г. Вологда |
|
28 августа 2018 г. |
Дело N А52-4750/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2018 года.
В полном объёме постановление изготовлено 28 августа 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Черединой Н.В. и Шадриной А.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихомировым Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного государственного управления сельского хозяйства и государственного технического надзора Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 06 февраля 2018 года по делу N А52-4750/2017 (судья Яковлев А.Э.),
установил:
федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Псковской области" (ОГРН 10260023455423, ИНН 6018000299; место нахождения: 180530, Псковская область, Псковский район, село Серёдка, улица Железнодорожная, дом 7; далее - ФКУ ИК-4, учреждение, колония N 4) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Главному государственному управлению сельского хозяйства и государственного технического надзора Псковской области (ОГРН 1056000309287, ИНН 6027087602; место нахождения: 180001, город Псков, улица Некрасова, дом 23; далее - Управление сельского хозяйства, управление) о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии из областного бюджета на возмещение ущерба, понесенного в результате отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства, и восстановлении нарушенного права путем предоставления субсидии в размере 1 312 500 руб.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Государственное управление ветеринарии Псковской области (ОГРН 1156027007510, ИНН 6027165265; место нахождения: 180001 город Псков, улица Некрасова, дом 23; далее - Управление ветеринарии) и Государственное финансовое управление Псковской области (ОГРН 1026000969103, ИНН 6027025892; место нахождения: 180001, город Псков, улица Некрасова, дом 23; далее - Финансовое управление).
Решением Арбитражного суда Псковской области 06 февраля 2018 года по делу N А52-4750/2017 заявленные требования удовлетворены в части. Признан незаконным отказ Управление сельского хозяйства в предоставлении субсидии из областного бюджета на возмещение ущерба, понесенного в результате отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства, выраженный в письме от 09.10.2017 N 04-59/1027, как не соответствующий требованиям статьи 19 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон N 4979-1, Закон о ветеринарии), пунктов 9, 10 постановления Правительства Российской Федерации от 26.05.2006 N 310 "Об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных" (далее - Постановление N 310), на ответчика возложена обязанность восстановить нарушенные права и законные интересы заявителя путем совершения необходимых действий по предоставлению субсидии из областного бюджета на возмещение ущерба, понесенного в результате отчуждения животных и изъятии продуктов животноводства, в размере 787 140 руб.
Управление сельского хозяйства с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что заявитель в нарушение законодательства не представил акт об отчуждении, изъятие и уничтожение животных на основании решения комиссии, подписанного заместителем губернатора области, не может являться законным основанием для выплаты субсидии, поскольку такое решение должно быть приято руководителем - губернатором, положения решения носят рекомендательный характер. Управление сельского хозяйства не оспаривает право на получение субсидии, а полагает необходимым соблюдение требований действующего законодательства при обращении за ее выплатой.
Учреждение в отзыве с доводами жалобы не согласилось, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление ветеринарии в отзыве с доводами жалобы согласилось, просило решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Финансовое управление в отзыве с доводами жалобы согласилось, просило решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Определением заместителя председателя Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 июля 2018 года в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена замена судьи Докшиной А.Ю. на судью Чередину Н.В., а также замена судьи Мурахиной Н.В. на судью Шадрину А.Н.
Согласно части 5 статьи 18 АПК РФ в связи с заменой судей судебное разбирательство произведено с самого начала.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, распоряжением Комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности администрации Псковского района от 21.07.2017 N 11 введен режим чрезвычайной ситуации по африканской чуме свиней на территории Псковского района в месте нахождения ФКУ ИК-4 с 21.07.2017. Приказом начальника Управления ветеринарии от 21.07.2017 N 62 создана специальная противоэпизоотическая комиссия по борьбе с африканской чумой свиней на территории Псковского района, в которую вошли Булах А.А., Сасов Н.Н., Иванов Ю.В. (том 1, листы 9-13).
Руководителем Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям 24.07.2017 в соответствии с Законом о ветеринарии и Постановлением N 310 принято решение о необходимости проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней (том 1, лист 14).
Администрация Псковской области постановлением от 26.07.2017 N 305 (том 1, листы 99, 100) в целях ликвидации очага африканской чумы предписывает провести отчуждение свиней в хозяйствах первой угрожаемой зоны (пункт 1), то есть в месте нахождения учреждения.
В адрес УФСИН России по Псковской области, ФКУ ИК-4 поступило решение комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Псковской области от 31.07.2017 N 24 (том 1, лист 15), предписывающее произвести на территории подсобного хозяйства колонии N 4 бескровное уничтожение свинопоголовья, и решение комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Псковской области от 11.08.2017, рекомендующее УФСИН России по Псковской области принять неотложные меры по уничтожению продуктов животноводства, инфицированных вирусом африканской чумы свиней (далее -АЧС).
Колония N 4, руководствуясь положениями приказа Минсельхоза России от 31.05.2016 N 213 "Об утверждении ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов африканской чумы свиней", 31.07.2017 совместно со специалистами государственной ветеринарной службы произвела вынужденное бескровное умерщвление свинопоголовья, принадлежащего ФКУ ИК-4, в количестве 136 голов.
С целью ликвидации очага АЧС и профилактики распространения инфекций 01.08.2017 произведено уничтожение 136 трупов свиней и 1 622 кг продукции от убоя свиней путем сжигания. За период с 18.07.2017 по 31.07.2018 в подсобном хозяйстве ФКУ ИК-4 пало 77 голов свиней, которые также уничтожены путем сжигания. Всего уничтожено свиней и продуктов животноводства: синопоголовье живым весом 5 925 кг; трупы, павших свиней - 4 752 кг; мясо свинина в полутушах - 1 450 кг; субпродукты свиные 1 категории - 47 кг; субпродукты свиные 2 категории - 125 кг. По данному факту составлены соответствующие акты от 01.08.2017 (том 1, листы 19-22).
Согласно приложению 1 к Положению о порядке предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение ущерба, понесенного в результате отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства, утвержденного Постановлением Администрации Псковской области от 19.09.2016 N 299, ставки субсидий на возмещение ущерба составляют за один килограмм живого веса - 100 руб., один килограмм продукции животноводства в убойном весе - 120 руб.
Учреждение составило расчет компенсации (том 1, лист 118): свинопоголовье живым весом - 5 925 кг * 100 руб. = 592 500 руб.; трупы павших свиней - 4 752 кг * 120 руб. = 525 360 руб.; мясо свинина в полутушах - 1 450 кг * 120 руб. = 174 000 руб.; субпродукты свиные 1 категории - 47 кг * 120 руб. = 5 640 руб.; субпродукты свиные 2 категории - 125 кг * 120 руб. = 15 000 руб.; итого - 1 312 500 руб.
Колония N 4 обратилась в Управление сельского хозяйства с заявлением от 02.10.2017 о предоставлении субсидии из областного бюджета на возмещение ущерба, понесенного в результате отчуждения животных и изъятии продуктов животноводства.
Письмом от 09.10.2017 N 04-59/1027 заявителю в предоставлении субсидии из областного бюджета было отказано.
В удовлетворении заявленных колонией N 4 требований Управление сельского хозяйства отказало, поскольку полагает, что предоставленный акт об уничтожении биологических отходов в нарушение требований постановления администрации Псковской области от 16.08.2013 N 378 "Об утверждении Порядка организации и проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства в целях предотвращения возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории Псковской области" (далее - Постановление N 378) составлен не по форме, утвержденной Постановлением N 310.
Учреждение посчитало, что действия ответчика по отказу в предоставлении субсидии не соответствуют требованиям действующих нормативных правовых актов и нарушают права и законные интересы колонии N 4, и обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в части.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. В силу пункта 2 названной статьи под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу статьи 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно статье 1069 указанного Кодекса вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Общие основания ответственности за причинение вреда установлены в статье 1064 ГК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 242 ГК РФ в случаях эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция).
В силу статьи 19 Закона о ветеринарии при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по решениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемым по представлениям лиц, указанных в статье 9 настоящего Закона, могут быть изъяты животные и (или) продукты животноводства с выплатой собственнику животных и (или) продуктов животноводства стоимости животных и (или) продуктов животноводства за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации и выдачей этому собственнику соответствующего документа о таком изъятии.
Порядок изъятия животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных устанавливается Правительством Российской Федерации.
Такой порядок определен в Правилах отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, утвержденных Постановлением N 310 (далее - Правила N 310).
В соответствии с пунктом 7 Правил N 310 руководитель территориального органа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору или его заместитель (в соответствии с распределением обязанностей) в 2-дневный срок с даты получения указанной в пункте 6 настоящих Правил информации принимает решение о необходимости проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по форме согласно приложению 1.
Указанное решение направляется главному государственному ветеринарному инспектору субъекта Российской Федерации, государственному ветеринарному инспектору по закрепленной территории обслуживания, а также для принятия решения об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства - руководителю исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший решение об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства, направляет гражданам и юридическим лицам - владельцам животных, подлежащих отчуждению, и продуктов животноводства, подлежащих изъятию, копию принятого решения.
В данном случае указанные положения соблюдены, на основании сообщения Управления ветеринарии распоряжением комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности администрации Псковского района от 21.07.2017 N 11 введен режим чрезвычайной ситуации по африканской чуме свиней на территории Псковского района с 21.07.2017; приказом начальника Управления ветеринарии от 21.07.2017 N 62 создана специальная противоэпизоотическая комиссия по борьбе с африканской чумой свиней на территории Псковского района; руководителем Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям 24.07.2017 принято решение об изъятии и уничтожении бескровным методом всех находящихся в эпизоотическом очаге свиней; администрация Псковской области вынесла постановление от 26.07.2017 N 305 об организации и проведении отчуждения свиней; в адрес УФСИН России по Псковской области, ФКУ ИК-4 поступило решение от 31.07.2017 N 24, предписывающее произвести на территории подсобного хозяйства колонии N 4 бескровное уничтожение свинопоголовья.
Согласно пункту 9 Правил N 310 граждане и юридические лица имеют право на возмещение ущерба, понесенного ими в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, в размере стоимости отчужденных животных или изъятых продуктов животноводства в соответствии с порядком расходования средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренных на эти цели.
Основанием для возмещения ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, является наличие у них акта, указанного в пункте 8 настоящих Правил, и копии решения руководителя исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства (пункт 10).
Размер подлежащего возмещению ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, определяется субъектом Российской Федерации на основании государственных регулируемых цен в случае, если таковые установлены. В остальных случаях размер указанного ущерба определяется на основании рыночной стоимости отчужденных животных и изъятых продуктов животноводства (пункт 11).
Постановлением N 378 утвержден Порядок организации и проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства в целях предотвращения возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории Псковской области.
На основании решения, поступившего от руководителя (заместителя руководителя) Территориального органа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, о необходимости проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории области (далее - отчуждение животных и изъятие продуктов животноводства) уполномоченный орган исполнительной власти области в области ветеринарии готовит проект акта администрации области об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства на соответствующей территории (пункт 3).
Организация и проведение отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства осуществляется специальной комиссией по отчуждению животных и изъятию продуктов животноводства (далее - специальная комиссия), создаваемой по решению уполномоченного органа в сфере ветеринарии (пункт 4).
Специальная комиссия в течение двух дней со дня получения решения администрации области об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства направляет гражданам и юридическим лицам - владельцам животных (продуктов животноводства) копию указанного решения администрации области (пункт 5).
Отчуждаемые животные и изымаемые продукты животноводства подлежат уничтожению и утилизации в соответствии с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов. Все работы, связанные с отчуждением животных и изъятием продуктов животноводства, осуществляются под контролем специалистов государственных ветеринарных учреждений (пункт 6).
При проведении отчуждения животных и изъятии продуктов животноводства специальной комиссией составляется акт об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства по форме, утвержденной Постановлением N 310, который вручается физическим лицам и юридическим лицам - владельцам животных, подлежащих отчуждению, и продуктов животноводства, подлежащих изъятию (пункт 8).
Как видно из материалов дела, в колонии N 4 изъятие и уничтожение свиней и продуктов животноводства произошло на основании решения от 31.07.2017 N 24. Специальная комиссия создана 21.07.2017, спорный акт подписан одним из членов комиссии - Сасовым Н.Н. и ветврачом государственного бюджетного учреждения "СББЖ по Псковскому, Гдовскому, Печорскому, Плюсскому и Стругокрасненнскому районам", представители ФКУ ИК-4 постоянно созванивались с другими членами специальной комиссии, что подтверждается распечаткой телефонных переговоров.
Факт изъятия и уничтожения животных подтверждается актом от 01.08.2017, фотовидеофиксацией, показаниями свидетелей.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции обоснованно признал незаконным отказ Управления сельского хозяйства в предоставлении субсидии из областного бюджета на возмещение ущерба, понесенного в результате отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства, выраженный в письме от 09.10.2017 N 04-59/1027, как не соответствующий требованиям статьи 19 Закона о ветеринарии и пунктов 9, 10 Правил N 310. Соответственно, колония N 4 имеет право на получение субсидий.
Судом первой инстанции не приняты возражения ответчика и заинтересованных лиц, основанные на несоответствии акта от 01.08.2017 установленной форме. По смыслу приведенных выше нормативных положений отсутствие у владельца изъятого имущества акта надлежащей формы не может лишать его права на последующее возмещение ущерба Псковской областью, поскольку изъятие имущества действительно произведено в государственных и общественных интересах в целях предотвращения распространения эпизоотии. При этом суд учел сходную правовую позицию, изложенную в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 08.10.2013 по делу N А66-12394/2012.
Коллегия судей соглашается с указанными выводами суда и отклоняет аналогичные доводы апеллянта, изложенные в поданной жалобе.
При этом суд первой инстанции учел, что постановлением администрации Псковской области от 16.08.2017 N 343 (том 1, листы 16-18) фактически подтверждены ранее принятые акты, связанные с организацией и проведением изъятия продуктов убоя свиней. Бескровное уничтожение животных предусмотрено Планом мероприятий по ликвидации очага африканской чумы свиней на территории ФКУ ИК-4, подписанным одним из членов комиссии (том 1, лист 75).
Доводы о том, что ФКУ ИК-4 виновато в возникновении чрезвычайной ситуации по африканской чуме свиней на территории Псковского района, не подтверждены материалами дела и не учитываются судами.
Суд первой инстанции не принял аргументы, связанные с количеством имеющихся у колонии N 4 свиней, поскольку в акте от 01.08.2017 четко отражены число и вес изъятых и уничтоженных животных, достоверность акта сомнений не вызывает.
В качестве способа восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя суд первой инстанции в порядке части 5 статьи 201 АПК РФ обязал Управление сельского хозяйства совершить необходимые действия по предоставлению субсидии из областного бюджета на возмещение ущерба, понесенного в результате отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства, в размере 787 140 руб. (по расчету заявителя (том 1, лист 118) - 1 312 500 руб., за минусом стоимости павших животных - 525 360 руб.). Поскольку действующим законодательством не установлена обязанность выплаты собственнику стоимости павших животных, суд первой инстанции не принял аргументы ФКУ ИК-4 о возмещении их стоимости. Вместе с тем решение суда в части отказа в удовлетворении заявления не оспаривается. Каких-либо доводов о незаконности отказа в удовлетворении части требований апелляционная жалоба не содержит. В связи с этим апелляционный суд проверяет решение суда в пределах доводов жалобы.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обосновано удовлетворил заявленные требования, обязав ответчика выплатить субсидию в определенном судом размере.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом исследования судом первой инстанции, не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области 06 февраля 2018 года по делу N А52-4750/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного государственного управления сельского хозяйства и государственного технического надзора Псковской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Алимова |
Судьи |
Н.В. Чередина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.