Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 декабря 2018 г. N Ф07-15319/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
24 августа 2018 г. |
Дело N А56-60341/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 августа 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Юркова И.В.
судей Зотеевой Л.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Царегородцевым Е.А.
при участии:
от заявителя: Реховская С.И., доверенность от 21.08.2017;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
от 3-х лиц: не явились, извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18768/2018) акционерного общества "Нордавиа - региональные авиалинии" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.06.2018 по делу N А56-60341/2017 (судья Гуляев С.Б.), принятое
по заявлению акционерного общества "Нордавиа - региональные авиалинии"
к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
3-е лицо: акционерное общество "Аэропорт Архангельск"; акционерное общество "Международный аэропорт Шереметьево"; Архангельское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта
о признании недействительным представления
УСТАНОВИЛ:
АО "Нордавиа" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора (далее - Управление) от 12.05.2017 N 05.13-16.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены АО "Аэропорт Архангельск", АО "МАШ", Архангельское МТУ Росавиации.
Решением от 06.06.2018 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе АО "Нордавиа" просит отменить решение суда в связи с тем, что, по его мнению, суд необоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований, поскольку исполнение спорной обязанности возложено на службу безопасности аэропорта; податель жалобы не вправе самостоятельно устанавливать свой пропускной и внутриобъектный режим; судом не в полной мере исследованы представленные в дело доказательства; ссылка на решение суда по делу N А56-49392/2016 не обоснована, поскольку в указанном деле исследовался иной объем доказательств.
Согласно отзыву Управление против удовлетворения жалобы возражает, считает обжалуемое решение суда законным и обоснованным.
В судебном заседании представители АО "Нордавиа" и Управления поддержали свои позиции.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как видно из материалов дела, основанием для выдачи Управлением заявителю предписания от 12.05.2017 N 05.13-16 послужило неисполнение положений Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N16-ФЗ) и Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, утвержденных Приказом Минтранса России от 08.02.2011 N 40 (далее - Требования N40).
Нарушения выявлены в период с 19.04.2017 по 12.05.2017 при проведении Управлением проверки в отношении АО "Нордавиа" и выразились в неисполнении обязательных требований обеспечения транспортной безопасности на воздушном транспорте (пункт 5.31 Требований N 40), а именно в том, что не установлены единые виды пропусков, действительные для прохода, проезда физических лиц или перемещения материальных объектов в перевозочный и/или технологический секторы зоны транспортной безопасности и/или на критические элементы ТС, а также правила их применения, уничтожения пропусков и допуска владельцев.
Результаты проверки отражены в акте от 12.05.2017 N 05.07-16.
Управлением заявителю выдано оспариваемое предписание, которое обжаловано АО "Нордавиа" в судебном порядке.
Исследовав имеющиеся в деле документы и выслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, апелляционный суд не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.
Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами. Полиция на объектах воздушного транспорта осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом "О полиции" (часть 2 статьи 83 Воздушного кодекса Российской Федерации; далее - ВК РФ).
В соответствии с положениями статьи 84 ВК РФ лица, осуществляющие прием, отправку или обслуживание воздушного судна, обязаны принимать меры по обеспечению авиационной безопасности (часть 1). Авиационная безопасность обеспечивается посредством предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома; охраны воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения на воздушные суда посторонних лиц; исключения возможности незаконного провоза на воздушном судне оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и других опасных предметов и веществ и введения особых мер предосторожности при разрешении их провоза; предполетного досмотра, а также послеполетного досмотра в случае его проведения в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса; реализации мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер, в том числе мер, осуществляемых с участием правоохранительных органов; исключения возможности несанкционированного доступа посторонних лиц к беспилотным авиационным системам (часть 2).
Субъект транспортной инфраструктуры обязан установить единые виды пропусков, действительные для прохода, проезда физических лиц или перемещения материальных объектов в перевозочный и/или технологический секторы зоны транспортной безопасности и/или на критические элементы ОТИ или ТС, а также правила их применения, уничтожения пропусков и допуска владельцев (пункт 5.31 Требований N 40).
Транспортная безопасность - это состояние защищенности ОТИ и ТС от актов незаконного вмешательства (пункт 10 статьи 1 Закона N 16-ФЗ).
Обеспечение состояния защищенности ОТИ и ТС от актов незаконного вмешательства Закон N 16-ФЗ возлагает на субъекты транспортной инфраструктуры, каковыми выступают юридические и физические лица, являющиеся собственниками ОТИ и ТС или использующие их на ином законном основании.
Положениями статьи 12 Закона N 16-ФЗ в области обеспечения транспортной безопасности устанавливается обязанность субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков оказывать содействие в выявлении, предупреждении и пресечении актов незаконного вмешательства, а также в ликвидации их последствий, установлении причин и условий их совершения; незамедлительно информировать в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на ОТИ и ТС.
Как правильно указано в обжалуемом решении, положения пункта 5.31 Требований N 40 возлагают обязанность именно на субъект транспортной инфраструктуры (заявителя) применительно либо к ОТИ, либо к ТС, которым он владеет или использует на законном основании. В пункте 5.31 раздела 18.1 Плана обеспечения транспортной безопасности ТС Боинг 737-500, утвержденного заключением Архангельскогшо МТУ Росавиации от 19.03.2014 N 9, регламентирована работа аэропортов Архангельска и Шереметьево, и установлены требования к пропускам, предъявляемым для прохода (проезда) в перевозочный сектор, технологических сектор и критические элементы, установленные для аэропортов Архангельска и Шереметьево, а не для воздушного судна заявителя непосредственно. Сведения об осуществлении допуска лиц и контроль пропускного режима в других аэропортах, где податель жалобы осуществляет свою деятельность (в том числе в случае нештатной ситуации) не представлены.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются коллегией как основанные на неверном толковании положений действующего законодательства.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.06.2018 по делу N А56-60341/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу АО "Нордавиа" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
И.В. Юрков |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.