20 декабря 2018 г. |
Дело N А21-845/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.12.2018.
Постановление в полном объеме изготовлено 20.12.2018.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Мунтян Л.Б., Подвального И.О.,
рассмотрев 18.12.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального предприятия "Калининградтеплосеть" городского округа "Город Калининград" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 16.05.2018 (судья Залужная Ю.Д.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2018 (судьи Толкунов В.М., Зотеева Л.В., Юрков И.В.) по делу N А21-845/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "МКД Сервис", место нахождения: 236000, Калининград, Театральная улица, дом 27, квартира 4, ОГРН 1093925002423, ИНН 3906204785 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным предписания Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области, место нахождения: 236007, Калининград, улица Дмитрия Донского, дом 1, ОГРН 1163926082253, ИНН 3906999637 (далее - Министерство), от 20.12.2017 N ЖК-2/1005/КАС/1567.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное предприятие "Калининградтеплосеть" городского округа "Город Калининград", место нахождения: 236022, Калининград, Нарвская улица, дом 58, ОГРН 1023901007008, ИНН 3903003375 (далее - Предприятие).
Решением суда первой инстанции от 16.05.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.09.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить.
Участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Министерством по обращению гражданина (по вопросу применяемого порядка расчета размера платы за горячее водоснабжение в МКД N 8-12 по улице 9 Апреля в Калининграде), на основании приказа от 22.11.2017 в отношении Общества была проведена внеплановая документарная проверка.
По результатам проведенной Министерством проверки, оформленной актом 20.12.2017 N ЖК-1/2872/КАС, Обществу 20.12.2017 выдано предписание N ЖК-2/1005/КАС/1567 по устранению выявленных нарушений лицензионных требований.
Министерство посчитало, что Общество нарушило требования пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), подпункт "ж" пункта 4 Правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), подпункт "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110.
Обществу предписано произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению за период с июля по сентябрь 2017 года всем жильцам (собственникам/нанимателям) МКД N 8-12 по улице 9 Апреля в Калининграде согласно пункту 42 Правил N 354 исходя из действующего норматива на горячую воду для населения; предоставить Министерству заверенные копии платежных документов, свидетельствующих об осуществлении перерасчетов в срок до 30.02.2018.
Общество не согласилось с предписанием Министерства, в связи с чем обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды пришли к выводу о законности предписания и отказали в удовлетворении заявления.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 1 статьи 157 данного Кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, нормативов потребления коммунальных услуг.
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил.
Как предусмотрено пунктом 54 Правил N 354, в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20(1) приложения N 2 к настоящим Правилам как сумма 2 составляющих: произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду; произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.
В данном случае суды первой и апелляционной инстанции, отказывая Обществу в удовлетворении заявления, пришли к выводу о том, что указанный многоквартирный дом оборудован централизованной системой горячего водоснабжения.
При этом суды руководствовались данными, содержащимися в техническом паспорте МКД, в заключенном между Предприятием и Обществом договоре от 03.10.2016 N 2151/ДУО снабжения тепловой энергией через присоединенную сеть.
Исходя из этого, суды пришли к выводу о том, что размер платы за горячее водоснабжение в многоквартирном доме следует определять по правилам, установленным для многоквартирных домов, оборудованных централизованной системой горячего водоснабжения по утвержденному для потребителей тарифу на горячую воду, в соответствии с пунктом 42 Правил N 354.
Между тем понятие нецентрализованной и централизованной систем горячего водоснабжения приведено в статье 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ): под нецентрализованной системой понимаются сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно (пункт 12), а под централизованной системой - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (пункт 27).
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, согласно которым тепловой пункт, предназначенный для присоединения систем теплопотребления одного здания или его части, является индивидуальным, а для присоединения систем теплопотребления двух и более зданий - центральным тепловым пунктом.
Возможность использования тепловой энергии, электрической энергии, газа при самостоятельном приготовлении горячей воды для обеспечения горячего водоснабжения объекта с использованием индивидуальных тепловых пунктов предусмотрена пунктом 57 Правил горячего водоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 642.
Общество при обращении с заявлением в арбитражный суд сослалось на то, что в спорном МКД отсутствует централизованное горячее водоснабжение, горячее водоснабжение осуществляется при помощи ИТП.
В деле имеется технический паспорт абонентского теплового пункта в пункте 9 (схема теплового пункта) указано, что водоподогрев - двухступенчатый последовательный.
Исходя из договора N 2151/ДУО в спорный МКД осуществляется поставка ресурса - тепловая энергия, поставка горячей воды в данный дом не осуществляется.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции полагает, что вывод судов о том, что система горячего водоснабжения МКД не может считаться нецентрализованной не соответствует фактическим обстоятельствам, сделан без учета оценки всех имеющихся в деле доказательств. Данное обстоятельство, имеющее значение для правильного разрешения спора требует дополнительного исследования, в связи с чем решение и постановление апелляционного суда в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калининградской области.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, дать надлежащую оценку доводам лиц, участвующих в деле и представленным доказательствам, принять законное и обоснованное решение, а также распределить судебные расходы, в том числе по кассационной жалобе.
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 16.05.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2018 по делу N А21-845/2018 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калининградской области.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.