как основанием для предоставления тарифных преференций выступает факт происхождения товара из страны, входящей в перечень стран-пользователей схемой преференций. При этом для признания сертификата недействительным таможенный орган осуществляет действия по проверке подлинности сертификата и правильности заявления декларантом страны происхождения товара, чего в данном случае сделано не было.
Как видно из материалов дела, в соответствии с требованиями раздела VIII Правил Нигерия предоставила сведения о наименовании, адресах компетентных органов, уполномоченных заверять сертификаты, а также оттиски их печатей. Соответствующие сведения имеются в картотеке РНСП и использовались таможенными экспертами при исследовании представленных Обществом сертификатов о происхождении товара.
Суды обоснованно исходили из того, что целью таможенного контроля является установление страны происхождения товара, так как основанием для предоставления тарифных преференций выступает факт происхождения товара из страны, входящей в перечень стран - пользователей системой преференций.
Из материалов дела следует, что таможенный орган не ставит под сомнение факт производства спорного товара именно в Нигерии, а имел претензии к оформлению сертификатов по форме "А", вызванных несоответствием форм сравниваемых оттисков печатей уполномоченного органа Нигерии с имеющимся в распоряжении Таможни образцом.
При этом несоответствие наименования и адреса уполномоченного органа Нигерии, заверившего сертификаты о происхождении товара по форме "А" от 29.11.2016 N А4931, от 24.05.2017 NN А8382, А8381, сведениям, которые представлены во исполнение требований раздела VIII Правил, таможенным органом не установлено.
В свою очередь, Таможня в компетентный национальный орган Нигерии, заверивший сертификаты, соответствующий запрос с мотивированной просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения, как это предусмотрено разделом VIII Правил, не направила.
Ссылки таможенного органа на то, что в силу Приложения N 1 к Инструкции о порядке подготовки и исполнения международных запросов, не относящихся к делам об административных правонарушениях и не связанных с проведением оперативных проверок (утв. приказом ФТС России от 09.12.2011 N 2490) направление таких запросов в уполномоченный орган Нигерии является невозможным, подлежат отклонению, поскольку согласно пункту 1 названной Инструкции ее действие не распространяется на случаи подготовки, направления и исполнения международных запросов по вопросам определения страны происхождения товаров.
Таким образом, Таможня не представила доказательств наличия оснований, установленных в разделе VIII Правил, для признания сертификата недействительным.
При таких обстоятельствах выявленное таможенным органом несоответствие оттиска печати уполномоченного органа имеющимся в картотеке РНСП сведениям при наличии совокупности иных представленных в дело доказательств, не может являться безусловным основанием для отказа в предоставлении тарифных преференций с учетом предоставленных таможенному органу полномочий по проверке указанных в сертификате сведений.
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы основаны на имеющихся в деле доказательствах. В связи с этим основания для отмены обжалуемых судебных актов у кассационной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.04.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2018 по делу N А56-85653/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу Балтийской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Признавая решение таможенного органа об отказе в предоставлении преференций недействительным, суды первой и апелляционной инстанций правомерно руководствовались приведенными нормативными требованиями статей 58, 59, 63 ТК ТС, Законом Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе", Перечнем развивающихся стран-пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза, утвержденным Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 18, Правилами и Требованиями, и исходили из того, что целью таможенного контроля является установление страны происхождения товара, так как основанием для предоставления тарифных преференций выступает факт происхождения товара из страны, входящей в перечень стран-пользователей схемой преференций. При этом для признания сертификата недействительным таможенный орган осуществляет действия по проверке подлинности сертификата и правильности заявления декларантом страны происхождения товара, чего в данном случае сделано не было.
...
Ссылки таможенного органа на то, что в силу Приложения N 1 к Инструкции о порядке подготовки и исполнения международных запросов, не относящихся к делам об административных правонарушениях и не связанных с проведением оперативных проверок (утв. приказом ФТС России от 09.12.2011 N 2490) направление таких запросов в уполномоченный орган Нигерии является невозможным, подлежат отклонению, поскольку согласно пункту 1 названной Инструкции ее действие не распространяется на случаи подготовки, направления и исполнения международных запросов по вопросам определения страны происхождения товаров."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 ноября 2018 г. N Ф07-13566/18 по делу N А56-85653/2017