12 декабря 2018 г. |
Дело N А56-5403/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Александровой Е.Н., Родина Ю.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Северстройгрупп" Мильхерт Е.Е. (доверенность от 12.09.2018 N 68),
рассмотрев 10.12.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.06.2018 (судья Селезнёва О.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2018 (судьи Будылева М.В., Горбачева О.В., Загараева Л.П.) по делу N А56-5403/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Северстройгрупп", место нахождения: 198095, Санкт-Петербург, ул. Ивана Черных, д. 31-33, лит. Б, ком. 506, ОГРН 1107847200438, ИНН 7816491451 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе Санкт-Петербурга, место нахождения: 198087, Санкт-Петербург, Огородный пер., д. 15, лит. А, ОГРН 1027802738952, ИНН 7805264224 (далее - Управление), от 25.12.2017 N 202V12170002204; об обязании устранить допущенные нарушения прав заявителя.
Решением суда от 01.06.2018, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2018, решение Управления признано недействительным, в остальной части заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Управление, указывая на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя кассационной жалобы, начисление страховых взносов по дополнительным тарифам производится в общеустановленном порядке на все выплаты и вознаграждения в пользу работника, признаваемые объектом обложения в соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), за исключением сумм, поименованных в статье 9 этого Закона, независимо от включения в стаж для формирования досрочной пенсии периода осуществления работ, за которые осуществляются такие выплаты.
Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание не направило, что не является препятствием для ее рассмотрения в их отсутствие.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по результатам выездной проверки Общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФ РФ) и страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2014 по 31.12.2016 Управление составило акт от 04.12.2017 N 202V1017002974 и вынесло решение от 25.12.2017 N 202V12170002204.
Указанным решением Обществу доначислено 226 403 руб. 40 коп. страховых взносов, начислено 33 143 руб. 07 коп. пеней, 45 280 руб. 65 коп. штрафа.
Основанием для доначисления соответствующих сумм страховых взносов, пеней послужило неприменение Обществом дополнительных тарифов страховых взносов, предусмотренных статьей 58.3 Закона N 212-ФЗ в отношении выплат, произведенных работникам Общества, занятым на видах работ, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.20017 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Заон N 173-ФЗ), а с 01.01.2015 - в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ( далее - Закон N 400-ФЗ). Управление пришло к выводу, что за период с 01.01.2014 по 31.12.2016 Общество должно было начислить дополнительные взносы за работу с вредными условиями труда по специальностям "производитель работ" и "монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций".
Общество оспорило решение Управления в судебном порядке.
Суд первой инстанции признал недействительным решение Управления. Правовые основания для обязания Управления устранить допущенные нарушения прав заявителя судом не установлены.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
Частью 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 этого Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 -18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ (с 01.01.2015 - в пунктах 2 -18 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ), применяются с 01.01.2013 дополнительные тарифы страховых взносов в ПФ РФ.
Положениями статьи 27 Закона N 173-ФЗ определены обобщенные категории лиц, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, но не конкретизированы работы, которые дают такое право (за исключением отдельных случаев).
Полномочия по утверждению списков соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), в которых должны быть заняты работники, а также правила исчисления периодов работы и назначения досрочных пенсий предоставлены Правительству Российской Федерации (пункт 2 статьи 27 Закона N 173-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 N 537 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Закона N 173-ФЗ применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации.
Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 утверждены Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях и Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.
Судами установлено, что специальности "производитель работ" (22900006-24441) и "монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций" (2290000а-146120) входят в Список N 2 (раздел "XXVII Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов").
Пунктом 3 статьи 27 Закона N 173-ФЗ определено, что периоды работы, предусмотренные подпунктами 1 - 18 пункта 1 этой статьи и имевшие место после 01.01.2013, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Закона N 212-ФЗ.
При этом судебные инстанции отметили, что трудовая пенсия по старости назначается лицам, перечисленным в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ, в том случае, если условия труда на рабочих местах по работам, указанным в подпунктами 1 - 18 пункта 1 этой статьи, являлись вредными и (или) опасными и установлены по результатам специальной оценки условий труда.
Правильно применив к установленным обстоятельствам положения части 4 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ (действовавшей до 01.01.2014 и утратившей силу в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием закона "О специальной оценке условий труда"; далее - Закон N 421-ФЗ), в силу которой плательщики страховых взносов освобождаются от уплаты страховых взносов в ПФ РФ по дополнительным тарифам, установленным частями 1 и 2 этой статьи, по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом, положения части 2.1 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ, которая предусматривала установление "нулевой" ставки дополнительного тарифа, если по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класс условий труда является оптимальным и допустимым, суды заключили, что проведение аттестации с неистекшим сроком действия является достаточным основанием освобождения от уплаты страховых взносов и применения к этой позиции ставки 0% - в проверяемом периоде.
При этом суды отметили, что на основании части 4 статьи 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ), специальная оценка условий труда на этих рабочих местах может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации, если до 01.01.2014 в отношении рабочих мест была проведена аттестация.
Результаты аттестации, проведенной до 01.01.2014, которые действительны до окончания срока их действия, но не более чем до 31.12.2018 включительно, применяются при определении установленного частью 2.1 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ дополнительного тарифа страховых взносов в ПФ РФ, начисляемых на выплаты работникам, условия труда которых признаны вредными и (или) опасными (пункт 5 статьи 15 Закона N 421-ФЗ).
Из названных положений следует вывод, что в данном случае в проверяемый период страхователь освобождается от уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу в случае, если по итогам аттестации рабочего места условия труда соответствующего работника не будут признаны вредными либо опасными.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что по результатам аттестации рабочих мест, проведенной в 2013 году, условия труда по специальностям "производитель работ" и "монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций" по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса отнесены ко второму классу (допустимые).
Кроме того, судами установлено, что работники Общества указанных специальностей никогда не выполняли работу в тяжелых и вредных условиях труда в соответствии с должностными инструкциями, а занимались контролем за производством работ на строительном участке, закупками материалов и их доставкой на объект, принимали участие в экспертизах при сдаче объекта, изучали новую проектно-сметную документацию, а работы по монтажу металлоконструкций были переданы специализированной организации по договору субподряда.
С учетом изложенного, суды пришли к обоснованному выводу, что у Общества отсутствовала обязанность уплачивать в 2014 - 2016 годах дополнительные тарифы страховых взносов с выплат, произведенных производителям работ и монтажникам по монтажу стальных и железобетонных конструкций.
Правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации, изложенная в определении от 07.09.2018 по делу N А50-12276/2017, на которую ссылалось Управление в подтверждение доводов об обязанности работодателя исчислять страховые взносы в ПФ РФ по дополнительным тарифам в общеустановленном порядке, неприменима к спорной ситуации. В указанном определении речь идет о работниках, выработавших льготный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости и получающих пенсию, но продолжающих работать в особых условиях труда.
Изложенные в кассационной жалобе доводы подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм законодательства Российской Федерации о страховых взносах и направленные на переоценку представленных доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.06.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2018 по делу N А56-5403/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Лущаев |
Судьи |
С.В. Лущаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.