08 ноября 2018 г. |
Дело N А56-89693/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,
рассмотрев 07.11.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.03.2018 (судья Васильева Н.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2018 (судьи Жиляева Е.В., Аносова Н.В., Тимухина И.А.) по делу N А56-89693/2017,
установил:
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (в настоящее время - Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия), место нахождения: город Петрозаводск, улица Андропова, дом 2/24; ОГРН 1071001000828; ИНН 1001016090 (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к акционерному обществу "Карьер "Коккомяки", место нахождения: 195009, Санкт-Петербург, улица Арсенальная, дом 66, литер Б, ИНН 7804320074, ОГРН 1057811839634 (далее - ответчик, Общество) о взыскании задолженности по арендной плате по минимальным ставкам в федеральный бюджет в размере 104 105 руб.
Решением суда первой инстанции от 12.03.2018, оставленным без измерения постановлением апелляционного суда от 26.06.2018, в иске отказано.
В кассационной жалобе Министерство просит отменить решение от 12.03.2018 и постановление от 26.06.2018 и принять по делу новый судебный акт о взыскании с Общества заявленной суммы. Податель жалобы, ссылаясь на пункт 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", указал, что поскольку ранее неправильно применялся поправочный коэффициент 0,5, то Общество обязано внести арендную плату по состоянию на 15.08.2017 с учетом коэффициента 1,0.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Министерством лесного комплекса Республики Карелия (арендодатель) и ответчиком (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 25.04.2008 N 9 с кадастровым номером 10:07:000000:045 (адрес объекта расположен в кадастровом квартале 10:07:030809), расположенного в кварталах 63-65 Рускеальского участкового лесничества Сортавальского центрального лесничества, общей площадью 40,5 га, в целях разработки полезных ископаемых "Коккомяки" в Сортавальском муниципальном районе Республики Карелия в соответствии с лицензией для добычи габброидов серия ПТЗ N 01298 вид TP, срок лицензии до 31 декабря 2022 года (зарегистрирована 07 декабря 2005 года Территориальным агентством по недропользованию по РК N в реестре 1307) (в редакции дополнительного соглашения от 05.11.2008). Срок действия договора до 31.12.2022.
Договор аренды лесного участка зарегистрирован в едином государственном реестре прав 11.11.2008 за N 10-10-07/011/2008-236 (далее - договор).
Пунктом 5.1. договора установлено, что расчет арендной платы за пользование лесным участком, переданным в аренду, производится на основании акта натурного технического обследования лесного участка, входящего в состав материалов, обосновывающих предоставление лесного участка в целях добычи габброидов на месторождении "Коккомяки" в Сортавальском муниципальном районе Республики Карелия в соответствии с лицензией для геологического изучения и добычи камня для производства щебня строительного на объекте "Коккомяки", серия ПТЗ N 01298 вид TP, срок лицензии до 31 декабря 2022 года.
Размер арендной платы за пользование лесным участком, переданным в аренду, рассчитывается согласно действующим ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, в расчете на 1 га с учетом площади участка (пункт 5.2. договора) и вносится ежеквартально в процентном отношении от размера годовой арендной платы: до 15 февраля - 25%, до 15 мая - 25%, до 15 августа - 25%, до 15 ноября - 25% (пункт 5.3. договора).
Ссылаясь на то, что при расчете арендной платы по договору был неправильно применен поправочный коэффициент 0,5, и на отказ Общества добровольно произвести доплату арендной платы по перерасчету на 15.08.2017, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив отсутствие в деле допустимых доказательств подтверждающих иное качественное состояние участка лесного фонда, его изменения с момента заключения договора аренды, в удовлетворении заявленных требований отказали.
Изучив доводы кассационной жалобы и возражения в отношении нее, проверив законность принятых судебных актов, суд кассационной инстанции считает выводы судов соответствующими установленным по делу обстоятельствам и подлежащим применению нормам права.
В соответствии с пунктом 11 статьи 1, части 1 статьи 94 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) использование лесов является платным.
В соответствии с частью 1 статьи 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 данной статьи.
Частью 4 статьи 73 ЛК РФ предусмотрено, что для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются, соответственно, Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310) утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Абзацем 4 примечания 8 к таблице 14 Постановления N 310 установлено, что при использовании лесных участков, находящихся в федеральной собственности, занятых просеками, дорогами, болотами (за исключением разработки месторождений торфа), каменистыми россыпями, применяется наименьший размер ставки платы, установленной для субъекта Российской Федерации, с коэффициентом 0,5.
Как следует из пункта 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Суды оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, сделали обоснованный вывод, что Министерством в нарушение положений статьи 65 АПК РФ не представлены допустимые доказательства иного качественного состояния участка лесного фонда, его изменения с момента заключения договора аренды.
В кассационной жалобе Министерство не привело доказательств проведения проверочных мероприятий послуживших основанием для перерасчета арендной платы.
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Доводы жалобы по существу направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и фактических обстоятельств дела, не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о нарушении ими норм материального и процессуального права.
Поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.03.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2018 по делу N А56-89693/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.