13 декабря 2018 г. |
Дело N А56-60341/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Кудина А.Г., Соколовой С.В.,
при участии от акционерного общества "Нордавиа - региональные авиалинии" Болдыревой А.Д. (доверенность от 21.04.2017 N 97),
рассмотрев 12.12.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Нордавиа - региональные авиалинии" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.06.2018 (судья Гуляев С.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2018 (судьи Юрков И.В., Зотеева Л.В., Сомова Е.А.) по делу N А56-60341/2017,
установил:
Акционерное общество (АО) "Нордавиа - региональные авиалинии", место нахождения: 163053, г. Архангельск, Аэропорт Архангельск, д. 4, корп. 1, ОГРН 1042900018908, ИНН 2901126323 (далее - Общество, АО "Нордавиа"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, место нахождения: 190068, Санкт-Петербург, пр. Римского-Корсакова, д. 39, ОГРН 1097847327709, ИНН 7838434432 (далее - Управление), от 12.05.2017 N 05.13-16 об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности на воздушном транспорте.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены АО "Аэропорт Архангельск", место нахождения: 163053, Архангельская обл., г. Архангельск, тер. Аэропорта Талаги, д. 8, ОГРН 1022900525075, АО "Международный аэропорт Шереметьево", место нахождения: 141400, Московская обл., г. Химки, тер. Аэропорта Шереметьево (далее - АО "МАШ"), и Архангельское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта, место нахождения: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, Троицкий пр., д. 60 (далее - Архангельское МТУ Росавиации).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.06.2018 (без учета дополнительного решения от 21.06.2018), оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2018, в удовлетворении заявления Обществу отказано.
АО "Нордавиа" подана кассационная жалоба на указанные судебные акты, в которых был рассмотрен только эпизод вмененного правонарушения, связанный с оформлением пропусков для прохода или перемещения материальных объектов на транспортные средства (воздушные суда) Общества. Дополнительное решение от 21.06.2018, которым частично удовлетворены заявленные Обществом требования, в кассационном порядке не обжалуется.
В кассационной жалобе АО "Нордавиа", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить вынесенные по делу судебные акты и принять новый - об удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, оспариваемые судебные акты приняты без учета представленных Обществом в материалы дела доказательств, а именно: ответов аэропортов, в которых прямо указано, что АО "Нордавиа" не вправе самостоятельно устанавливать свой пропускной и внутриобъектовый режим; суды не учли позицию третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (АО "Аэропорт Архангельск"); судами не была учтена Инструкция по пропускному режиму и внутриобъектовому режиму в аэропорту "Архангельск" от 19.10.2012 N И-018-001, которая регулирует пропускной и внутриобъектовый режим не только на всей территории аэропорта, но и на воздушных судах.
В судебном заседании представитель Общества поддержал приведенные в кассационной жалобе доводы.
Иные участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в период с 19.04.2017 по 12.05.2017 на основании распоряжения от 17.04.2017 N 128-р Управлением была проведена внеплановая документарная проверка по вопросу соблюдения АО "Нордавиа" обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, международных договоров в области гражданской авиации, в том числе в части обеспечения авиационной безопасности, поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов, а также в области обеспечения транспортной безопасности на воздушном транспорте.
В ходе проверки установлено, что АО "Нордавиа" допущены нарушения, выразившееся в неисполнении положений Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N16-ФЗ) и Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта", утвержденных Приказом Минтранса России от 08.02.2011 N 40 (далее - Требования N 40), а именно:
- в плане обеспечения транспортной безопасности транспортное средство (далее - ТС) Боинг 737-500 в качестве приложения отсутствует порядок функционирования инженерно-технических систем обеспечения безопасности, включая порядок передачи данных с таких систем, уполномоченными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта (пункт 5.6.12 Требований N 40);
- на ТС не созданы посты (пункты) управления обеспечением транспортной безопасности (пункт 5.23 Требований N 40);
- не обеспечено накопление, обработка и хранение в электронном виде данных технических средств обеспечения транспортной безопасности и передача указанных данных в соответствии с установленным порядком уполномоченным подразделением федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта (пункт 5.24 Требований N 40);
- в субъекте не установлены единые виды пропусков, действительные для прохода, проезда физических лиц или перемещения материальных объектов в перевозочный и/или технологический секторы зоны транспортной безопасности и/или на критические элементы ТС, а также правила их применения, уничтожения пропусков и допуска владельцев (пункт 5.31 Требований N 40).
По результатам проверки Управлением 12.05.2017 был составлен акт проверки N 05.07-16 и выдано предписание N05.13-16, которым Обществу предложено в срок до 15.11.2017 устранить выявленные нарушения требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности на воздушном транспорте.
Не согласившись с указанным предписанием, АО "Нордавиа" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Суды двух инстанций в полной мере исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, а также их доводы, установили обстоятельства дела и пришли к выводу о необоснованности заявленных АО "Нордавиа" требований и отсутствии правовых оснований для их удовлетворения в части нарушения требований пункта 5.31 Требований N 40.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Общества не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Применительно к статье 1 Закона N 16-ФЗ) АО "Нордавиа" является субъектом транспортной инфраструктуры, использующим на законном основании транспортные средства второй категории, включенные в реестр категорированных объектов и транспортных средств воздушного транспорта, в части воздушных судов, эксплуатируемых обществом.
Транспортная безопасность определена как состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средств (ТС) от актов незаконного вмешательства (пункт 10 статьи 1 Закона N 16-ФЗ).
Закон N 16-ФЗ возлагает обеспечение состояния защищенности ОТИ и ТС от актов незаконного вмешательства на субъекты транспортной инфраструктуры, каковыми выступают юридические лица, индивидуальные предпринимателя и физические лица, являющиеся собственниками ОТИ и (или) ТС или использующие их на ином законном основании (пункт 9 статьи 1 Закона N 16-ФЗ).
В области обеспечения транспортной безопасности названный закон устанавливает обязанности субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков оказывать содействие в выявлении, предупреждении и пресечении актов незаконного вмешательства, установлении причин и условий, способствующих их совершению; незамедлительно информировать в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на ОТИ и ТС (статья 12 Закона N 16-ФЗ).
Требования N 40 определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты ОТИ и ТС воздушного транспорта от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства (пункт 2 Требований N 40).
Оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды признали подтвержденным факт невыполнения Обществом пункта 5.31 Требований N 40, который является обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяется на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на ОТИ и/или ТС.
Приводимый в кассационной жалобе довод Общества о том, что оно не вправе самостоятельно устанавливать свой пропускной и внутриобъектовый режим, был предметом рассмотрения судами и получил надлежащую правовую оценку.
Согласно пункту 5.31 Требований N 40 субъект транспортной инфраструктуры обязан установить единые виды пропусков, действительные для прохода, проезда физических лиц или перемещения материальных объектов в перевозочный и/или технологический секторы зоны транспортной безопасности и/или на критические элементы ОТИ или ТС, а также правила их применения, уничтожения пропусков и допуска владельцев в соответствии с определенным в подпунктах 5.31.1 - 5.31.23 порядком.
Общество в обоснование отсутствия обязанности по установлению единых пропусков в соответствии с пунктом 5.31 Требований N 40 ссылается на Инструкцию по пропускному и внутриобъектному режиму в аэропорту "Архангельск" N И-018-001, утвержденную 19.10.2012 АО "Аэропорт Архангельск".
Однако указанной Инструкцией регламентирована работа аэропорта "Архангельск" и установлены требования к пропускам, предъявляемым для прохода (проезда) в перевозочный сектор, технологический сектор и критические элементы, установленные для данного аэропорта, а не для воздушных судов Общества непосредственно.
В данном случае судами установлено, что сведения об осуществлении допуска лиц и контроль пропускного режима в других аэропортах, где АО "Нордавиа" осуществляет свою деятельность (в том числе в случае нештатной ситуации) не представлены.
Позиция подателя жалобы не основана на требованиях действующего законодательства и имеющихся в материалах дела доказательствах. Иная оценка заявителем установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование закона не означают судебной ошибки.
Констатировав законность и исполнимость обжалуемого предписания (в рассмотренной части) как акта контрольного реагирования уполномоченного органа, суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований Общества.
Поскольку фактические обстоятельства установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а выводы судов основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.06.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2018 по делу N А56-60341/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Нордавиа - региональные авиалинии" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.