Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 декабря 2018 г. N Ф07-14507/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
04 сентября 2018 г. |
Дело N А56-5403/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 сентября 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Горбачевой О.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Царегородцевым Е.А.
при участии:
от заявителя: Логинова М.П. по доверенности от 21.05.2018;
от заинтересованного лица: не явился (извещен);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19308/2018) ГУ-УПФР в Кировском районе Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.06.2018 по делу N А56-5403/2018 (судья Селезнева А.А.), принятое
по заявлению ООО "Северстройгрупп"
к ГУ-УПФР в Кировском районе Санкт-Петербурга
об оспаривании решения
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СЕВЕРСТРОЙГРУПП" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к УПФР в Кировском районе Санкт-Петербурга (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании недействительным решения от 25.12.2017 N 202V12170002204; об обязании устранить допущенные нарушения прав заявителя.
Решением суда от 01.06.2018 решение от 25.12.2017 N 202V12170002204 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности признано недействительным. В удовлетворении заявления в остальной части отказано.
В апелляционной жалобе Управление, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит судебный акт отменить. Податель жалобы полагает, что страховые взносы по дополнительному тарифу и пени правомерно начислены Обществу за период до утверждения специальной оценки условий труда.
От Общества поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором оспариваются доводы Управления.
Управление, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направило. Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель Общества против удовлетворения требований жалобы возражал, просил судебный акт оставить без изменения по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной проверки, проведенной Управлением в отношении Общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ и страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2014 по 31.12.2016, Управлением составлен акт выездной проверки N 202V1017002974 от 04.12.2017.
На основании материалов проверки Управлением вынесено решение о привлечении плательщика к ответственности в виде взыскания штрафа в размере 45 280,65 руб., а также Обществу доначислены страховые взносы в сумме 226 403,40 руб. и пени в сумме 33 143,07 руб.
Полагая, что указанное решение является неправомерным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя заявленные требования, признал недействительным оспариваемое решение Управления. Правовые основания для обязания Управления устранить допущенные нарушения прав заявителя судом не установлены.
Апелляционная коллегия, исследовав материалы дела и доводы жалобы, не находит оснований для отмены решения суда в связи со следующим.
Пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) предусмотрено, что организации, производящие выплаты физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
Согласно части 1 статьи 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
В силу пункта 2 части 1 статьи 29 Закона N 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право проводить проверки в порядке, установленном названным Федеральным законом.
На основании статьи 25 Закона N 212-ФЗ своевременность уплаты страховых взносов обеспечивается пенями, под которыми понимается установленная этой статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными названным Федеральным законом сроки. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц.
В силу части 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ установлены дополнительные страховые тарифы, применяемые с 01.01.2013 для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Закон N 173-ФЗ), а с 01.01.2015 - в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N400-ФЗ).
Пунктом 3 статьи 27 Закона N 173-ФЗ предусмотрено, что периоды работы, предусмотренные подпунктами 1 - 18 пункта 1 данной статьи и имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Закона N 212-ФЗ.
При этом, условия назначения трудовой пенсии по старости, установленные подпунктами 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в подпунктах 1 - 18 пункта 1 названной статьи, соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Вместе с тем, согласно части 4 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ в редакции, действующей до 01.01.2014, плательщики страховых взносов освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом.
С 01.01.2014 в статью 58.3 Закона N 212-ФЗ введена часть 2.1, в соответствии с которой дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации для названных плательщиков страховых взносов применяются в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда.
Как определено в пункте 7 статьи 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ), с 01.01.2014 при установлении дополнительного тарифа страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте применяются результаты специальной оценки условий труда.
На основании части 4 статьи 27 Закона N 426-ФЗ, если до 01.01.2014 в отнощении рабочих мест была проведена аттестация, специальная оценка условий труда на этих рабочих местах может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации.
Результаты аттестации, проведенной до 01.01.2014, которые действительны до окончания срока их действия, но не более чем до 31.12.2018 включительно, применяются при определении установленного частью 2.1 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации, начисляемых на выплаты работникам, условия труда которых признаны вредными и (или) опасными (пункт 5 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей", с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Закона N 173-ФЗ предусмотрено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, подлежит применению Список N 2, согласно которому право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного возраста имеют, в том числе, мастер строительных и монтажных работ, производитель работ (прораб), асфальтобетонщики, машинисты укладчиков асфальтобетона. При этом применение Списка N 2 производится с учетом аттестации рабочих мест.
Должности "Производители работ" (22900006-24441) и "Монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций" (2290000а-146120) закреплены в разделе "XXVII Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов".
В письме Министерства труда России от 05.06.2013 N 17-3/10/2-3105 в целях реализации статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ разъяснено, что порядок исчисления страховых взносов по дополнительным тарифам с выплат и вознаграждений в пользу работников обусловлен тем, был ли работник занят на работах с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда в месяце, в котором начислены выплаты. Данное правило применяется независимо от условий занятости работника в периоде, за который эти выплаты и вознаграждения начисляются. В случае полной занятости работника в течение месяца на работах, указанных в подпункте 1, подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ, организация исчисляет страховые взносы по дополнительным тарифам со всех начисленных ему в этом месяце выплат и вознаграждений, в том числе за периоды, которые не включаются в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (например, с премий за прошлые периоды и др.). В случае частичной занятости работника в течение месяца на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда дополнительные тарифы страховых взносов применяются пропорционально количеству дней (часов), фактически отработанных на соответствующих видах работ.
Материалами дела подтверждается, что, согласно результатам аттестации рабочих мест должностей "производителей работ" и "монтажников по монтажу стальных и железобетонных конструкций", по условиям труда, проведенной в 2013 году, условия труда должностей "производителя работ", и "монтажника по монтажу стальных и железобетонных конструкций", по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса отнесены ко второму классу (допустимые).
Также судами установлено, что работники Заявителя, занимающие должности "производитель работ" и "монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций", никогда не выполняли работу в тяжелых и вредных условиях труда, в соответствии с должностными инструкциями, а занимались контролем за производством работ строительного участка, закупками материалов и их доставки на объект. Монтажники контролировали приемку выполненных субподрядчиками монтажных работ, принимали участие в экспертизах при сдаче объекта, при этом уделяя основную часть рабочего времени подготовке нового строительства (изучение новой проектно-сметной документации). Работы по монтажу металлоконструкций были переданы на подряд специализированной организации, что подтверждается договором субподряда от 18.10.2015 N 325-П/2015.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу, что Управлением не представлено доказательства того, что по результатам аттестации рабочих мест работников Заявителя, их условия труда были признаны вредными либо опасными.
Правила исчисления периодов работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии со ст. 27 и 28 Закона N 173-ФЗ, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 (далее - Правила N 516).
Согласно пункту 5 Правил N 516 в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды работы, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня; в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства (за исключением работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 13 и 19 - 21 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ, а также периоды работ, определяемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации или предусмотренных списками, которые по условиям организации труда не могут выполняться постоянно, исчисляются по фактически отработанному времени (пункт 6 Правил N 516).
В соответствии разъяснениями "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78, 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденными постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 N 29, право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет, в соответствии с которыми под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80% процентов рабочего времени.
Вместе с тем, Управлением не исследован вопрос о фактической занятости работников в условиях труда предусмотренных списком N 2, и ее продолжительности.
Доводы Управления о том, что страховые взносы по дополнительному тарифу и пени правомерно начислены Обществу за период до утверждения специальной оценки условий труда, отклоняются апелляционным судом по следующим основаниям.
Согласно результатам аттестации рабочих мест должностей "производителей работ" и "монтажников по монтажу стальных и железобетонных конструкций", по условиям труда, проведенной в 2013 году, условия труда должностей "производителя работ", и "монтажника по монтажу стальных и железобетонных конструкций", по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса отнесены ко второму классу (допустимые).
При таких обстоятельствах у Заявителя отсутствует обязанность уплачивать с 01.10.2014 по 31.12.2016 страховые взносы по дополнительным тарифам с выплат, произведенных "производителю работ", и "монтажнику по монтажу стальных и железобетонных конструкций".
Управление не приняло во внимание при вынесении оспариваемого решения, что основным условием для применения страхователями дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ является занятость застрахованного лица на видах работ, указанных в пунктах 1-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 29.12.2015 N 404-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) (далее - Закон N 404-ФЗ).
При этом должности "производитель работ" и "монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций" не указаны на видах работ, которые поименованы в пунктах 1-18 части 1 статьи 30 Закона N 404-ФЗ.
В связи с необоснованным доначислением Управлением оспоренных сумм страховых взносов, указанных в решении, также необоснованно начислены соответствующие суммы пеней и штрафных санкций.
При установлении возможности начисления дополнительных взносов необходимо исходить не просто из совпадения наименования должности с должностью, внесенной в Список N 2, а их характера выполняемой работы работника.
Таким образом, апелляционный суд полагает правомерным вывод суда первой инстанции об обоснованности заявленных требований в части признания недействительным решения Управления.
При этом, учитывая отсутствие доказательств исполнения решения Управления, правовые основания для обязания Управления устранить допущенные нарушения отсутствуют, в связи с чем заявленные требования в данной части правомерно оставлены без удовлетворения.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного, апелляционная коллегия полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.06.2018 по делу N А56-5403/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Будылева |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.