18 декабря 2018 г. |
Дело N А56-48150/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Кудина А.Г., Соколовой С.В.,
при участии от закрытого акционерного общества "НеФ" Завьялова Р.С. (доверенность от 04.09.2018), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу Полторецкого С.В. (доверенность от 05.12.2018 N 283), от Комитета государственного заказа Ленинградской области Базановой Я.И. (доверенность от 09.01.2018 N 01-17-1/2018), от государственного казенного учреждения Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области" Кузнецова Е.А. (доверенность от 07.03.2018 N 58-2018),
рассмотрев 12.12.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "НеФ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.06.2018 (судья Ресовская Т.М.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2018 (судьи Лопато И.Б., Зотеева Л.В., Семенова А.Б.), по делу N А56-48150/2018,
установил:
Закрытое акционерное общество "НеФ", место нахождения: 198095, Санкт-Петербург, Малая Митрофаньевская ул., д. 3, ОГРН 1027810224386, ИНН 7806002550 (далее - Общество, ЗАО "Неф"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, место нахождения: 191124, г. Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953 (далее - Управление, УФАС), а также к Комитету государственного заказа Ленинградской области, место нахождения: 191124, г. Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1107847230842, ИНН 7842434812 (далее - Комитет) и к Государственному казенному учреждению Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области", место нахождения: 187000, Ленинградская обл., Тосненский р-н, г. Тосно, ш. Барыбина, д.29Ж, ОГРН 1044701899087, ИНН 4716021880 (далее - Учреждение), о признании недействительным решения УФАС от 11.04.2018 по делу N 325-03-2703-РЗ/18; о признании необоснованным и незаконным отклонение заявки ЗАО "НеФ" на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 29.03.2018 N ЭА-125/18; о признании заявки ЗАО "НеФ" на участие в открытом аукционе в электронной форме на право заключения контракта на устройство наружного электроосвещения в Ломоносовском районе Ленинградской области, идентификационный код закупки: 182471602188047160100100640014321243, допущенной к аукциону.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.06.2018, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2018, в удовлетворении заявления Обществу отказано.
В кассационной жалобе ЗАО "Неф" ссылается на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, в связи с чем просит отменить указанные судебные акты и принять новый - об удовлетворении заявления. Общество настаивает на том, что в рассматриваемом случае Учреждением были нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). ЗАО "Неф" считает, что Учреждение в своей аукционной документации установило противоречивые требования к товарам отдельных позиций, содержащие двусмысленность и неопределенность, тем самым спровоцировало ошибки участников закупки при формировании заявок, что в итоге привело к отклонению всех заявок, поданных для участия в аукционе. Кроме того, податель жалобы не согласен с позицией апелляционного суда, который признал наличие со стороны Учреждения факта необъективного описания предмета закупки, однако отказал в удовлетворении заявленных требований Общества ввиду отсутствия возможности восстановления нарушенного права заявителя в рамках рассмотрения настоящего спора. ЗАО "Неф" указывает на то, что свое заявление, а также апелляционную и кассационную жалобы подало в целях обеспечения соблюдения государственным заказчиком требований Закона N 44-ФЗ.
В судебном заседании представитель Общества поддержал приведенные в кассационной жалобе доводы, а представители УФАС, Комитета и Учреждения возражали против ее удовлетворения.
Иные участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, Комитетом был объявлен электронный аукцион (извещение N 0145200000418000169) на право заключения контракта на устройство наружного освещения в Ломоносовском районе Ленинградской области (далее - Аукцион). Заказчиком по данному контракту выступало Учреждение (заказчик).
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 29.03.2018 на участие в Аукционе было подано четыре заявки, в том числе заявка N 3 от ЗАО "НеФ". Заявка Общества отклонена комиссией Учреждения на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ, а также подпункта 2 пункта 12.1.1 Документации об электронном аукционе (далее - Документация) ввиду нарушения участником требований пункта 9.1 указанной Документации и, исходя из Инструкции по заполнению первой части заявки (указание сведений, не соответствующих требованиям Документации).
ЗАО "НеФ" обратилось в УФАС с жалобой на действия аукционной комиссии Учреждения, полагая отклонение своей заявки незаконным.
Решением Управления от 11.04.2018 N 325-03-2703-Р3/18 (далее - Решение УФАС) жалоба Общества признана необоснованной.
Не согласившись с указанным Решением УФАС и с действиями Учреждения по отклонению данной заявки, ЗАО "Неф" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, поддерживая позицию Управления, изложенную в оспоренном Решении УФАС, пришел к выводу о том, что заказчик был вправе включить в упомянутую Документацию такие характеристики товара, которые отвечают потребностям Учреждения, в связи с чем признал отклонение заявки Общества на участие в Аукционе законным и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция, установив наличие в указанной Документации так называемых "формальных ловушек", не согласилась с выводами суда первой инстанции. Однако на основании довода о невозможности восстановления нарушенных прав Общества в рамках настоящего спора апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований заявителя.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу ЗАО "Неф" не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В данном случае заказчиком в спорной Документации было установлено требование для товара позиции N 6 "Провода силовые марки ПВЗ, соответствующие ГОСТ 6323-79": в значении показателя "срок службы проводов" указано - "должен быть не менее 15".
Судами установлено, что Общество в своей заявке значение данного показателя указало: "срок службы проводов - 30 лет".
Относительно товара позиции N 9 "Наконечник кабельный медный под опрессовку луженый, соответствующий ГОСТ 7386-80" в части показателя "Расчетной массы 1000 шт." указано: "должно быть не более 30,0".
В заявке ЗАО "Неф" данное значение указано - 28,9 кг.
Учреждение со ссылкой на Инструкцию по заполнению первой части заявки для участия в электронном аукционе (далее - Инструкция) посчитало отражение указанных показателей товара в заявке Общества несоответствующим требованиям Документации. Учреждение считает, что данные показатели участник Аукциона должен был указать не в конкретных значениях, а лишь повторять дословно указание Документации, а именно: "не менее 15" и "не более 30,0" соответственно.
Однако судом апелляционной инстанции установлено, что Инструкция по своему содержанию имеет противоречивые рекомендации по указанию характеристик товара.
Так, в одном случае Инструкция содержит указание на то, что если в техническом задании установлены требования к максимальным или минимальным значениям показателей товара, то участник закупки указывает конкретные значения показателя; при указании конкретных значений показателей товара (по которым установлены требования к максимальным или минимальным значениям или вариантам значений) не допускается использование слов, словосочетаний с помощью которых заданы требования к минимальным (максимальным) значениям.
В другом случае из положений Инструкции следует, что если требование к значению показателя (характеристики) товара, установленное при описании объекта закупки, не может рассматриваться согласно инструкции по заполнению первой части заявки как требование к максимальному и/или минимальному значению показателей (характеристик) товаров или как требование к вариантам значений показателей (характеристик) товаров, участник закупки указывает значение показателя (характеристики) товара без изменений.
Применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела Учреждение, УФАС и суд первой инстанции расценили, что спорные показатели товара согласно упомянутой Документации не содержат требований к максимальным (минимальным) величинам, а следовательно должны быть указаны в заявке не в конкретных значениях, а в значениях, указанных в Документации: то есть без каких-либо изменений ("не менее 15" и "не более 30,0").
Ввиду названных обстоятельств апелляционная инстанция обоснованно признала отклонение заявки Общества по указанному основанию формальным. При этом апелляционным судом справедливо отмечено, что приведенное выше формирование положений спорной Документации (и в Инструкции, и в Техническом задании), содержащих двусмысленность и неопределенность, имеет своей целью спровоцировать ошибки участников Аукциона при формировании своих заявок, что ведет к ограничению количества участников закупки, а, следовательно, такое описание закупки не может быть признано объективным и отвечающим требованию статьи 33 Закона N 44-ФЗ.
Данный вывод апелляционного суда подтверждается тем обстоятельством, что заявки всех четырех участников Аукциона были отклонены Учреждением по основаниям, аналогичным основанию в отказе от заявки Общества.
Разрешая вопрос о возможном восстановлении нарушенного права ЗАО "Неф", апелляционная инстанция пришла к выводу о том, что в данном конкретном случае такая возможность отсутствует, поскольку спорный Аукцион был признан несостоявшимся, и заказчиком было осуществлено повторное проведение закупки.
Так как удовлетворение заявленных требований не приведет к восстановлению прав и законных интересов ЗАО "НеФ" и не повлечет тех правовых последствий, в целях возникновения которых они были заявлены, то следует признать обоснованным отказ апелляционного суда в удовлетворении заявления Общества по указанному основанию.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.06.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2018 по делу N А56-48150/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "НеФ" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.