18 декабря 2018 г. |
Дело N А42-3180/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Мунтян Л.Б., Подвального И.О.,
при участии от федерального государственного унитарного предприятия "Ведомственная охрана Росатома" Архипа А.В. (доверенность от 18.11.2016),
рассмотрев 18.12.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Ведомственная охрана Росатома" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 13.06.2018 (судья Алексина Н.Ю.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2018 (судьи Юрков И.В., Зотеева Л.В., Сомова Е.А.) по делу N А42-3180/2018,
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Ведомственная охрана Росатома" (место нахождения: г. Москва, ул. Расплетина, д. 3; ОГРН 1037706007767; ИНН 7706289940; далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Мурманской области (место нахождения: г. Мурманск, ул. Папанина, д. 25; далее - Управление) от 05.04.2018 N 000028 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 13.06.2018 постановление Управления изменено в части назначения наказания, размер штрафа снижен до 150 000 руб.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 27.08.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить. По мнению подателя жалобы, Управлением допущено нарушение процедуры привлечения к административной ответственности.
В судебном заседании представитель Предприятия доводы жалобы поддержал.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Управления, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Управление на основании приказа от 11.01.2018 N 3 в период с 01.02.2018 по 28.02.2018 провело плановую выездную проверку Предприятия, в ходе которой выявило и отразило в акте от 28.02.2018 N 2/2018 нарушение им требований к обороту гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации.
По указанному факту Управление составило в отношении Предприятия протокол от 22.03.2018 N 51ЛРР350/220318000028 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ, а постановлением от 05.04.2018 N 000028 признало его виновным в совершении данного административного правонарушения, назначив наказание в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Предприятие оспорило постановление о привлечении его к административной ответственности в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Предприятия состава вмененного ему административного правонарушения, однако, оценив характер и конкретные обстоятельства его совершения, снизил размер штрафа до 150 000 руб.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон N 150-ФЗ) хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия. Гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц. Требования к условиям хранения различных видов гражданского и служебного оружия и патронов к нему определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 28 Закона N 150-ФЗ контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, имеют право, в частности, производить осмотр оружия в местах его производства, торговли им, его хранения и уничтожения; требовать от юридических лиц и граждан представления документов (копий), письменной или устной информации, необходимых для выполнения контрольных функций.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12.04.1999 N 288 утверждена Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (далее - Инструкция).
Согласно пункту 125 Инструкции реестры, книги и журналы учета оружия и патронов, предусмотренные в настоящей Инструкции, а также формализованные бланки для автоматизированного учета перед их использованием подлежат обязательной регистрации в подразделениях лицензионно-разрешительной работы.
Как указано в подпункте "г" пункта 127 Инструкции, лицами, ответственными за сохранность оружия, при размещении оружия и патронов в отдельной комнате ведется книга учета посещений объекта и подключений сигнализации на пульт централизованного наблюдения вневедомственной охраны при органах внутренних дел (ПЦН).
В соответствии с пунктом 146 Инструкции в организациях проводятся ежеквартальные (за отчетный период текущего года) сверки соответствия фактического наличия оружия и патронов учетным данным, имеющимся в реестрах, книгах, журналах и иных учетных документах. При отсутствии расхождений в результатах проведенных сверок в книгах учета оружия и патронов производятся отметки с указанием даты их проведения "Сверка проведена. Расхождений нет" и заверяются подписями лиц, проводивших проверку.
В силу пункта 161 Инструкции первые экземпляры акта, инвентаризационной описи, описи номерного учета, сличительной ведомости и другие материалы хранятся в отдельном учетном деле у лица, ответственного за сохранность оружия в организации, вторые - передаются в орган внутренних дел, третьи экземпляры - в хозяйственное подразделение регионального органа внутренних дел, органы внутренних дел, подчиненные ГУТ МВД России, которыми оружие и патроны выданы во временное пользование.
На каждый сейф, пирамиду, шкаф, стеллаж и ящик заводится опись, в которой указываются виды хранящегося оружия, его количество и номера, а также прикрепляется бирка с указанием названия и порядкового номера согласно описи помещения, наименования подразделения (юридического лица), в пользовании которого находится оружие, а также фамилии и инициалов лица, ответственного за сохранность оружия, и номера его печати или оттиска пломбира (пункт 168 Инструкции).
В данном случае судами первой и апелляционной инстанции установлено, что в нарушение требований пунктов 125, 127, 146, 161, 168 Инструкции в командах N N 207, 208, 209 Предприятие в подразделении лицензионно-разрешительной работы не зарегистрировало Книги приема и выдачи оружия и патронов, проверки наличия и технического состояния оружия и патронов, приема (сдачи) дежурств, учета посещений объекта и подключения сигнализации на ПЦН.
Кроме того, команды N N 206 и 207 экземпляры инвентаризационной описи, описи номерного учета, сличительной ведомости проведенной инвентаризации за 2017 год в подразделение лицензионно-разрешительной работы не направили; в команде N 207 Книга учета посещений объекта и подключения сигнализации на ПЦН отсутствовала, в Книге проверки наличия и технического состояния оружия и патронов отметка "Сверка проведена. Расхождений нет" не делается, на бирках сейфов NN 3, 4, 5 фамилия и инициалы лица, ответственного за сохранность оружия не указана.
Административная ответственность за нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий IV и V классов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, предусмотрена частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Приняв во внимание отсутствие доказательств невозможности соблюдения Предприятием упомянутых требований законодательства об оружии в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, соблюдая обычную степень заботливости и осмотрительности, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, с чем согласился и апелляционный суд.
Каких-либо нарушений Управлением процедуры привлечения Предприятия к административной ответственности судами не установлено.
Согласно части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
При подаче кассационной жалобы в порядке, установленном частью 2 статьи 283 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Предприятие предоставило встречное обеспечение в размере 150 000 руб. путем внесения на депозитный счет Арбитражного суда Северо-Западного округа денежных средств в указанном размере по платежному поручению от 02.10.2018 N 2501.
Поскольку кассационная жалоба рассмотрена, денежные средства, внесенные на депозитный счет Арбитражного суда Северо-Западного округа в порядке встречного обеспечения, подлежат возврату Предприятию.
В соответствии с частью 4 статьи 283 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приостановление исполнения обжалуемых судебных актов в связи с окончанием производства в суде кассационной инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 13.06.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2018 по делу N А42-3180/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Ведомственная охрана Росатома" - без удовлетворения.
Приостановление исполнения обжалуемых судебных актов, принятое определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.11.2018, отменить.
Возвратить федеральному государственному унитарному предприятию "Ведомственная охрана Росатома" (место нахождения: г. Москва, ул. Расплетина, д. 3; ОГРН 1037706007767; ИНН 7706289940) денежные средства в размере 150 000 руб., внесенные на депозитный счет Арбитражного суда Северо-Западного округа в порядке встречного обеспечения по платежному поручению от 02.10.2018 N 2501.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.