06 декабря 2018 г. |
Дело N А56-86805/2015 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Михайловской Е.А., Серовой В.К.,
при участии от открытого акционерного общества "Объединенная энергетическая компания" Пожидаевой Н.Г. (доверенность от 05.06.2018 N 71), от акционерного общества "Петербургская сбытовая компания" Магазинова Г.Г. (доверенность от 05.03.2018 N 113-053), от публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго" Телухиной М.И. (доверенность от 20.11.2018 N 336-18),
рассмотрев 06.12.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Объединенная энергетическая компания" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.11.2017 (судья Сайфуллина А.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2018 (судьи Несмиян С.И., Жукова Т.В., Смирнова Я.Г.) по делу N А56-86805/2015,
установил:
Открытое акционерное общество "Объединенная энергетическая компания", место нахождения: 197376, Санкт-Петербург, Инструментальная ул., д. 3, лит. Х, ОГРН 1027804911441, ИНН 7810258843 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, измененным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к акционерному обществу "Петербургская сбытовая компания", место нахождения: 195009, Санкт-Петербург, улица Михайлова, дом 11, ОГРН 1057812496818, ИНН 7841322249 (далее - Компания), о взыскании 270 749 280 руб. 56 коп. задолженности за услуги по передаче электрической энергии, оказанные в апреле 2015 года, и к публичному акционерному обществу энергетики и электрификации "Ленэнерго", место нахождения: 196247, Санкт-Петербург, площадь Конституции, дом 1, ОГРН 1027809170300, ИНН 7803002209 (далее - Ленэнерго), о взыскании 330 681 620 руб. 98 коп. задолженности за услуги по передаче электрической энергии за тот же период.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" и Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее - Комитет).
Решением от 22.11.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 04.07.2018, в иске отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит отменить вынесенные судебные акты и отказать в иске.
Как полагает податель жалобы, суды не учли, что Общество приняло все зависящие от него меры по извещению Комитета о приобретении в собственность новой точки поставки ПС 220/110/10 кВ "Ручьи" и о необходимости ее включения при формировании тарифа на 2015 год. Кроме того, по мнению подателя жалобы, он фактически оказал услуги по передаче электроэнергии потребителям, присоединенным к ПС 220/110/10 кВ "Ручьи", а потому вправе получить плату за оказанные услуги вне зависимости от учета этой точки при формировании тарифа.
В отзывах на кассационную жалобу Компания и Ленэнерго, ссылаясь на несостоятельность приведенных в ней доводов, просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представители Компании и Ленэнерго - доводы отзыва на нее.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Общество и Ленэнерго в спорный период являлись смежными территориальными сетевыми организациями, оказывающими услуги по передаче электрической энергии, а Компания - гарантирующим поставщиком электрической энергии.
Распоряжением Комитета от 30.12.2014 N 214-р установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности Общества на 2015 - 2019 годы, величина НВВ, индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Общества для взаиморасчетов между ним и Ленэнерго.
Приказом Комитета от 30.12.2014 N 517-п установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2015 год.
Компанией (заказчиком) и Обществом (исполнителем) 30.07.2014 заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии, в соответствии с которым исполнитель обязался оказывать заказчику услуги по передаче электрической энергии в точки поставки посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю и смежным сетевым организациям, а заказчик - оплачивать услуги исполнителя в порядке, установленном договором.
Точки поставки определены в приложении N 2.
После того, как Общество 12.09.2014 по результатам конкурса по договору купли-продажи приобрело у открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" объект электросетевого хозяйства - ПС 220/110/10 кВ ТЭЦ-21 "Северная" (диспетчерское наименование ПС 220/110/10 кВ "Ручьи"), количество точек поставки, посредством которых Общество с 01.01.2015 стало оказывать Компании услуги, увеличилось.
Ссылаясь на наличие у Компании задолженности по оплате услуг, оказанных в апреле 2015 года с использованием подстанции ПС 220/110/10 кВ "Ручьи", которые должны быть оплачены по единому котловому тарифу, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Поскольку Компания сослалась на то, что указанная задолженность начислена исключительно в отношении электрической энергии, переданной Обществом в сети смежной сетевой организации, Общество в рамках настоящего дела также предъявило к Ленэнерго требование о взыскании задолженности, начисленной с применением индивидуального тарифа, установленного для расчетов между Обществом и Ленэнерго.
Суды первой и апелляционной инстанций, признав требования Общества необоснованными по праву и размеру, отказали в удовлетворении иска.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, став в 2014 году собственником объекта электросетевого хозяйства - ПС 220/110/10 кВ "Ручьи", Общество не урегулировало с Ленэнерго отношения по оказанию услуг по передаче электроэнергии через указанный объект.
Из материалов настоящего дела следует, а также установлено при рассмотрении других дел по спору между теми же лицами, что ПС 220/110/10 кВ "Ручьи" технологически связана с процессом производства электроэнергии, ранее объект функционировал на оптовом рынке, предыдущий собственник объекта являлся участником оптового рынка электроэнергии и мощности.
То есть названная подстанция до приобретения ее Обществом при установлении регулируемых цен (тарифов) на услуги, оказываемые на розничном рынке, не учитывалась Комитетом в тарифных решениях.
Общество в 2014 и 2015 годах направляло Комитету сведения о приобретенной подстанции, а также обосновывающие документы для установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электроэнергии с учетом нового объекта электросетевого хозяйства.
Однако Комитет не стал учитывать расходы Общества по спорной подстанции при установлении на 2015 год единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области, определении НВВ сетевых организаций, индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями.
Принятые Комитетом нормативные акты об установлении тарифов на 2015 год вступили в силу, не оспорены и недействительными не признаны.
В силу естественно-монопольной деятельности сетевых организаций их услуги по передаче электроэнергии подлежат государственному ценовому регулированию (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", пункт 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), пункты 6, 46 - 48 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, подпункт 3 пункта 3 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования).
Цены (тарифы) применяются в соответствии с решениями регулирующих органов, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики (пункт 35 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178; далее - Правила N 1178).
Конечные потребители оплачивают услуги по передаче электроэнергии по единому "котловому" тарифу, который гарантирует равенство тарифов для всех потребителей услуг, расположенных на территории субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе, и обеспечивает совокупную необходимую валовую выручку всех сетевых организаций региона, входящих в "котел". Ввиду того, что фактические затраты сетевых организаций в регионе различны, для получения положенной им экономически обоснованной НВВ каждой паре сетевых организаций утверждается индивидуальный тариф взаиморасчетов, по которому одна сетевая организация должна передать другой дополнительно полученные денежные средства (подпункт 3 пункта 3 Основ ценообразования).
Порядок расчета и исходные данные, на основании которых устанавливаются котловые и индивидуальные тарифы, указаны в разделе VIII и таблице N П1.30 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания). Размер тарифа рассчитывается в виде экономически обоснованной ставки как соотношение между валовой выручкой, необходимой для качественного и бесперебойного оказания услуг по передаче электроэнергии, и объема этих услуг. При определении НВВ в расчет принимается стоимость работ, выполняемых организацией на объектах электросетевого хозяйства, находящихся у нее на законных основаниях и используемых для передачи электроэнергии.
По общему правилу, тарифные решения принимаются исходя из предложений регулируемых организаций о плановых (прогнозных) величинах. В качестве базы для расчета тарифов используются объем отпуска электроэнергии потребителям, величина мощности и величина технологического расхода (пункты 12, 17, 18 Правил N 1178, пункт 81 Основ ценообразования).
Предложенные регулируемыми организациями величины проверяются экспертным путем на соответствие экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли, на обеспечение экономической обоснованности затрат на передачу электроэнергии. Кроме того, учитывается результат деятельности сетевых организаций по итогам работы за период действия ранее утвержденных тарифов. Тариф устанавливается на принципах стабильности и необратимости (пункт 2 статьи 23, статья 23.2 Закона об электроэнергетике, пункт 64 Основ ценообразования, пункты 7, 22, 23, 31 Правил N 1178, разделы IV, V Методических указаний).
Тарифным решением, включающим котловой и индивидуальные тарифы и обосновывающие их данные, по существу утверждаются параметры экономического функционирования электросетевого комплекса региона на период регулирования. Участие в регулируемой деятельности всех сетевых организаций и учет их интересов при принятии тарифного решения определяют обязанность сетевых организаций придерживаться в своей деятельности установленных параметров. Следование этим величинам должно обеспечивать как формирование котловой валовой выручки, так и ее справедливое и безубыточное распределение между сетевыми организациями.
Таким образом, для сохранения баланса интересов всех сетевых организаций и потребителей услуг, по общему правилу, требования сетевой организации об оплате услуг должны основываться на тарифном решении.
Тарифные решения Комитета (распоряжение от 30.12.2014 N 214-р и приказ от 30.12.2014 N 517-п) об утверждении на 2015 год НВВ, долгосрочных параметров регулирования сетевых организаций, единых и индивидуальных тарифов рассчитаны на неоднократное применение (в течение регулируемого периода), устанавливают правовые нормы (правила поведения), обязательные для сетевых организаций, НВВ которых включена в расчет единого (котлового) тарифа на услуги по передаче электрической энергии и потребителей услуг. Эти тарифные решения регулируют отношения по расчетам за услуги применительно к неопределенному кругу лиц, а потому являются нормативным правовым актом.
Защита гражданских прав, основанных на акте органа государственной власти, а также защита гражданских прав, нарушенных актом государственного органа, должна осуществляться, соответственно, способами и в сроки, которые установлены гражданским законодательством, и в процедуре, установленной процессуальным законом для разрешения споров о гражданских правах и обязанностях.
В соответствии с абзацем 6 статьи 12 и статьей 13 ГК РФ признание судом акта государственного органа недействительным является одним из способов защиты гражданских прав.
В настоящем случае Общество, полагая, что Комитет нарушил его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, не включив расходы на содержание спорной подстанции в тарифные решения на 2015 год, могло оспорить распоряжение от 30.12.2014 N 214-р и приказ от 30.12.2014 N 517-п, однако своим правом не воспользовалось.
Поскольку нормативный акт не оспорен и не признан недействующим, он подлежит обязательному применению сетевыми организациями, в том числе и Обществом.
В связи с этим кассационная инстанция считает обоснованным вывод судов о том, что коль скоро ПС 220/110/10 кВ "Ручьи" не учитывалась в тарифном решении на 2015 год, Ленэнерго не должно оплачивать услуги по передаче электроэнергии через названную подстанцию. На стороне Ленэнерго неосновательное обогащение отсутствует.
Позиция Общества, основанная на том, что в данном случае услуги по передаче электроэнергии потребителям, присоединенным к ПС 220/110/10 кВ "Ручьи", подлежат оплате вне зависимости от учета этой точки при формировании тарифа, не принимается кассационной инстанцией, поскольку в этом случае такое требование Общества направлено на перераспределение котловой выручки не в соответствии с тарифным решением, что нарушает принцип государственного ценового регулирования услуг по передаче электрической энергии.
Исходя из изложенного, суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали Обществу в иске к Ленэнерго.
Довод подателя жалобы об отсутствии в действиях истца признаков злоупотребления правом, что, как считает Общество, является основанием для оплаты оказанных услуг, подлежит отклонению, поскольку объективные просчеты тарифного регулирования корректируются впоследствии мерами тарифного регулирования (пункт 7 Основ ценообразования); субъективные просчеты сетевых организаций, к которым, помимо прочего, может быть отнесен выход за рамки экономической модели, являются рисками их предпринимательской деятельности и возмещению не подлежат.
Отказывая в удовлетворении иска к Компании, суды исходили из того, что гарантирующий поставщик не должен оплачивать межсетевой переток. Возражений относительно выводов судов об отказе в иске к Компании кассационная жалоба не содержит.
Кассационная инстанция считает, что выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, процессуальных нарушений судами при рассмотрении дела не допущено. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.11.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2018 по делу N А56-86805/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Объединенная энергетическая компания" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
А.А. Кустов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.