21 ноября 2018 г. |
Дело N А52-4750/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Журавлевой О.Р., Лущаева С.В.,
при участии от Главного государственного управления сельского хозяйства и государственного технического надзора Псковской области Степановой Н.В. (доверенность от 06.12.2016), от Государственного управления ветеринарии Псковской области Зайцевой С.В. (доверенность от 25.09.2016),
рассмотрев 20.11.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главного государственного управления сельского хозяйства и государственного технического надзора Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 06.02.2018 (судья Яковлев А.Э.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2018 (судьи Алимова Е.А., Чередина Н.В., Шадрина А.Н.) по делу N А52-4750/2017,
установил:
Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Псковской области", место нахождения: 180530, Псковская обл., Псковский р-н, с. Середка, Железнодорожная ул., д. 7, ОГРН 1026002345423, ИНН 6018000299 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным отказа Главного государственного управления сельского хозяйства и государственного технического надзора Псковской области, место нахождения: 180001, г. Псков, ул. Некрасова, д. 23, ОГРН 1056000309287, ИНН 6027087602 (далее - Управление), в предоставлении из областного бюджета субсидии на возмещение ущерба, понесенного в результате отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства, об обязании Управления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Учреждения путем предоставления 1 312 500 руб. указанной субсидии.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Государственное управление ветеринарии Псковской области, место нахождения: 180001, г. Псков, ул. Некрасова, д. 23, ОГРН 1156027007510, ИНН 6027165265 (далее - Управление ветеринарии), Государственное финансовое управление Псковской области, место нахождения: 180001, г. Псков, ул. Некрасова, д. 23, ОГРН 1026000969103, ИНН 6027025892 (далее - Финансовое управление).
Решением суда первой инстанции от 06.02.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.08.2018, заявленные Учреждением требования частично удовлетворены, отказ Управления в предоставлении из областного бюджета субсидии на возмещение ущерба, понесенного в результате отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства, выраженный в письме от 09.10.2017 N 04-59/1027, признан незаконным как не соответствующий требованиям статьи 19 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон N 4979-1), пунктов 9, 10 Правил отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2006 N 310 "Об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных" (далее - Правила N 310). Суд обязал Управление восстановить нарушенные права и законные интересы Учреждения путем совершения необходимых действий по предоставлению из областного бюджета 787 140 руб. субсидии на возмещение ущерба, понесенного в результате отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 06.02.2018 и постановление от 28.08.2018, принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении требований Учреждения в полном объеме.
По мнению подателя кассационной жалобы, изъятие и уничтожение Учреждением поголовья свиней и продуктов животноводства во исполнение решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Псковской области (далее - Областная комиссия) от 31.07.2017 N 24, подписанного заместителем губернатора области, руководителем аппарата администрации области, председателем комиссии Жаворонковым М.К., не являются законными основаниями для выплаты субсидии, поскольку в силу Правил N 310 соответствующее решение должен принять руководитель исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, то есть губернатор; Учреждение приняло самостоятельное решение об уничтожении с 31.07.2017 по 07.08.2017 поголовья свиней; представленные Учреждением в ходе рассмотрения дела материалы фото- и видеофиксации, распечатки телефонных переговоров не позволяют объективно оценить размер ущерба; отказ Управления в предоставлении Учреждению субсидии не нарушает положений статьи 19 Закона N 4979-1.
В отзыве на кассационную жалобу Учреждение, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу Управления - без удовлетворения.
В судебном заседании представители Управления, Управления ветеринарии поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
До начала судебного заседания от Учреждения поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
Финансовое управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в нем не направило, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, распоряжением комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности администрации Псковского района (далее - Районная комиссия) от 21.07.2017 N 11 на территории указанного района введен режим чрезвычайной ситуации в связи с поступлением в администрацию района сообщения о заболевании африканской чумой свиней (далее - АЧС) свиней на территории Учреждения и в целях предупреждения распространения АЧС на территории Псковского района. Приказом начальника Управления ветеринарии от 21.07.2017 N 62 создана специальная комиссия по борьбе с АЧС на территории эпизоотического очага - Учреждения.
Руководитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям (далее - Управление Россельхознадзора) 24.07.2017 в соответствии с Законом N 4979-1 и правилами N 310 принял решение N 24 о необходимости проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории первой угрожаемой зоны, определенной указом губернатора Псковской области от 22.07.2017 N 41-УГ "О введении карантина".
Как установлено судами двух инстанций, постановлением администрации Псковской области от 26.07.2017 N 305 было предписано организовать и провести отчуждение свиней в хозяйствах, располагавшихся в первой угрожаемой зоне, то есть в зоне нахождения Учреждения, с целью ликвидации очага АЧС.
В Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Псковской области поступило решение Областной комиссии от 31.07.2017 N 24, предписывающее произвести на территории подсобного хозяйства Учреждения бескровное уничтожение свинопоголовья, комплекс необходимых ветеринарно-санитарных мероприятий, предусмотренных Ветеринарными правилами осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов АЧС, утвержденными приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 31.05.2016 N 213.
Учреждение 31.07.2018 совместно со специалистами ветеринарной службы произвело бескровное уничтожение 136 голов свиней, о чем 01.08.2017 составлены акты уничтожения биологических отходов.
Судами установлено, что Учреждение, рассчитав с учетом приложения 1 к Положению о порядке предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение ущерба, понесенного в результате отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства, утвержденному постановлением администрации Псковской области от 19.09.2016 N 299, актов об уничтожении биологических отходов сумму компенсации, 02.10.2017 обратилось в Управление с заявлением о предоставлении из областного бюджета субсидии на возмещение ущерба, понесенного в результате отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства.
Письмом от 09.10.2017 N 04-59/1027 Управление сообщило заявителю об отказе в предоставлении субсидии из областного бюджета, мотивировав его тем, что представленные Учреждением акты уничтожения биологических отходов составлены не по форме, утвержденной Правилами N 310 и нарушают Порядок организации и проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства в целях предотвращения возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории Псковской области, утвержденный постановлением администрации Псковской области от 16.08.2013 N 378 (далее - Порядок N 378).
Общество оспорило отказ Управления в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций, придя к выводу об отсутствии у Управления правовых оснований для отказа в предоставлении Учреждению субсидии, о неверном расчете Учреждением суммы субсидии с учетом стоимости павших животных, признали отказ Управления незаконным, обязали Управление совершить необходимые действия по предоставлению Учреждению 787 140 руб. субсидии из областного бюджета.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 242 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция).
Согласно статье 19 Закона N 4979-1 при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по решениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемым по представлениям лиц, указанных в статье 9 названного Закона, могут быть изъяты животные и (или) продукты животноводства с выплатой собственнику животных и (или) продуктов животноводства их стоимости за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации и выдачей этому собственнику соответствующего документа о таком изъятии.
В случаях, если очаги особо опасных болезней животных имеют федеральное или межрегиональное значение и мероприятия по ликвидации таких очагов проводятся на основании решения Главного государственного ветеринарного инспектора Российской Федерации, субсидии на проведение указанных мероприятий выделяются из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, на территориях которых проводятся указанные мероприятия.
Порядок изъятия животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных устанавливается Правительством Российской Федерации.
Данный порядок прописан в Правилах N 310, в силу пункта 7 которых руководитель территориального органа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору или его заместитель (в соответствии с распределением обязанностей) в 2-дневный срок с даты получения указанной в пункте 6 Правил N 310 информации принимает решение о необходимости проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по форме согласно приложению N 1.
Указанное решение направляется главному государственному ветеринарному инспектору субъекта Российской Федерации, государственному ветеринарному инспектору по закрепленной территории обслуживания, а также для принятия решения об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства - руководителю исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший решение об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства, направляет гражданам и юридическим лицам - владельцам животных, подлежащих отчуждению, и продуктов животноводства, подлежащих изъятию, копию принятого решения.
Судами двух инстанций установлено, что на основании сообщения Управления ветеринарии распоряжением Районной комиссии от 21.07.2017 N 11 на территории Псковского района с 21.07.2017 введен режим чрезвычайной ситуации по АЧС. Приказом начальника Управления ветеринарии от 21.07.2017 N 62 создана специальная противоэпизоотическая комиссия по борьбе с АЧС на территории указанного района, руководителем Управления Россельхознадзора 24.07.2017 принято решение N 24 об изъятии и уничтожении бескровным методом всего находящегося в эпизоотическом очаге поголовья свиней. Администрация Псковской области 26.07.2017 вынесла постановление N 305 об организации и проведении отчуждения поголовья свиней. Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Псковской области было направлено решение Областной комиссии от 31.07.2017 N 24, предписывающее произвести на территории подсобного хозяйства Учреждения бескровное уничтожение свинопоголовья.
Как указано в пункте 8 Правил N 310 организация и проведение отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства осуществляются в порядке, установленном субъектом Российской Федерации. О проведении отчуждения животных и изъятии продуктов животноводства составляется акт по установленной форме.
Согласно пункту 9 Правил N 310 граждане и юридические лица имеют право на возмещение ущерба, понесенного ими в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, в размере стоимости отчужденных животных или изъятых продуктов животноводства в соответствии с порядком расходования средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренных на эти цели.
Основанием для возмещения ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, является наличие у них акта, указанного в пункте 8 Правил N 310 (об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных), и копии решения руководителя исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства (пункт 10 Правил N 310).
В соответствии с пунктом 3 Порядка N 378 на основании решения, поступившего от руководителя (заместителя руководителя) Территориального органа Россельхознадзора, о необходимости проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории области уполномоченный орган исполнительной власти области в области ветеринарии готовит проект акта администрации области об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства на соответствующей территории.
Организация и проведение отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства осуществляются специальной комиссией по отчуждению животных и изъятию продуктов животноводства, создаваемой по решению уполномоченного органа в сфере ветеринарии, которая в течение двух дней со дня получения решения администрации области об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства направляет гражданам и юридическим лицам - владельцам животных (продуктов животноводства) копию указанного решения администрации области (пункты 4 и 5 Порядка N 378).
Отчуждаемые животные и изымаемые продукты животноводства подлежат уничтожению и утилизации в соответствии с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов. Все работы, связанные с отчуждением животных и изъятием продуктов животноводства, осуществляются под контролем специалистов государственных ветеринарных учреждений (пункт 6 Порядка N 378).
Как указано в пункте 8 Порядка N 378 при проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства специальной комиссией составляется акт об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства по форме, приведенной в Правилах N 310, который вручается физическим лицам и юридическим лицам - владельцам животных, подлежащих отчуждению, и продуктов животноводства, подлежащих изъятию.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что 21.07.2017 на территории эпизоотического очага - Учреждения создана специальная комиссия по борьбе с АЧС, факты изъятия и уничтожения поголовья свиней подтверждаются актами от 01.08.2017, которые подписаны в том числе членом указанной комиссии Сасовым Н.Н.
Судами также приняты во внимание постановление администрации Псковской области от 16.08.2017 N 343 "Об организации и проведении изъятия продуктов убоя свиней", план мероприятий по ликвидации очага АЧС на территории Учреждения.
Довод Управления об отсутствии у Учреждения акта об изъятии имущества установленной формы получил надлежащую правовую оценку судов двух инстанций и правомерно ими отклонен.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о неправомерности отказа Управления в предоставлении субсидии Учреждению.
Доводы подателя кассационной жалобы о том, что представленные в материалы дела доказательства изъятия и уничтожения свинопоголовья не позволяют объективно оценить причиненный Учреждению ущерб, а также о неправомерности ссылки судов двух инстанций на распечатку телефонных переговоров представителей Учреждения и членов специальной комиссии судом кассационной инстанции отклоняются.
В соответствии со статьями 9, 65, 67, 68 и 71 АПК РФ судебной оценке в их совокупности и взаимосвязи подлежат все имеющиеся в деле доказательства, входящие в предмет доказывания по данному делу.
Согласно частям 1 и 2 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает имеющиеся в деле доказательства, относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании.
Нарушений судами норм статей 64 - 71 АПК РФ при исследовании и оценке представленных сторонами доказательств кассационной инстанцией не установлено.
Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе Управления, выводов судов не опровергают, а по существу сводятся к иной оценке отдельных доказательств и установленных судами фактических обстоятельств вне их связи в совокупности с иными материалами дела, что находится в противоречии с правилами оценки судом доказательств, которые предусмотрены статьей 71 АПК РФ.
Всем доводам кассационной жалобы судами первой и апелляционной инстанций дана полная и объективная оценка на основании имеющихся в материалах дела доказательств, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для иной оценки.
Дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах, в связи с чем кассационная инстанция исходя из полномочий, установленных статьей 287 АПК РФ, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 06.02.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2018 по делу N А52-4750/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу Главного государственного управления сельского хозяйства и государственного технического надзора Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Соколова |
Судьи |
С.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.