19 ноября 2018 г. |
Дело N А66-16452/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Корабухиной Л.И., Соколовой С.В.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области и Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области Квасова С.Е. (доверенности от 25.10.2018 и 10.07.2018),
рассмотрев 12.11.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2018 (судьи Докшина А.Ю., Мурахина Н.В., Потеева А.В.) по делу N А66-16452/2017,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Научно-производственное объединение "Тверской ремонтно-механический завод", место нахождения: 170040, Тверская обл., г. Тверь, Старицкое ш., д. 30, ОГРН 1036900064850, ИНН 6901037173 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области, место нахождения: 170043, Тверская обл., г. Тверь, Октябрьский пр., д. 26, ОГРН 1066901031812, ИНН 6950000017 (далее - Инспекция), от 13.07.2017 N 14-16/3778 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, и Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области, место нахождения: 170100, Тверская обл., г. Тверь, ул. Вагжанова, д. 23, ОГРН 1046900100653, ИНН 6905006017 (далее - Управление), от 18.09.2017 N 08-11/296.
Уточнив заявленные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), Общество просило признать недействительным решение Инспекции в части:
доначисления 1 097 584 руб. земельного налога с организаций, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, за 2016 год, а также начисления 104 854 руб. 23 коп. пеней;
начисления 219 516 руб. 80 коп. штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и 54 879 руб. 20 коп. штрафа по пункту 1 статьи 119 НК РФ;
предписания внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Общество также просило признать недействительным решение Управления, принятое по результатам рассмотрения апелляционной жалобы Общества на решение Инспекции.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тверской области, место нахождения: 170023, г. Тверь, ул. Маршала Буденного, д. 8, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340 (далее - Учреждение, третье лицо).
Решением суда от 27.02.2018 решение Инспекции признано недействительным в части начисления Обществу 287 696 руб. 55 коп. штрафа; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2018 решение суда изменено - решение Инспекции признано недействительным в части доначисления и предложения уплатить 1 097 584 руб. земельного налога, начисления 104 854 руб. 23 коп. пеней, 274 396 руб. штрафов.
В кассационной жалобе Инспекция, указывая на неправильное применение апелляционным судом норм материального и процессуального права, неполное выяснение имеющих значение для дела обстоятельств, несоответствие его выводов представленным доказательствам, просит отменить обжалуемое постановление, оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, с 01.01.2016 для целей налогообложения должна применяться кадастровая стоимость земельного участка, установленная приказом Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 25.10.2014 N 13-нп (далее - Приказ N 13-нп) и составляющая 111 306 834 руб. Апелляционный суд неправомерно не принял во внимание представленные в материалы дела письма третьего лица, согласно которым сведения о стоимости земельного участка в размере 111 306 834 руб. были внесены в кадастр недвижимости в январе 2015 года, однако затем 29.05.2015 была внесена запись о стоимости земельного участка в размере 38 134 600 руб., установленной решением Тверского областного суда от 21.11.2014 по делу N 3-51-2014 и не подлежащей применению для целей налогообложения в 2016 году.
От Общества поступил отзыв на кассационную жалобу.
Представители Общества и третьего лица в судебное заседание не явились, что не препятствует рассмотрению кассационной жалобы.
В судебном заседании представитель Инспекции и Управления поддержал доводы кассационной жалобы.
В соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в пределах доводов кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной Обществом 16.02.2017 налоговой декларации по земельному налогу за 2016 год, по результатам которой составила акт от 30.05.2017 N 14-16/3542 и приняла решение от 13.07.2017 N 14-16/3778.
Указанным решением Обществу доначислено 1 097 584 руб. земельного налога, начислено 104 854 руб. 23 коп. пеней, 219 516 руб. 80 коп. штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату земельного налога, 69 179 руб. 75 коп. штрафа по пункту 1 статьи 119 НК РФ за нарушение срока представления налоговой декларации.
Основанием для начисления соответствующих сумм налога, пеней и привлечения к ответственности послужили выводы Инспекции о неправомерном исчислении Обществом земельного налога исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 38 134 600 руб., тогда как подлежащая применению в целях налогообложения кадастровая стоимость земельного участка на 2016 год составляла 111 306 834 руб., а также о представлении Обществом налоговой декларации 16.02.2017, то есть с нарушением установленного срока.
Решением Управления от 18.09.2017 N 08-11/296 решение Инспекции оставлено без изменения.
Общество оспорило решения Инспекции и Управления в судебном порядке.
Суд первой инстанции, оценив представленные по делу доказательства, установив внесение в государственный кадастр недвижимости (с 01.01.2017 - в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН)) 15.01.2015 сведений о кадастровой стоимости земельного участка в размере 111 306 833 руб. 60 коп., утвержденной Приказом N 13-нп, руководствуясь разъяснениями пункта 28 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", пришел к выводу о правомерности доначисления Обществу земельного налога за 2016 год, поскольку с 01.01.2016 для целей налогообложения подлежала применению кадастровая стоимость, установленная Приказом N 13-нп и составляющая 111 306 833 руб. 60 коп.
Апелляционная инстанция, придя к выводу об отсутствии доказательств внесения в кадастр недвижимости 15.01.2015 сведений о кадастровой стоимости земельного участка в размере 111 306 833 руб. 60 коп., поскольку в ЕГРН как на 01.01.2016, так и на 01.01.2017 содержались внесенные в него 29.05.2015 сведения о кадастровой стоимости участка, установленной решением суда от 21.11.2014 по делу N 3-51/2014 и составляющей 38 134 600 руб., посчитала правомерным исчисление Обществом земельного налога за 2016 года на основании данных из выписок из ЕГРН о кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка. При этом суд апелляционной инстанции не принял во внимание сведения, изложенные в письмах Учреждения от 14.04.2017 N 17-08405/01-10, от 23.10.2017 N 17-24862/01-60, от 19.06.2018 N 18-12814/01-10, письме Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области от 19.06.2018 N 07-06/29363-18, посчитав данные письма недопустимыми доказательствами по делу.
Кассационная инстанция, изучив материалы рассматриваемого дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, приходит к следующим выводам.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога определён главой 31 НК РФ, а также нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. При этом налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 НК РФ).
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (статья 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), пункт 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 3 статьи 391 НК РФ налогоплательщики-организации налоговую базу по земельному налогу определяют самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в соответствующей редакции на момент спорных правоотношений) сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Судами установлено, что Общество является собственником земельного участка, расположенного в г. Тверь, относящегося к землям населенных пунктов с разрешенным использованием "под производственную базу", поставленного на кадастровый учет 24.06.2008 с присвоением кадастрового номера 69:40:030009:101.
Кадастровая стоимость данного земельного участка была определена 20.03.2009 органом кадастрового учета на основании результатов государственной кадастровой оценки, утверждённых Постановлением Администрации Тверской области от 30.12.2008 N 503-па (вступило в силу с 01.01.2009), и составила 83 475 177 руб. 35 коп.
Общество оспорило установленную кадастровую стоимость земельного участка в судебном порядке.
Решением Тверского областного суда от 21.11.2014 по делу N 3-51/2014, оставленным без изменения определением Верховного Суда Российской Федерации от 25.03.2015 N 35-АГ15-4, установленная Постановлением N 503-па кадастровая стоимость земельного участка снижена до 38 134 600 руб. При этом данная кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 20.03.2009.
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка, установленной решением суда по делу N 3-51-2014 в размере 38 134 600 руб. по состоянию на 20.03.2009, были внесены в ЕГРН 29.05.2015, после вступления решения суда в законную силу.
Как следует из разъяснений, изложенным в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - Постановление Пленума N 28), установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Суды установили, что с 2013 по 2015 годы на территории Тверской области проходили работы по государственной кадастровой оценке земельных участков, относящихся к категории земель населенных пунктов, в перечень объектов оценки которых вошел спорный земельный участок. Приказом N 13-нп (вступил в силу с 01.01.2015) утверждена кадастровая стоимость земельного участка в размере 111 306 833 руб. 60 коп.
Согласно представленным в материалы дела пояснениям третьего лица, соответствующим письмам, сведения о кадастровой стоимости, установленной Приказом N 13-нп в размере 111 306 833 руб. 60 коп., были внесены в кадастр недвижимости в январе 2015 года, однако после представления вступившего в законную силу решения суда по делу N 3-51-2014 в мае 2015 года была внесена запись о стоимости земельного участка в размере 38 134 600 руб. При этом в ЕГРН не было отражено, что данная стоимость земельного участка определена решением суда по состоянию на 20.03.2009 и подлежит применению до 01.01.2016.
Из пояснений третьего лица следует, что на момент представления вступившего в законную силу решения суда по делу N 3-51-2014 в структуре сведений о кадастровой стоимости не имелось строки, позволяющий указать период применения кадастровой стоимости. В настоящее время соответствующие неточности устранены.
Представленные третьим лицом сведения не были опровергнуты, получили оценку суда первой инстанции. Получение Обществом выписок из ЕГРН с записью, внесенной в мае 2015 года, представленные третьим лицом сведения не опровергает. Достаточных оснований для признания писем третьего лица недопустимыми доказательствами по делу применительно к положениям статьи 68 АПК РФ не имелось.
Следовательно, с 01.01.2016 подлежали применению результаты государственной кадастровой оценки спорного земельного участка, утвержденные Приказом N 13-нп, кадастровая стоимость спорного земельного участка по которой определена в размере 111 306 833 руб. 60 коп., внесенные в ЕГРН в январе 2015 года.
Применительно к установленным обстоятельствам настоящего спора следует признать правильным вывод суда первой инстанции о том, что имеющие место особенности отражения сведений о размере кадастровой стоимости спорного земельного участка, связанные с представлением в мае 2015 года вступившего в законную силу решения Тверского областного суда от 21.11.2014 по делу N 3-51/2014, не могут изменить обязанности налогоплательщика по уплате земельного налога, которые определяются на основании установленной в законном порядке кадастровой стоимости.
Вывод апелляционной инстанции о том, что при исчислении земельного налога за 2016 год следует применять кадастровую стоимость, установленную решением Тверского областного суда от 21.11.2014 по делу N 3-51/2014 и внесенную в ЕГРН в мае 2015 года, является неверным.
Таким образом, Инспекцией правомерно произведено доначисление Обществу 1 097 584 руб. земельного налога и 104 854 руб. 23 коп. пеней. В указанной части заявленные Обществом требования удовлетворению не подлежат.
Обществом также заявлено требование о признании недействительным решения Инспекции в части начисления 219 516 руб. 80 коп. штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ и 54 879 руб. 20 коп. штрафа по пункту 1 статьи 119 НК РФ.
Суд первой инстанции, признав недействительным решение Инспекции в части привлечения к ответственности в виде штрафа в сумме 287 696 руб. 55 коп., вышел за пределы заявленных требований, поскольку привлечение к ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ в части штрафа в размере 14 300 руб. 55 коп. Обществом не оспаривалось.
Согласно пункту 1 статьи 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 НК РФ влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).
Согласно пункту 1 статьи 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей.
В соответствии с пунктом 3 статьи 398 НК РФ налоговые декларации по земельному налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
При рассмотрении настоящего дела суды установили, что спорная декларация представлена Обществом 16.02.2017, то есть с нарушением установленного срока.
В соответствии со статьей 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое установлена. При назначении наказания учитывается характер совершенного правонарушения, личность правонарушителя, а также основания, позволяющие индивидуализировать наказание - обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Смягчающие ответственность обстоятельства за совершение налогового правонарушения устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются им при наложении санкций за налоговое правонарушение в порядке, установленном статьей 114 НК РФ.
При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ (пункт 3 статьи 114 НК РФ).
Как следует из пункта 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 57), если при рассмотрении дела, связанного с применением санкции за налоговое правонарушение, будет установлено наличие хотя бы одного из смягчающих ответственность обстоятельств (пункт 1 статьи 112 НК РФ), суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан в соответствии с пунктом 3 статьи 114 НК РФ уменьшить его размер не менее чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой Кодекса.
Учитывая, что пунктом 3 статьи 114 Кодекса установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания более чем в два раза.
При рассмотрении настоящего дела суды установили совершение Обществом правонарушения впервые, отсутствие умысла и совершение налогового правонарушения по неосторожности.
Учитывая данные обстоятельства, в обжалуемой Обществом части суд кассационной инстанции считает возможным снизить размер ответственности Общества до 1000 руб. по каждому правонарушению. Таким образом, решение Инспекции подлежит признанию недействительным в части привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 53 879 руб. 20 коп. по пункту 1 статьи 119 НК РФ и в размере 218 516 руб. 80 коп. по пункту 1 статьи 122 НК РФ.
Обществом также заявлено требование о признании незаконным решения Управления от 18.09.2017 N 08-11/296.
Данным решением Управления апелляционная жалоба Общества на решение Инспекции, рассмотренная в порядке статьи 140 НК РФ, была оставлена без удовлетворения.
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 4 пункта 75 Постановления N 57, решение вышестоящего налогового органа, принятое по жалобе налогоплательщика, может являться самостоятельным предметом оспаривания в суде, если оно представляет собой новое решение, а также по мотиву нарушения процедуры его принятия либо по мотиву выхода вышестоящего налогового органа за пределы своих полномочий.
В данном случае обстоятельства, перечисленные в абзаце 4 пункта 75 Постановления N 57, отсутствуют, в связи с чем оснований для удовлетворения требований Общества к Управлению не имеется.
Поскольку суды в полной мере установили фактические обстоятельства дела, но неверно применили нормы материального и процессуального права, кассационная инстанция в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ находит возможным, не направляя дело на новое рассмотрение, отменить вынесенные по нему решение и постановление, принять новый судебный акт, частично удовлетворить заявленные требования.
С Инспекции в пользу Общества подлежит взысканию 4500 руб. расходов по уплате государственной пошлины по делу.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Тверской области от 27.02.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2018 по делу N А66-16452/2017 отменить.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области от 13.07.2017 N 14-16/3778 в части привлечения общества с ограниченной ответственностью Научно-производственное объединение "Тверской ремонтно-механический завод" к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ в виде штрафа в размере 53879 руб. 20 коп. и по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 218516 руб. 80 коп.
В остальной части заявленные требования оставить без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области (место нахождения: 170043, Тверская область, город Тверь, проспект Октябрьский, дом 26, ОГРН 1066901031812, ИНН 6950000017) в пользу общества с ограниченной ответственностью Научно-производственное объединение "Тверской ремонтно-механический завод" (место нахождения: 170040, Тверская область, город Тверь, Старицкое шоссе, дом 30, ОГРН 1036900064850, ИНН 6901037173) 4500 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Председательствующий |
С.В. Лущаев |
Судьи |
С.В. Лущаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При рассмотрении настоящего дела суды установили совершение Обществом правонарушения впервые, отсутствие умысла и совершение налогового правонарушения по неосторожности.
Учитывая данные обстоятельства, в обжалуемой Обществом части суд кассационной инстанции считает возможным снизить размер ответственности Общества до 1000 руб. по каждому правонарушению. Таким образом, решение Инспекции подлежит признанию недействительным в части привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 53 879 руб. 20 коп. по пункту 1 статьи 119 НК РФ и в размере 218 516 руб. 80 коп. по пункту 1 статьи 122 НК РФ.
Обществом также заявлено требование о признании незаконным решения Управления от 18.09.2017 N 08-11/296.
Данным решением Управления апелляционная жалоба Общества на решение Инспекции, рассмотренная в порядке статьи 140 НК РФ, была оставлена без удовлетворения.
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 4 пункта 75 Постановления N 57, решение вышестоящего налогового органа, принятое по жалобе налогоплательщика, может являться самостоятельным предметом оспаривания в суде, если оно представляет собой новое решение, а также по мотиву нарушения процедуры его принятия либо по мотиву выхода вышестоящего налогового органа за пределы своих полномочий.
В данном случае обстоятельства, перечисленные в абзаце 4 пункта 75 Постановления N 57, отсутствуют, в связи с чем оснований для удовлетворения требований Общества к Управлению не имеется."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 ноября 2018 г. N Ф07-13181/18 по делу N А66-16452/2017
Хронология рассмотрения дела:
19.11.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-13181/18
04.07.2018 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-3343/18
27.02.2018 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-16452/17
21.11.2017 Определение Арбитражного суда Тверской области N А66-16452/17