21 декабря 2018 г. |
Дело N А52-486/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.12.2018.
Полный текст постановления изготовлен 21.12.2018.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боголюбовой Е.В., судей Власовой М.Г. и Малышевой Н.Н.,
при участии 18.12.2018 от муниципального предприятия города Пскова "Псковские тепловые сети" Петровой А.В. (доверенность от 02.04.2018), Максимовой Е.В. (доверенность от 02.04.2018) и Дешкина М.В. (доверенность от 08.06.2018), а 20.12.2018 - Максимовой Е.В. и Петровой А.В., от общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Пароменское" 18.12.2018 Гусева В.Н. (доверенность от 09.08.2017),
рассмотрев 18.12.2018 и 20.12.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального предприятия города Пскова "Псковские тепловые сети" на решение Арбитражного суда Псковской области от 14.06.2018 (судья Циттель С.Г.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2018 (судьи Холминов А.А., Моисеева И.Н., Рогатенко Л.Н.) по делу N А52-486/2018,
установил:
Муниципальное предприятие города Пскова "Псковские тепловые сети", место нахождения: 180017, город Псков, Спортивная улица, дом 3а, ОГРН 1026000975087, ИНН 6027044260 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Псковской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Пароменское", место нахождения: 180007, город Псков, улица Киселева, дом 8, ОГРН 1076027009563, ИНН 6027108161 (далее - Общество), о взыскании 1 689 652 руб. 62 коп. долга за поставленную на общедомовые нужды горячую воду за январь - май, август - октябрь 2017 года.
Решением от 14.06.2018, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2018, иск удовлетворен частично, с общества в пользу Предприятия взыскано 161 014 руб. 17 коп. задолженности; в удовлетворении иска в остальной части отказано.
В кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение. По мнению подателя жалобы, при наличии в многоквартирном доме коллективного (общедомового) прибора учета (ОПУ) объем коммунального ресурса в виде горячей воды должен определяться исходя из показаний ОПУ, а управляющая домом организация обязана надлежащим образом исполнять обязанности по содержанию общедомового имущества и возместить ресурсоснабжающей организации фактический объем потребленного ресурса.
Общество в отзыве на кассационную жалобу просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании 18.12.2018 представители Предприятия поддержали доводы жалобы, а представитель Общества против ее удовлетворения возражал.
В судебном заседании 18.12.2018 объявлен перерыв до 09 ч 45 мин 20.12.2018.
От Предприятия 19.12.2018 поступило ходатайство об участии в судебном заседании путем использования видеоконференц-связи, однако ввиду отсутствия технической возможности по ее осуществлению ходатайство отклонено.
От Предприятия также поступило дополнительное нормативное обоснование позиции по делу.
После перерыва судебное заседание продолжено в том же судебном составе.
Представители Предприятия поддержали ранее занятую позицию. Представитель Общества в судебное заседание не явился.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, по договору теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения от 28.12.2011 N 2041/420-11 (далее - Договор) Предприятие обязалось поставлять Обществу через присоединенную тепловую сеть коммунальные ресурсы на объекты теплоснабжения для предоставления коммунальных услуг отопления и (или) горячего водоснабжения потребителям коммунальных услуг на объектах теплоснабжения, а Общество - принимать и своевременно оплачивать потребляемые коммунальные ресурсы.
В соответствии с Договором и договорами на управление многоквартирными домами, заключенными с собственниками жилых помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении Общества плату за тепловую энергию, горячую воду, потребленные за расчетный период потребителями коммунальных услуг в жилых помещениях, рассчитанную по тарифам на тепловую энергию, горячую воду для населения, жильцы перечисляют непосредственно на расчетный счет Предприятия, а оплату потребляемых коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества производит управляющая организация.
Часть обслуживаемых многоквартирных домов, управление которыми осуществляет Общество, оборудованы ОПУ.
Предприятие в период с января по май 2017 года и с августа по октябрь 2017 года поставило Обществу коммунальные ресурсы и направило последнему акты, счета-фактуры, расшифровки расчетов по приборам учета на 2 212 547 руб. 71 коп. Объем коммунального ресурса горячего водоснабжения, используемого в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, подлежащий ежемесячной оплате управляющей организацией, определен исходя из разницы между объемом коммунальных ресурсов, определяемых по показаниям ОПУ коммунальных ресурсов, и объемом коммунальных услуг, подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354); при этом применена формула в соответствии с подпунктом "г" пункта 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124). Объем коммунального ресурса в многоквартирных домах, не оборудованными ОПУ, определен исходя из норматива потребления коммунального ресурса, используемого в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также установленных тарифов.
Общество возражало против порядка начисления платы за потребляемые коммунальные ресурсы. Управляющая организация считает, что правильным является расчет в виде произведения норматива коммунального ресурса на площадь общего имущества и ошибочным - расчет, основанный на разнице показаний ОПУ и объемов воды, выставленных населению (аналогично с расчетом компонента на тепловую энергию). Направленные Предприятием документы Общество возвратило, перечислив плату частично.
Ссылаясь на указанные обстоятельства и наличие задолженности, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) абонент обязан оплатить принятую им через присоединенную сеть энергию.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
Если подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляются в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, то эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации, далее - ЖК РФ). В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.
В силу статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Управляющие компании в силу статей 161, 162 ЖК РФ должны предоставлять собственникам помещений в многоквартирных домах весь комплекс коммунальных услуг, в том числе приобретать коммунальные ресурсы в виде горячей воды для содержания мест общего пользования многоквартирных жилых домов, и не могут осуществлять только часть функций управления.
При выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом управляющей организацией последняя на основании подпунктов 2 и 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно исходя из степени благоустройства многоквартирного дома. Заключение управляющей организацией соответствующего договора поставки коммунальных ресурсов обусловлено наличием у нее цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления.
В силу прямого указания пункта 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В силу пункта 44 Правил N 354 распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды (ОДН), не может превышать объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления услуги.
Исключением является наличие соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о распределении "сверхнормативного" объема между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения в доме.
Если указанное решение не принято, то "сверхнормативный" объем коммунальной услуги исполнитель (управляющая организация, ТСЖ, ЖСК) оплачивает за счет собственных средств.
Из нормативного содержания взаимосвязанных положений частей 1, 2.1, 2.3 статьи 161 и части 2 статьи 162 ЖК РФ, раскрывающих понятие договора управления многоквартирным домом, целей и способов управления многоквартирным домом, следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме.
В связи с этим отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, над нормативом коммунальной услуги на ОДН в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).
Поскольку общими собраниями собственников помещений в спорных многоквартирных домах не приняты решения о распределении указанного объема коммунальной услуги между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения, ответчик является обязанным лицом по оплате превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, определенного исходя из показаний общедомового прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. Таким образом, ответчик должен оплатить стоимость разницы между объемом горячей воды, поступившей в многоквартирные дома и оплаченным гражданами объемом.
Таким образом, в силу положений действующего законодательства Общество обязано оплатить стоимость сверхнормативного объема ресурса в виде горячей воды, поставленной на общедомовые нужды многоквартирных домов, находящихся в ее управлении, поскольку на него как на управляющую компанию возлагаются последствия ненадлежащего исполнения мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом, в том числе надлежащему содержанию общедомового имущества (инженерных коммуникаций), выявлению несанкционированного подключения, безучетного потребления коммунальных услуг, по контролю за правильностью определения объема коммунальных ресурсов в помещениях, где индивидуальные приборы учета отсутствуют.
Ограничение платы, вносимой гражданами-потребителями в соответствии с пунктом 40 Правил N 354 в качестве платы за коммунальные ресурсы (услуги), потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме, на управляющие организации не распространяется.
Изложенное соответствует правовой позиции указанной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2018 N 306-ЭС18-10584.
При таких обстоятельствах следует признать, что решение и постановление приняты судами при неправильном применении норм материального права.
Поскольку спор в отношении объема потребленного ресурса между сторонами отсутствовал, а касался порядка определения платы, суд кассационной инстанции, руководствуясь положениями статьи 70, пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ, находит возможным, не направляя дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт - о полном удовлетворении иска.
При подаче иска Предприятие уплатило 13 020 руб. государственной пошлины, а затем, увеличив исковые требования, не уплатило пошлину. Суд первой инстанции при частичном удовлетворении иска распределил уплаченную пошлину и взыскал с Предприятия в доход федерального бюджета 14 028 руб. государственной пошлины.
Судебные расходы Предприятия по уплате государственной пошлины за рассмотрение иска, апелляционной и кассационной жалоб в силу статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на Общество.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 14.06.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2018 по делу N А52-486/2018 отменить.
Иск удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Пароменское", место нахождения: 180007, город Псков, улица Киселева, дом 8, ОГРН 1076027009563, ИНН 6027108161, в пользу муниципального предприятие города Пскова "Псковские тепловые сети", место нахождения: 180017, город Псков, Спортивная улица, дом 3а, ОГРН 1026000975087, ИНН 6027044260, 1 689 652 руб. 62 коп. задолженности, 13 020 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по иску и 6000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной и кассационной жалобам.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Пароменское" место нахождения: 180007, город Псков, улица Киселева, дом 8, ОГРН 1076027009563, ИНН 6027108161, в доход федерального бюджета 14 028 руб. государственной пошлины.
Председательствующий |
Е.В. Боголюбова |
Судьи |
Е.В. Боголюбова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из нормативного содержания взаимосвязанных положений частей 1, 2.1, 2.3 статьи 161 и части 2 статьи 162 ЖК РФ, раскрывающих понятие договора управления многоквартирным домом, целей и способов управления многоквартирным домом, следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме.
В связи с этим отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, над нормативом коммунальной услуги на ОДН в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).
...
Ограничение платы, вносимой гражданами-потребителями в соответствии с пунктом 40 Правил N 354 в качестве платы за коммунальные ресурсы (услуги), потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме, на управляющие организации не распространяется.
Изложенное соответствует правовой позиции указанной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2018 N 306-ЭС18-10584."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 декабря 2018 г. N Ф07-16037/18 по делу N А52-486/2018