22 ноября 2018 г. |
Дело N А56-76400/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Алешкевича О.А., Соколовой С.В.,
при участии от публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" Шматенко И.А. (доверенность от 01.01.2018 N 204-2018), от Комитета по тарифам Санкт-Петербурга Колбас А.С. (доверенность от 29.12.2017),
рассмотрев 21.11.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.04.2018 (судья Ресовская Т.М.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2018 (судьи Толкунов В.М., Протас Н.И., Юрков И.В.) по делу N А56-76400/2017,
установил:
Публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 1", место нахождения: 198188, Санкт-Петербург, Броневая ул., д. 6, лит. Б, ОГРН 1057810153400, ИНН 7841312071 (далее - Общество, ПАО "ТГК-1"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными пунктов 1, 2, 3 предписания Комитета по тарифам Санкт-Петербурга, место нахождения: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 14/52, лит. А, ОГРН 1037851017973, ИНН 7826692894 (далее - Комитет), от 04.07.2017 N 7/1-17.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Федеральная антимонопольная служба, место нахождения: 125993, Москва, Садовая-Кудринская ул., д. 11, Д-242, ГСП-3 (далее - ФАС).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.04.2018, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить вынесенные по делу судебные акты и принять новый - об удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, не ограничивает субъект регулирования в определении порядка ведения раздельного аналитического учета, а также не обязывает вести раздельный учет на субсчетах второго и третьего порядка; ведение раздельного учета в рамках системы "субконто" закреплено в учетной политике заявителя. Кроме того, заявитель полагает необоснованным применение судами положений части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отношении обстоятельств, установленных в рамках дела N А56-61649/2017, ссылаясь на то, что в данном деле не принимала участие ФАС.
В представленных дополнениях к кассационной жалобе Общество также обращает внимание, что оспариваемое предписание Комитета содержит требование о приведении в соответствии с законодательством учетной политики и рабочего плана счетов на 2018 год, не являвшийся периодом проверки, что (по мнению заявителя) является недопустимым, поскольку приведенная формулировка предписания не только противоречит требованиям действующего законодательства, но по существу направлена не на устранение конкретного нарушения к определенному сроку, а на недопущение в будущем (в любое время) требований законодательства в сфере теплоснабжения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал приведенные в кассационной жалобе доводы, а представитель Комитета возражал против ее удовлетворения.
ФАС надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя для участия в нем не направила, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в ее отсутствие согласно части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании приказа от 25.05.2017 N 96 Комитетом в период с 06.06.2017 по 04.07.2017 проведена плановая выездная соблюдения ПАО "ТГК-1" в процессе осуществления регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения требований, установленных Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190), Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее - Основы ценообразования в сфере теплоснабжения N 1075), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в регулируемой сфере деятельности, в том числе ведения раздельного учета, за 2016 год и за 1 квартал 2017 года.
По итогам проверки Комитетом 04.07.2017 составлен Акт проверки N 7/17 и выдано предписание, в соответствии с которым Обществу предложено (в том числе):
- привести учетную политику на 2018 год и рабочий план счетов бухгалтерского учета на 2018 год в соответствие с требованиями действующего законодательства в области государственного регулирования тарифов, Основ ценообразования в сфере теплоснабжения N 1075, Единой системой классификации и раздельного учета затрат, утвержденной приказом Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ) от 12.04.2013 N 91 (далее - Единая система классификации и раздельного учета затрат N 91), включая введение в рабочий план счетов на 2018 год счетов (субсчетов второго, третьего порядка) бухгалтерского учета для отражения ведения раздельного учета по видам деятельности и субъектам Российской Федерации (пункт 1);
- осуществлять бухгалтерский учет с 01.01.2018 в соответствии с требованиями действующего законодательства в области государственного регулирования тарифов, Основ ценообразования в сфере теплоснабжения N 1075, Единой системой классификации и раздельного учета затрат N 91, а также пункта 1 предписания (пункт 2);
- сообщить о выполнении предписания, с представлением в Комитет соответствующего документального подтверждения по пункту 1 предписания в срок до 30.01.2018 (с представлением учетной политики на 2018 год с приложением рабочего плана счетов), по пункту 2 предписания в срок до 01.04.2018 (с представлением регистров бухгалтерского учета за 1 квартал 2018 года) (пункт 3).
Не согласившись с пунктами 1-3 указанного предписания, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на наличие в данном случае у Комитета правовых и фактических оснований для выдачи оспариваемого предписания.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Общества не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Как следует из материалов дела, структура ПАО "ТГК-1" включает в себя филиалы, не имеющие отдельного баланса: Невский филиал в Санкт-Петербурге (далее - Невский филиал СПб); Невский филиал в Ленинградской области (далее - Невский филиал ЛО); Карельский филиал; Кольский филиал, каждый из которых имеет в своем составе структурные подразделения - ТЭЦ и ГЭС.
Распоряжением Комитета от 27.11.2015 N 364-р для Невского филиала в Санкт-Петербурге Обществу установлены тарифы на:
- тепловую энергию, поставляемую потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на 2016-2018 годы;
- тепловую энергию, поставляемую на коллекторах источников тепловой энергии потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на 2016-2018 годы;
- тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающим, теплосетевым организациям, приобретающим тепловую энергию с целью компенсации потерь тепловой энергии, на 2016-2018 годы;
- теплоноситель, поставляемый потребителям на территории Санкт-Петербурга, на 2016-2018 годы;
- горячую воду (горячее водоснабжение), поставляемую в открытых системах теплоснабжения потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на 2016-2018 годы;
- оплату за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности на 2016-2018 годы.
В проверяемом периоде Общество осуществляло, в том числе, регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения: производство тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии; производство тепловой энергии не в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии; производство тепловой энергии в паре (от 2,5 до 7 кг/см2); производство тепловой энергии в паре (от 7 до 13 кг/см2); производство тепловой энергии в паре (острый и редуцированный); производство теплоносителя в паре; производство теплоносителя в воде; сбыт тепловой энергии; поставка горячей воды с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения); подключение к системе теплоснабжения; поддержание резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии.
В рамках проверки Общество представило Положение об учетной политике на 2016 год (с приложениями), утвержденное приказом генерального директора Барвинком А.В. от 31.12.2015 N 181 (далее - учетная политика на 2016 год), и Положение об учетной политике на 2017 год (с приложениями), утвержденное приказом генерального директора Барвинком А.В. от 30.12.2016 N 220 (далее - учетная политика на 2017 год).
В соответствии с учетной политикой на 2016 и 2017 годы ведение бухгалтерского учета должно осуществляться в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности Российской Федерации (а в 2017 году также с учетом положений Единой классификаций и раздельного учета N 91), с учетом отдельных отраслевых особенностей, принятых и отраженных в учетной политике и иных распорядительных документах Общества.
В соответствии с учетной политиком на 2017 год расходы на уплату налога на прибыль по каждому субъекту РФ должны распределяться на виды основной и неосновной промышленной деятельности пропорционально полученной выручке от каждого вида основной и неосновной промышленной деятельности к общей выручке ПАО "ТГК-1", отнесенной на данный субъект РФ и отраженной на счете 90.
Порядок распределения прочих расходов, учитываемых на счете 91 "Прочие доходы и расходы" (далее - счет 91), в 2016 году регламентирован Порядком применения разделов 12 и 13 Положения об учетной политике ОАО "ТГК-1" на 2016 год при распределении налога на прибыль, отложенных налоговых активов и обязательств и затрат счета 91 по видам энергии и субъектам Российской Федерации, являющимся приложением к Указанию заместителя генерального директора ОАО "ТГК-1" по экономике и финансам Тузникова М.А. от 22.01.2016 N 1-МТ-а (далее - Порядок применения при распределении затрат счета 91).
Порядок распределения прочих расходов, учитываемых на счете 91 "Прочие доходы и расходы", в 2017 году регламентирован разработанными Обществом основными принципами учета и распределения затрат, составления отчетности по видам деятельности, являющимся приложением N 5 к учетной политике на 2017 год (далее - Основные принципы учета и распределения затрат)
Затраты на обслуживание заемных средств (проценты по кредитам), списание дебиторской задолженности и создание резерва по сомнительным долгам управления ПАО "ТГК-1" должны иметь адресное распределение по видам энергии и по субъектам Российской Федерации. Метод распределения указанных расходов ни в учетной политике на 2016 год, ни в учетной политике на 2017 год не указан.
Затраты на социальное развитие и выплаты по коллективному договору, затраты на оплату услуг банков структурных подразделений и управления ПАО "ТГК-1" должны распределяться в соответствии с базой распределения затрат "среднесписочная фактическая численность" структурного подразделения и управления ПАО "ТГК-1" за отчетный период.
Также в рамках проверки Обществом были представлены регистры бухгалтерского учета за 2016 год и за 1 квартал 2017 года (оборотно-сальдовые ведомости (далее - ОСВ), анализы счетов, карточки счетов и другие), положение об учетной политике на 2016 год (с приложениями), положение об учетной политике на 2017 год и другая информация необходимая для реализации цели проведения проверки.
Пункт 1.2 учетной политики на 2017 год содержит ссылку на организацию и ведение бухгалтерского учета ПАО "ТГК-1", в том числе, в соответствии с Единой системой классификации и раздельного учета затрат N 91 относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
Исходя из анализа положений пунктов 2, 4, 5 Единой системы классификации и раздельного учета затрат N 91 суды констатировали, что единая система классификации и раздельного учета затрат предполагает ведение теплоснабжающими и тепло сетевыми организациями раздельного учета доходов и расходов и показателей, необходимых для осуществления такого учета, по субъектам Российской Федерации и по видам деятельности на счетах и субсчетах рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
На основании оценки имеющихся в материалах дела доказательств судами установлено, что Общество не осуществляло раздельного учета расходов и доходов, имущественных и неимущественных прав и обязательств по видам деятельности и по субъектам Российской Федерации на счетах (субсчетах) бухгалтерского учета 01, 02, 23, 62, 68, 69, 70, 79, 90.
В соответствии с рабочим планом счетов на 2016 год и на 2017 год счет 20 "Основное производство" предполагает отражение затрат основного производства на субсчетах счета по субъектам Российской Федерации: 20.03 "Основное производство НФ СПб" (Невский филиал Санкт-Петербург), 20.04 "Основное производство НФ ЛО" (Невский филиал Ленинградская область), 20.05 "Основное производство КоФ" (Кольский филиал), 20.06 "Основное производство КаФ" (Карельский филиал). Однако, формирование расходов по видам деятельности, в том числе регулируемым, на субсчетах счета 20 рабочим планом счетов не предусмотрено.
В соответствии с Порядком применения при распределении затрат счета 91 и положениями пункта 12 Порядка распределения затрат счета 91 по видам энергии и субъектам Российской Федерации Основных принципов учета и распределения затрат прочие расходы, учитываемые на счете 91, должны распределяться по видам энергии и субъектам Российской Федерации только для целей формирования отчетности в органы тарифного регулирования, то есть в Комитет.
При этом затраты на обслуживание заемных средств (проценты по кредитам), списание дебиторской задолженности и создание резерва по сомнительным долгам управления ПАО "ТГК-1" должны иметь адресное распределение по видам энергии и по субъектам Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 11 Единой системой классификации и раздельного учета затрат N 91 отнесение заемных средств, а, следовательно, и расходов по их обслуживанию, производится к соответствующим видам деятельности и субъекту Российской Федерации исходя из целевого назначения привлеченных средств.
Таким образом, метод распределения прочих расходов, учитываемых на счете 91, ни одним из вышеуказанных документов (ни учетной политикой на 2016 год, ни учетной политикой на 2017 год, ни Порядком применения при распределении затрат счета 91, ни Основными принципами учета и распределения затрат), представленными в ходе плановой выездной проверки, не закреплен. Какие-либо другие организационно-распорядительные документы, регламентирующие методы распределения затрат, учитываемых на счете 91, в ходе проведения плановой выездной проверки Обществом представлены не были.
Оценив представленные Обществом в рамках проверки справку о формировании счета 91 по видам деятельности и субъектам Российской Федерации, расчет процентов по кредитам, относимым на тепловую энергию по Санкт-Петербургу, за 2016 год и за 1 квартал 2017 года в разрезе кредитных договоров за подписью начальника Департамента по экономике ПАО "ТГК-1" Анисимовой А.П., а также порядок распределения затрат счета 91 по видам энергии и субъектам Российской Федерации за 1 квартал 2017 года за подписью начальника отдела тарифного регулирования ПАО "ТГК-1" Воропаевой Ю.А., суды согласились с позицией Комитета о том, что учетная политика Общества на 2016 и 2017 годы в части отражения способов распределения затрат счета 91 по субъектам Российской Федерации и по видам деятельности не соответствует требованиям Единой системы классификации и раздельного учета затрат N 91; в рабочих планах счетов на 2016 год и на 2017 год отсутствуют открытые счета (субсчета) бухгалтерского учета для сбора, обобщения и отражения расходов и доходов, имущественных и неимущественных прав и обязательств по субъектам Российской Федерации и по видам деятельности.
Указанные обстоятельства также были установлены судами в ходе рассмотрения дела N А56-61649/2017, на что справедливо обращено внимание судов. Тот факт, что к участию в рассмотрении указанного дела не была привлечена ФАС (заявленная третьим лицом в настоящем деле), не опровергает выводы судов по настоящему делу, основанные на должной оценке имеющихся в деле доказательств.
С учетом вышеприведенного суды двух инстанций пришли к обоснованному выводу о правомерности оспариваемого предписания Комитета (в части пунктов 1-3) о приведении учетной политики на 2018 год и рабочий план счетов бухгалтерского учета на 2018 год в соответствие с требованиями действующего законодательства в области государственного регулирования тарифов.
Довод кассационной жалобы о незаконности оспоренного предписания ввиду его выдачи на будущее время, а именно 2018 год, не являвшийся периодом проверки, подлежит отклонению на основании следующего.
Как усматривается из материалов дела, основанием для выдачи оспоренного предписания послужили выявленные в ходе проверки обстоятельства нарушения законодательно установленных требований ведения раздельного учета в сфере теплоснабжения, которые нашли отражение в акте проверки от 04.07.2017. Указанный акт содержит описание конкретных нарушений, устранение которых возможно путем принятия Обществом необходимых документов, позволяющих организовать ведение бухгалтерского учета в соответствии с действующими в данной области правовыми нормами и, тем самым, направлено по своей сути на устранение допущенных нарушений по предмету проверки.
Кроме того, следует отметить, что Обществом оспоренное предписание исполнено с учетом изменений, внесенных приказом ФАС России от 29.01.2018 N 104/18 в пункт 4 Единой системой классификации и раздельного учета затрат N 91. Факт исполнения Обществом оспоренного предписания (в редакции уведомления от 28.03.2018 N 01-14-416/18-0-0) признан Комитетом (л.д. 307-308, том 1).
Материалы дела исследованы полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам и доводам дана надлежащая правовая оценка, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.04.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2018 по делу N А56-76400/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.