11 декабря 2018 г. |
Дело N А26-3358/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Кудина А.Г., Подвального И.О.,
при участии от акционерного общества "ТНС энерго Карелия" Кубасовой М.С. (доверенность от 01.01.2018),
рассмотрев 11.12.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "ТНС энерго Карелия" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.05.2018 (судья Таратунин Р.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2018 (судьи Семенова А.Б., Лопато И.Б., Юрков И.В.) по делу N А26-3358/2018,
установил:
Акционерное общество "ТНС энерго Карелия" (место нахождения: г. Петрозаводск, б-р Интернационалистов, д. 17А; ОГРН 1051000000050; ИНН 1001012875; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным предписания Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору (место нахождения: г. Петрозаводск, ул. Фридриха Энгельса, д. 4; ОГРН 1091001011265; ИНН 1001225288; далее - Комитет) от 26.12.2017 N 011/1301.
Решением суда первой инстанции от 28.05.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 04.09.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить. По мнению подателя жалобы, оспариваемое предписание содержит неправомерные требования.
В судебном заседании представитель Общества доводы жалобы поддержала.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Комитета, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Комитет на основании обращения граждан, проживающих в многоквартирном доме по адресу: Республика Карелия, пос. Лопухи, Новый пер., д. 16, а также распоряжения от 22.12.2017 N 011/14-08/Р/1477 провел внеплановую документарную проверку соблюдения Обществом лицензионных требований при осуществлении управления указанным многоквартирным домом.
В ходе проверки выявлено и зафиксировано в акте от 26.12.2017 N 011/14-08/А/1477, что несмотря на признание в сентябре 2016 года указанного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, Общество производит расчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению собственникам помещений в этом доме исходя из показаний индивидуальных приборов учета, превышающих нормативы потребления.
Об устранении выявленных нарушений Комитет выдал Обществу предписание от 26.12.2017 N 011/1301, которым предложил в срок до 29.01.2018 произвести корректировку начисленной платы за коммунальную услугу по электроснабжению за период с сентября 2016 года по ноябрь 2017 года исходя из утвержденных нормативов потребления и с декабря 2017 года начислять указанную плату в соответствии с утвержденными нормативами потребления.
Общество, не согласившись с предписанием, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, установив, что оспариваемое предписание содержит правомерные требования, в удовлетворении заявления отказал.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 1 статьи 157 данного Кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, нормативов потребления коммунальных услуг.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила).
Пунктом 42 Правил предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
В соответствии с пунктом 44 Правил распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда иное установлено решением общего собрания собственников или когда исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация.
В силу части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребляемые энергоресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Требования этой статьи в части организации учета используемых энергоресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года.
Как разъяснено в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.07.2016, принимая во внимание, что в аварийных и ветхих объектах возможности обеспечения благоприятных условий проживания граждан могут быть существенно ограничены в связи с объективным физическим износом здания, его отдельных частей и инженерных систем, а также направленность нормативно-правового регулирования на защиту граждан, вынужденных проживать в непригодных для этих целей условиях, от несения дополнительных издержек, связанных с содержанием и ремонтом таких объектов, использование при расчетах за поставленный коммунальный ресурс показаний приборов учета не должно приводить к возложению на собственников домов и помещений в них или управляющие организации расходов, связанных с оплатой потребленных в соответствии с показаниями приборов учета коммунальных услуг в объеме, превышающем нормативы потребления (вопрос 3).
Таким образом, ресурсоснабжающие организации вправе использовать показания коллективных приборов учета, установленных в ветхих и аварийных объектах с соблюдением требований законодательства, для определения объема и стоимости потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды. Однако размер обязательств собственников и управляющей компании по оплате потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды ограничен утвержденными нормативами потребления.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что распоряжением администрации Лоухского городского поселения от 22.09.2016 N 118-а спорный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу.
При этом Общество производит расчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению собственникам жилых помещений в указанном доме исходя из показаний приборов учета электрической энергии за расчетный период, которые превышают нормативы потребления.
Приняв во внимание упомянутые нормы, а также разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, суды двух инстанций пришли к выводу о том, что с момента признания спорного многоквартирного дома аварийным (22.09.2016) расчет платы за электроснабжение собственникам помещений должен был производиться в соответствии с утвержденными нормативами потребления, а не по показаниям индивидуальных приборов учета.
В связи с этим суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности и обоснованности оспариваемого предписания Комитета о перерасчет указанной платы за спорный период, а также об отсутствии оснований для признания прав и законных интересов заявителя нарушенными, с чем согласился и суд апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Доводы Общества, изложенные в жалобе, были рассмотрены судами первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Несогласие подателя жалобы с выводами судов, а также иное толкование им положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм права.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.05.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2018 по делу N А26-3358/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "ТНС энерго Карелия" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.