25 декабря 2018 г. |
Дело N А26-1355/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Захаровой М.В., Чуватиной Е.В.,
при участии от Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия Клюквиной Ю.Н. (доверенность от 25.01.2018 N 43-д),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.06.2018 (судья Лайтинен В.Э.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2018 (судьи Желтянников В.И., Полубехина Н.С., Тимухина И.А.) по делу N А26-1355/2018,
установил:
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, место нахождения: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24, ОГРН 1071001000828, ИНН 1001016090 (далее - Министерство природных ресурсов), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к администрации Нововилговского сельского поселения, место нахождения: 185506, Республика Карелия, Прионежский р-н, пос. Новая Вилга, Центральная ул., д. 5, ОГРН 1051002321237, ИНН 1020011620 (далее - Администрация поселения), об обязании в течение пятнадцати дней со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на гидротехническое сооружение с кадастровым номером 10:20:0050101:95, расположенное по адресу: Республика Карелия, Прионежский р-н.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Прионежского муниципального района, место нахождения: 185506, Республика Карелия, Прионежский р-н, пос. Новая Вилга, Центральная ул., д. 5, ОГРН 1051002321787, ИНН 1020011676; Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, место нахождения: 185035, Ресублика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Герцена, д. 13, ОГРН 1031000016850, ИНН 1001040110.
Решением от 16.06.2018 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2018 данное решение оставлено без изменения.
Министерство природных ресурсов в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. По мнению подателя жалобы, поскольку в силу закона только орган местного самоуправления вправе подать заявление о признании права муниципальной собственности на гидротехническое сооружение, признанное бесхозяйным объектом недвижимого имущества, этот орган не вправе отказаться от бесхозных вещей; бездействие Администрации поселения приводит к тому, что истец вынужден принимать меры по обеспечению безопасности спорного объекта.
Администрация поселения в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, указывая, что из законодательства не следует обязанность органа местного самоуправления сельского поселения обратиться в суд за признанием права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь; обеспечение безопасности бесхозяйных гидротехнических сооружений на территории Республики Карелия нормативными правовыми актами отнесено к полномочиям Министерства природных ресурсов; в муниципальную собственность сельского поселения не может быть принято имущество, находящееся на землях, которые относятся к разным категориям и принадлежат различным собственникам.
В судебном заседании представитель Министерства природных ресурсов поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 22.12.2016 по заявлению Администрации поселения принято на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества гидротехническое сооружение - Лососинская плотина с кадастровым номером 10:20:0050101:95 по адресу: Республика Карелия, Прионежский р-н, от права собственности на которую отказался собственник - акционерное общество "Норд Гидро".
Министерство природных ресурсов, считая, что по истечении одного года с момента принятия плотины на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости Администрация поселения обязана была совершить действия по принятию объекта в муниципальную собственность, ссылаясь на то, что вследствие бездействия Администрации поселения вынуждено обеспечивать безопасность гидротехнического сооружения, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Согласно статье 3 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее - Закон о гидротехнических сооружениях) под гидротехническими сооружениями понимаются, в частности, плотины, иные сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, регулируются Законом о гидротехнических сооружениях, который устанавливает также обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.
Статьей 5 названного Закона на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений возложены разработка и реализация региональных программ обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, в том числе гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался и которые находятся на территориях субъектов Российской Федерации; обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, а также капитальный ремонт, консервация и ликвидация гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался и которые находятся на территориях субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в силу прямого указания Закона о гидротехнических сооружениях обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, в том числе и бесхозяйных, отнесено к полномочиям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится сооружение, а не органа местного самоуправления.
Как установлено судами, спорное гидротехническое сооружение - Лососинская плотина, состоящая из нескольких элементов, - расположено на нескольких земельных участках, относящихся к различным категориям земель, в том числе к землям лесного фонда, и принадлежащих разным собственникам; не находится на территории какого-либо населенного пункта Нововилговского сельского поселения и не включена в систему водоснабжения п. Новая Вилга Прионежского района.
При таких обстоятельствах суды, исходя из того, что статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено право, а не обязанность органа местного самоуправления обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь, с учетом приведенных выше положений законодательства правомерно пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска Министерства природных ресурсов.
Доводы подателя жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают вывод судов об отсутствии оснований для возложения на Администрацию поселения по иску Министерства природных ресурсов не предусмотренной каким-либо законом обязанности обратиться в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное гидротехническое сооружение. Напротив, обязанность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится бесхозяйное гидротехническое сооружение, принимать меры по обеспечению безопасности такого гидротехнического сооружения предусмотрена Законом о гидротехнических сооружениях.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.06.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2018 по делу N А26-1355/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.