21 ноября 2018 г. |
Дело N А21-11803/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Журавлевой О.Р., Соколовой С.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Сириус" Гужаковой Е.В. (доверенность от 01.06.2018), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Калининградской области Истоминой В.С. (доверенность от 15.01.2018), Яковлевой И.К. (доверенность от 15.10.2018),
рассмотрев 19.11.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сириус" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.03.2018 (судья Широченко Д.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2018 (судьи Дмитриева И.А., Згурская М.Л., Третьякова Н.О.) по делу N А21-11803/2017,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Сириус" (ИНН 3904075767, ОГРН 1063905038306) (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Калининградской области (ИНН 3914013576, ОГРН 1043912500015) (далее - налоговый орган, Инспекция) о признании недействительным решения от 11.08.2017 N 5836 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 05.03.2018, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2018, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, указывая на неправильное применение судами норм материального права, неполное выяснение имеющих значение для дела обстоятельств, просит отменить принятые по делу судебные акты, удовлетворить заявленные требования.
По мнению подателя жалобы, в отношении принадлежащих ему земельных участков подлежат применению ставки земельного налога 0,35% и 0,45%, поскольку соответствующие виды разрешенного использования были определены при установлении кадастровой стоимости. Общество указывает, что при применении ставки земельного налога и установлении кадастровой стоимости необходимо учитывать один и тот же вид разрешенного использования земельного участка.
От Инспекции поступил отзыв на кассационную жалобу.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы. Представители Инспекции возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в пределах доводов кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Общество в 2016 году являлось собственником трех земельных участков с кадастровыми номерами 39:13:010317:39, 39:13:010317:19, 39:13:010308:65, расположенными в Калининградской области на территории Муниципального образования "Черняховское городское поселение", с видом разрешенного использования: "для обслуживания реализованных объектов высвобождаемого военного недвижимого имущества", а с декабря 2016 года - "жилая застройка".
Обществом 27.01.2017 в Инспекцию представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2016 год. При расчете земельного налога за 2016 год в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 39:13:010317:39 и 39:13:010317:19 Общество применило налоговую ставку 0,35%, а в отношении земельного участка с кадастровым номером 39:13:010308:65 - ставку 0,45%.
По результатам проведенной камеральной налоговой проверки декларации Инспекция составила акт проверки от 16.05.2017 N 3068 и вынесла обжалуемое решение от 11.08.2017 N 5836 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - решение), в соответствии с которым Общество в порядке статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) привлечено к налоговой ответственности в виде 37 398 руб. 60 коп. штрафа; Обществу доначислено 747 973 руб. недоимки по налогу и пени в размере 80 460 руб. 95 коп.
В ходе проверки Инспекция пришла к выводу, что Общество неправомерно использовало пониженные ставки земельного налога 0,35% и 0,45%; в отношении спорных земельных участков подлежит применению ставка налога 1,5%.
Решением Управления ФНС по Калининградской области от 17.10.2017 N 06-11/23893 жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
Общество обратилось в арбитражный суд.
Суды двух инстанций, оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями статей 388, 389, 391, 393, 394, 396 НК РФ, принимая во внимание, что решением районного Совета депутатов Черняховского муниципального района от 19.11.2015 N 130 "Об установлении налоговых ставок на земельные участки муниципального образования "Черняховский городской округ" не определена ставка земельного налога в отношении участков "для обслуживания реализованных объектов высвобождаемого военного недвижимого имущества", пришли к выводу о правомерном расчете Инспекцией земельного налога за 2016 год по ставке 1,5%.
Кассационная инстанция, изучив материалы рассматриваемого дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено этим пунктом.
В силу статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база в отношении каждого земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пункту 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установление, изменение и отмена местных налогов и сборов находятся в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (подпункт 3 пункта 10 статьи 35).
Как установлено судами, решением районного Совета депутатов Черняховского муниципального района от 19.11.2015 N 130 "Об установлении налоговых ставок на земельные участки муниципального образования "Черняховский городской округ" не определена ставка земельного налога в отношении участков "для обслуживания реализованных объектов высвобождаемого военного недвижимого имущества".
В случае, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в пункте 1 статьи 394 НК РФ (пункт 3 статьи 394 НК РФ).
Согласно положениям пункта 1 статьи 394 в отношении спорных земельных участков в 2016 году подлежала применению ставка налога 1,5%.
При рассмотрении спора суды правомерно исходили из того, что в случае изменения категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка, изменение кадастровой стоимости земельных участков, произошедшее в текущем налоговом периоде в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, может быть учтено только со следующего налогового периода по земельному налогу.
Выводы судов по делу основаны на доказательственной базе, сделаны при правильном применении норм материального права.
В кассационной жалобе Общество указывает, что в спорный период кадастровая стоимость земельных участков была определена не исходя из вида разрешенного использования: "для обслуживания реализованных объектов высвобождаемого военного недвижимого имущества", а исходя из иных видов разрешенного использования.
Данный довод не может явиться основанием для удовлетворения требований Общества по настоящему спору, в рамках которого оценивается правомерность решения налогового органа. В данном случае налоговый орган при доначислении налога правомерно исходил из положений действующего законодательства и установленного вида разрешенного использования земельных участков в 2016 году.
Общество не было лишено возможности в соответствующий период предпринять действия, направленные на изменение вида разрешенного использования земельных участков, либо оспаривать кадастровую стоимость земельных участков.
Поскольку нормы материального права применены судами правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы Общества.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.03.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2018 по делу N А21-11803/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сириус" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Лущаев |
Судьи |
С.В. Лущаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база в отношении каждого земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пункту 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установление, изменение и отмена местных налогов и сборов находятся в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (подпункт 3 пункта 10 статьи 35).
...
В случае, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в пункте 1 статьи 394 НК РФ (пункт 3 статьи 394 НК РФ)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 ноября 2018 г. N Ф07-11872/18 по делу N А21-11803/2017