г. Санкт-Петербург |
|
13 июня 2018 г. |
Дело N А21-11803/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июня 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Дмитриевой И.А.
судей Згурской М.Л., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Панковой Н.А.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): Сысоева А.А. - доверенность от 15.01.2018 Закобуня И.В. - доверенность от 09.01.2018
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10579/2018) ООО "СИРИУС" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.03.2018 по делу N А21-11803/2017 (судья Широченко Д.В.), принятое
по заявлению ООО "СИРИУС"
к МРИ ФНС РФ N 2 по Калининградской области
о признании недействительным решения
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Сириус" (ИНН 3904075767, ОГРН 1063905038306) (далее - ООО "Сириус", общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Калининградской области (ИНН 3914013576, ОГРН 1043912500015) (далее - МИ ФНС N 2, налоговый орган, налоговая инспекция, инспекция) о признании незаконным и отмене вынесенного инспекцией в отношении общества решения от 11 августа 2017 года N 5836 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 05.03.2018 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, Общество обжаловало его в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
Определением суда от 04.06.2018 рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 13.06.2018
В судебном заседании 13.06.2018 представитель инспекции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей не направило. Дело рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, общество в 2016 году имело на праве собственности следующие земельные участки:
- с кадастровым номером 39:13:010317:39, площадью 75164 кв.м., расположенный по адресу: Калининградская область, г. Черняховск, ул. Тухачевского, военный городок N 6, с разрешенным использованием для обслуживания реализованных объектов высвобождаемого военного недвижимого имущества, а с декабря 2016 года - "жилая застройка";
- с кадастровым номером 39:13:010317:19, площадью 21 кв.м., расположенный по адресу: Калининградская область, г. Черняховск, ул. Тухачевского, военный городок N 6, с разрешенным использованием для обслуживания реализованных объектов высвобождаемого военного недвижимого имущества, а с декабря 2016 года - "жилая застройка";
- с кадастровым номером 39:13:010308:65, площадью 9420 кв.м., расположенный по адресу: Калининградская область, г. Черняховск, ул. Гагарина, военный городок N 3, с разрешенным использованием для обслуживания реализованных объектов высвобождаемого военного недвижимого имущества, а с декабря 2016 года - "жилая застройка".
Обществом 27 января 2017 года в инспекцию представлена первичная налоговая декларация по земельному налогу (далее - налог) за налоговый период 2016 года.
По результатам проведенной камеральной налоговой проверки упомянутой декларации инспекция составила акт проверки от 16 мая 2017 года N 3068 и вынесла обжалуемое решение от 11 августа 2017 года N 5836 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - решение), в соответствии с которым заявитель в порядке статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ,Кодекс) привлечен к налоговой ответственности в виде 37 398,60 рублей штрафа; обществу доначислено 747 973 рублей недоимки по налогу и пени по этому налогу в размере 80 460,95 рублей.
Основанием для вынесения этого решения послужило то обстоятельство, что по земельному налогу за 2016 год инспекцией определено, что в представленной обществом налоговой декларации неверно исчислен земельный налог по причине занижения налоговой ставки по спорным трем земельным участкам; МИ ФНС N 9 пришла к выводу о неправомерном применении обществом в рассматриваемый период в отношении спорных земельных участков пониженной ставки земельного налога 0,35 % и 0,45 %, в то время как в отношении спорных земельных участков подлежит применению ставка налога 1,5%.
ООО "Сириус" обжаловало указанное решение в вышестоящий налоговый орган, однако решением УФНС России по Калининградской области от 17 октября 2017 года N 06- 11/23893 жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения, в связи с чем Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
Основанием для вынесения спорного решения послужило то обстоятельство, что по земельному налогу за 2016 год инспекцией определено, что в представленной обществом налоговой декларации неверно исчислен земельный налог по причине занижения налоговой ставки по спорным трем земельным участкам; МИ ФНС N 9 пришла к выводу о неправомерном применении обществом в рассматриваемый период в отношении спорных земельных участков пониженной ставки земельного налога 0,35 % и 0,45 %, в то время как в отношении спорных земельных участков подлежит применению ставка налога 1,5%.
В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено этим пунктом.
В силу статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база в отношении каждого земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пункту 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов находятся в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (подпункт 3 пункта 10 статьи 35).
Величина ставки налога, установленная оспариваемым решением, соответствует положениям статьи 394 НК РФ, которыми определены верхние пределы налоговых ставок земельного налога (1,5%), а также допускается дифференциация налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям.
При оценке правомерности применения пониженной налоговой ставки при исчислении земельного налога необходимо учитывать вид разрешенного использования земельного участка.
Исходя из положений статей 391, 394, 396 НК РФ, применение соответствующей ставки земельного налога не может производиться произвольно, в отсутствие документов, подтверждающих соответствие данной налоговой ставки категории земель и виду разрешенного использования спорных земельных участков, внесенных в реестр государственного кадастрового учета (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 29.02.2016 N 305-КГ15-13502).
Согласно сведениям, имеющимся в распоряжении Инспекции, которые в рамках статьи 85 Кодекса представлены Управлением федеральной государственной регистрации кадастра и картографии по Калининградской области, заявитель имеет в индивидуальной собственности земельные участки с кадастровыми номерами 39:13:010317:39, 39:13:010317:19, 39:13:010308:65, расположенные на территории Муниципального образования "Черняховское городское поселение" Калининградской области, категория земель которых "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования " использование для обслуживания реализованных объектов высвобождаемого военного недвижимого имущества " (в период с 2014 по декабрь 2016), а с декабря 2016 года - "жилая застройка".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее -Правила), согласно которым органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил).
Во исполнение названного Постановления Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года N 316 на территории Калининградской области проведена государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов, определена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в зависимости от видов разрешенного использования земельных участков.
Налоговые ставки определены Решением районного Совета депутатов Черняховского муниципального района от 19.11.2015 N 130 (ред. от 30.06.2016) "Об установлении налоговых ставок на земельные участки муниципального образования "Черняховский городской округ".
Указанным решением ставка земельного налога для земель, предназначенных для "для обслуживания реализованных объектов высвобождаемого военного недвижимого имущества" не определена.
В случае, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в п. 1 ст. 394 НК РФ (п. 3 ст. 394 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 394 Кодекса налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В Решении размер налоговой ставки в отношении указанного разрешенного использования земельных не установлен. Следовательно, необходимо руководствоваться нормами, указанными пункте 3 статьи 394 Кодекса: в случае, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в пункте 1 настоящей статьи.
Согласно пункту 1 статьи 394 Кодекса налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:
1) 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
* занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду н к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
* приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
- ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Таким образом, действующим законодательством установлена следующая совокупность необходимых условий для исключения земельных участков из объектов налогообложения земельным налогом на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса: во-первых, нахождение земельных участков в статусе ограниченных в обороте; во-вторых, предоставление данных земельных участков для обеспечения деятельности в области обороны и безопасности.
С учетом приведенных положений статей 27, 93 Земельного кодекса таким требованиям соответствуют только земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
Следовательно, размер налоговой ставки в размере 0,35% и 0,45% в отношении земельных участков с разрешенным использованием - для обслуживания реализованных объектов высвобождаемого военного недвижимого имущества не является правомерным. С учетом изложенных норм законодательства Инспекцией сделан верный вывод о том, что Налогоплательщику согласно пункту 3 статьи 394 Кодекса необходимо исчислить и уплатить земельный налог за 2016 год по ставке 1,5%.
Кадастровая стоимость и налоговая ставка определяется исходя из вида разрешенного использования земельного участка.
Главой 3 Постановления Правительства Калининградской области от 29.08.2013 N 641 (ред. от 19.10.2016) "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Калининградской области" предусмотрено, при расчете кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 39:13:010317:39 и 39:13:010317:19 кадастровая стоимость рассчитана по пятой группе видов разрешенного использования - "Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания" (письма ФГБУ "ФКП Росреестра по Калининградской области" от 30 июня 2017 года). По земельному участку с кадастровым номером 39:13:010308:65 - по семнадцатой группе видов разрешенного использования - "Земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, искусства, религии" (письмо ФГБУ "ФКП Росреестра по Калининградской области" от 30 июня 2017 года).
Общество при расчете земельного налога за 2016 год в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 39:13:010317:39 и 39:13:010317:19 применило пониженную налоговую ставку в размере 0,35%, а в отношении земельного участка с кадастровым номером 39:13:010308:65 применило налоговую ставку в размере 0,45%.
Налоговые ставки определены Решением районного Совета депутатов Черняховского муниципального района от 19.11.2015 N 130 (ред. от 30.06.2016) "Об установлении налоговых ставок на земельные участки муниципального образования "Черняховский городской округ". Так, указанное решение не содержит такого вида использования как - "для обслуживания реализованных объектов высвобождаемого военного недвижимого имущества".
Из представленных ООО "Сириус" в ходе проведения камеральной налоговой проверки, документов следует, что Администрацией Муниципального образования "Черняховский городской округ" 24 ноября 2017 года приняты Постановления N 3019, 3020 и 3021, согласно которым земельным участкам, имеющим кадастровые номера:39:13:010317:39 (Постановление от 24.11.2016 N 3019), 39:13:010317:19 (Постановление от 24.11.2016 N 3021), 39:13:010308:65 (Постановление от 24.11.2016 N 3020) уточнен вид разрешенного использования с "для обслуживания реализованных объектов высвобождаемого военного недвижимого имущества" на "жилая застройка".
Постановлением Правительства Калининградской области от 29.08.2013 N 641 (ред. от 19.10.2016) "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Калининградской области") для данного вида земельных участков установлены 1 и 2 группа разрешенных видов деятельности. (1 группа - земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки; 2 группа -земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки
Соответственно, после установления нового вида разрешенного использования, т.е. проведения указанных выше изменений, ставка земельного налога на земельные участки Заявителя в рамках Решения районного Совета депутатов Черняховского муниципального района от 19.11.2015 N 130 (ред. от 30.06.2016) "Об установлении налоговых ставок на земельные участки муниципального образования "Черняховский городской округ" изменилась, а именно: видам разрешенного использования 1 и 2 групп установлена ставка в размере 0,3%.
Согласно данных, представленных органами Росреестра по запросу от 17.07.2017 N 09519-05/01-31 следует, что Заявитель 12.12.2016 изменил вид разрешенного использования на "жилая застройка" по всем трем земельным участкам.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.12.2011 г. N 12651/11 указано, что фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр.
До изменения по установленной процедуре вида разрешенного использования земельного участка и внесения соответствующих изменений в правоустанавливающие документы на участок его использование допустимо лишь в целях, согласующихся с определенным видом разрешенного использования.
Таким образом, ставка земельного налога применяется исходя из фактического использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием.
Федеральными законами от 4 октября 2014 года N 284-ФЗ и от 30 ноября 2016 года N 401-ФЗ в статью 391 Кодекса были внесены изменения, согласно которым изменение кадастровой стоимости действует на будущее время, т.е. не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, за исключением случаев, когда имеет место исправление ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости земельного участка, а также когда его кадастровая стоимость была изменена по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда.
Соответственно, изменение кадастровой стоимости земельных участков, произошедшее в текущем налоговом периоде в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, может быть учтено только со следующего налогового периода по земельному налогу. Это относится ко всем случаям изменения вида разрешенного использования земельного участка, произошедшего в течение налогового периода, независимо от того, привели данные изменения к улучшению или к ухудшению положения налогоплательщика, что свидетельствует о соблюдении законодателем конституционного принципа равенства и определенности налоговой нормы.
Такое правовое регулирование не предусматривает возможность дискриминационного и произвольного характера определения налоговой базы по земельному налогу и не выходит за пределы предоставленных федеральному законодателю дискреционных полномочий.
В свою очередь, ставка по земельному налогу устанавливается исходя из категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка, учтенных при определении кадастровой стоимости (пункт 2 статьи 394 Кодекса).
На основании пункта 1 статьи 394 Кодекса налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать размеров, предусмотренных указанной нормой.
Согласно пункту 4 статьи 85 Кодекса органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщить сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Таким образом, при исчислении земельного налога за конкретный налоговый период применяется налоговая ставка с учетом кадастровой стоимости земельного участка исходя из категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка, установленных на 1 января налогового периода. При этом оспариваемое положение статьи 391 Кодекса, устанавливающее общий порядок определения налоговой базы по земельному налогу, не регламентирует вопросы, связанные с применением такого элемента налогообложения, как налоговая ставка, в том числе при изменении вида разрешенного использования земельного участка, а потому названное законоположение не нарушает конституционные права заявителей в указанном им аспекте.
Суд первой инстанции,исходя из позиции,указанной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.02.2017 N 212-0, разъяснений Министерства Финансов Российской Федерации и ФНС России (разъяснения Минфина России (письмо от 14.04.2017 N 03-05-04-02/22593), доведено до УФНС России по субъектам Российской Федерации письмом ФНС России от 19.04.2017 N БС-4-21/7402@, Письмо ФНС России от 17 июля 2017 года N БС-4-21/13834@),правомерно исходил из того, что в случае изменения категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка, изменение кадастровой стоимости земельных участков, произошедшее в текущем налоговом периоде в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, может быть учтено только со следующего налогового периода по земельному налогу.
В материалах дела также отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что фактически Общество использовало спорные земельные участки под жилую застройку в частности, договоры на поставку материалов и выполнение каких-либо строительных работ, а также акты выполненных работ и другие документы.
Оплата, произведенная Обществом, не является доказательством ведения подготовительных работ жилищного строительства путем реконструкции казарм под многоквартирные жилые дома.
Установив неправомерное применение Обществом налоговой ставки 0,35% и 0,45%, Инспекция в рамках представленных ей Налоговым кодексом РФ полномочий, правомерно доначислила Обществу налог исходя из ставки 1,5%.
Апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.03.2018 по делу N А21-11803/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Дмитриева |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.