24 декабря 2018 г. |
Дело N А21-12740/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.12.2018.
Постановление в полном объеме изготовлено 24.12.2018.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б.,
рассмотрев 18.12.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно - эксплуатационный участок 12Ц" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.04.2018 (судья Зинченко С.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2018 (судьи Сомова Е.А., Зотеева Л.В., Протас Н.И.) по делу N А21-12740/2017,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок 12Ц", место нахождения: 236000, Калининград, улица Карла Маркса, дом 56, ОГРН 1083925038845, ИНН 3904604442 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании предписания Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области, место нахождения: 236007, Калининград, улица Дмитрия Донского, дом 1, ОГРН 1163926082253 (далее - Министерство), от 22.11.2017 N ЖК-2/859/ЖСА.
Решением суда первой инстанции от 28.04.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.07.2018, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить.
Участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, в связи с поступлением обращения, приказом от 26.10.2017 N 2548 в отношении Общества была проведена внеплановая документарная проверка в рамках лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В ходе проверки Министерством было установлено нарушением Обществом положений части 7 статьи 156, части 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 3 подпунктов а, б "Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110; пункта 4 подпункта ж "Правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, а также нарушения пункта 3.2.4 договора управления многоквартирным домом 6-12 по Банковской улице в Калининграде, в части повышения платы за содержание жилья свыше индекса потребительских цен, без решения собственников многоквартирного дома.
Предписанием Министерства от 22.11.2017 N ЖК-2/859/ЖСА предложено в срок до 30.12.2017 произвести перерасчет платы за содержание жилья согласно утвержденному собственниками тарифу 12,10 руб. за 1 кв. м по спорному многоквартирному дому без учета базового индекса роста потребительских цен (индекса инфляции по субъекту РФ по данным Росстата) за весь период производившихся начислений; произвести перерасчет платы за обслуживание индивидуального теплового пункта по многоквартирному дому путем снятия начислений за все время начисления; произвести перерасчет платы за обслуживание общедомового прибора учета по многоквартирному дому путем снятия начислений за все время начисления, предоставить в Департамент жилищного контроля и надзора Министерства копии заверенных платежных документов, свидетельствующих об осуществлении перерасчета.
Общество не согласилось с предписанием Министерства, в связи с чем обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды пришли к выводу о законности предписания и отказали в удовлетворении заявления.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 АПК РФ действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды установили, и заявитель жалобы не оспаривает, что предписание выдано Министерством в пределах предоставленных ему законодательством полномочий.
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную и горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 Жилищного кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7 статьи 156 ЖК РФ).
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) (часть 4 статьи 158 ЖК РФ).
Жилищный кодекс Российской Федерации и иные нормативные правовые акты, регулирующие жилищные отношения, не предусматривают возможность одностороннего изменения управляющей организацией размера платы за содержание жилого помещения.
В пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснено, что управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 и 8 статьи 162 Жилищного кодекса, пункт 1 статьи 310, пункт 1 статьи 432, статьи 450 - 453 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В данном случае судами установлено, что Общество в отсутствии решения выставило собственникам плату за содержание жилья за февраль 2015 года из расчета 13,66 руб. за 1 кв.м., а за январь 2017 года - их расчета 15,26 руб. за 1 кв.м.
Решением собственников помещений в спорном многоквартирном доме от 23.11.2013 размер платы за управление, содержание и ремонт общего имущества дома определен в размере 12,10 руб. (в том числе 0,28 руб. за обслуживание индивидуального теплового пункта с момента его фактического приема в состав общего имущества) за 1 кв.м.
Индивидуальный тепловой пункт принят в состав общего имущества дома на основании приказа Общества от 24.11.2014 N 182.
Исходя из того, что нормами жилищного законодательства, имеющего приоритет по отношению к нормам гражданского законодательства при регулировании жилищных отношений, не предусматривается право управляющих организаций на одностороннее изменение размера платы за содержание общего имущества по договору, заключенному с гражданами-потребителями, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о законности и обоснованности оспариваемого предписания.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов и не свидетельствуют о неправильном применении ими норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.04.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2018 по делу N А21-12740/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно - эксплуатационный участок N 12Ц" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Жилищный кодекс Российской Федерации и иные нормативные правовые акты, регулирующие жилищные отношения, не предусматривают возможность одностороннего изменения управляющей организацией размера платы за содержание жилого помещения.
В пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснено, что управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 и 8 статьи 162 Жилищного кодекса, пункт 1 статьи 310, пункт 1 статьи 432, статьи 450 - 453 Гражданского кодекса Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 декабря 2018 г. N Ф07-13795/18 по делу N А21-12740/2017