25 декабря 2018 г. |
Дело N А56-115519/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
рассмотрев 24.12.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Березовский леспромхоз" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2018 по делу N А56-115519/2017 (судьи Изотова С.В., Тимухина И.А., Полубехина Н.С.),
установил:
Министерство лесного хозяйства Кировской области, место нахождения: 610020, Кировская область, г. Киров, ул. Пятницкая, д. 32, ОГРН 1074345003963, ИНН 4345164254 (далее - истец, Министерство) обратилось в арбитражный суд с иском к открытому акционерному обществу "Березовский леспромхоз", место нахождения: 197183, Санкт-Петербург, ул. Дибуновская, д. 11, кв. 9, ОГРН 1024300861507, ИНН 4323000051 (далее - ответчик, Леспромхоз) о взыскании с ответчика 3 664 494 руб. задолженности по договору аренды от 11.06.2008 N 21-23 в федеральный бюджет.
Леспромхоз обратился со встречным исковым заявлением, в котором просил взыскать с Министерства 1 123 145 руб. неосновательного обогащения в виде переплаты по арендной плате в областной бюджет Кировской области по договору аренды за период с 15.11.2014 по 15.09.2017, снизить размер арендной платы за период с 15.11.2014 по 15.09.2017 соразмерно уменьшению максимального объема изъятия, установленного договором, на общую сумму 2 521 349 руб.
Определением от 17.04.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Договор N 23" (далее - ООО "Договор N 23").
Решением от 31.05.2018 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области (судья Васильева Н.В.) удовлетворил иск Министерства в части взыскания задолженности по арендной плате в размере 1 123 145 руб., в остальной части в иске отказал, удовлетворил встречный иск Леспромхоза в части взыскания 1 123 145 руб. неосновательного обогащения, снизил размер арендной платы по договору аренды лесного участка за период с 15.11.2014 по 15.09.2017 на сумму 2 541 349 руб.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2018 решение суда первой инстанции от 31.05.2018 изменено, иск Министерства удовлетворен в полном объеме: с ОАО "Березовский леспромхоз" в пользу Министерства взыскано 3 664 494 руб. задолженности по договору аренды от 11.06.2008 N 21-23 в федеральный бюджет, встречный иск удовлетворен частично - с Министерства в пользу ОАО "Березовский леспромхоз" взыскано 1 123 145 руб. неосновательного обогащения, 24 231 руб. судебных расходов. В остальной части требований ОАО "Березовский леспромхоз" отказано.
Судом апелляционной инстанции также произведен зачет встречных исковых требований в результате которого с ОАО "Березовский леспромхоз" в пользу Министерства взыскано 2 517 118 руб.
Судебные расходы по первоначальному иску в размере 41 322 руб. и 3000 руб. за подачу апелляционной жалобы возложены на ОАО "Березовский леспромхоз".
В кассационной жалобе ОАО "Березовский леспромхоз" просит проверить законность постановления апелляционной инстанции в связи с несоответствием выводов суда о применении нормы права имеющимся в деле доказательствам.
По мнению подателя жалобы, судом не дана оценка распоряжению Министерства от 23.12.2009 N 1289, извлечению из проекта освоения лесов по договору от 11.06.2008 N 21-23 и расчету, содержащемуся в дополнительном соглашении от 01.12.2010 N 2.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство просит постановление апелляционного суда оставить без изменения. кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке в пределах доводов кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, рассматриваемый в настоящем деле договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, от 11.06.2008 N 21-23 (далее - договор от 11.06.2008 N 21-23) заключен по результатам лесного конкурса от 27.10.2005 N 22-3 и в целях приведения договора аренды участка лесного фонда Российской Федерации от 14.11.2005 N 23 в соответствие с Лесным Кодексом Российской Федерации (далее- ЛК РФ).
Из протокола о результатах лесного конкурса от 27.10.2005 N 22-3 следует, что предметом лесного конкурса являлось право на заключение договора аренды участка лесного фонда, расположенного в ФГУ "Опаринский лесхоз", Опаринском лесничестве, кварталах 1-3, 5, 6, 16-22, 49-53, 73, 74, 82-84, 92, 96, 98, 99, 107, 109, 111-115 сроком на 25 лет; вид и объем разрешенных лесных пользований: заготовка древесины по главному пользованию 108,9 тыс. куб. м.
Договором аренды от 14.11.2005 N 23 определен размер арендной платы: 3484,8 тыс. руб. за весь рассчитанный ежегодный объем лесопользования - 108,9 тыс. куб. м, в том числе рассчитанный по минимальным ставкам лесных податей -2487,3 тыс. руб.
При приведении договора в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, в договоре от 11.06.2008 N 21-23 арендная плата на момент его подписания составила 4 014 880 руб. в год.
Приложением N 3 к договору от 11.06.2008 N 21-23 определен ежегодный объем древесины равный 109,1 тыс. куб.м.
Впоследствии между Департаментом и ОАО "Березовский леспромхоз" заключены дополнительные соглашения к договору от 11.06.2008 N 21-23: от 17.11.2008 N 1, от 01.12.2010 N 2 и от 04.06.2015 N 3.
В соответствии дополнительным соглашением от 01.12.2010 N 2 изменен объем использования лесов на арендуемом лесном участке до 93,24 тыс. куб.м., а также согласован ежегодный размер арендной платы с 23.12.2009 в сумме 3 760 657 руб.
Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционным судом со ссылкой на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.05.2014 N 1021-О, положения статей 73.1, 74 Лесного кодекса Российской Федерации сделан вывод об отсутствии возможности изменения условий договоров аренды лесного участка, заключенных на торгах, на основании соглашения сторон такого договора.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежат удовлетворению в силу следующего.
Согласно части 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено данным Кодексом, другими федеральными законами.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 3 статьи 71 Лесного кодекса).
В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Частью 1 статьи 73 ЛК РФ закреплено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 данной статьи.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 Лесного кодекса).
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 (далее - Постановление N 310).
Таким образом, минимальный размер арендной платы по договорам аренды лесных участков, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными в статье 73 ЛК РФ, относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна устанавливаться с учетом применимой в соответствии с законодательством Российской Федерации ставки арендной платы, указанной в Постановлении N 310.
Как разъяснено в абзаце 3 пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", согласно пункту 2 статьи 614 Гражданского кодекса размер арендной платы в договоре аренды может быть установлен, в частности, в виде платежей, вносимых периодически или единовременно, а также может предусматриваться сочетание различных способов определения арендной платы. В связи с этим допускается установление арендной платы таким образом, когда государственное регулирование относится лишь к одному или нескольким элементам предусмотренного в договоре порядка определения размера арендной платы, при этом другие элементы платы утверждаются по результатам торгов, если это не противоречит порядку проведения торгов, установленному в соответствии с федеральным законом.
На момент проведения лесного конкурса и заключения по его результатам договора аренды от 14.11.2005 N 23 действовал Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.1997 (далее - Лесной кодекс 1997 года).
Согласно статье 34 Лесного кодекса 1997 года и пункту 7 Положения об аренде участков лесного фонда, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.1998 N 345 (далее - Положение об аренде) участки лесного фонда предоставляются в аренду на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемых по представлению территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством или по результатам лесных конкурсов.
При предоставлении участков лесного фонда в аренду по результатам лесных конкурсов участки лесного фонда выставляются на лесные конкурсы по решениям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемым по представлению территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают составы комиссий по проведению лесных конкурсов. Организация и проведение лесных конкурсов осуществляются территориальными органами федерального органа управления лесным хозяйством в порядке, определяемом указанным федеральным органом, в соответствии с Лесным кодексом и гражданским законодательством. Информация о проведении лесных конкурсов публикуется в средствах массовой информации (пункт 13 Положения об аренде).
Гражданин или юридическое лицо, выигравшее лесной конкурс, и организатор лесного конкурса подписывают протокол о результатах лесного конкурса. На основании протокола лицо, выигравшее лесной конкурс, и арендодатель в указанный в протоколе срок заключают договор аренды участка лесного фонда (пункт 14 Положения об аренде).
Лесной кодекс Российской Федерации введен в действие с 01.01.2007 статьей 1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ).
В силу частей 1 и 2 статьи 4 Закона N 201-ФЗ договоры аренды участков лесного фонда должны были быть приведены в соответствие с Лесным кодексом в порядке переоформления договора в срок до 01.01.2009. Для приведения договора аренды участка лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка.
Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом устанавливает уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (часть 6 статьи 4 Закона N 201-ФЗ).
Как следует из пункта 10 Порядка, при приведении договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом не допускается изменение в одностороннем порядке ранее установленных объемов лесопользования, а также размера арендной платы.
При переоформлении договоров аренды участков лесного фонда на договоры аренды лесных участков размер арендной платы определяется по правилам статьи 73 Лесного кодекса, ставками платы за единицу объема лесных ресурсов и ставками платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденными Постановлением N 310 (пункт 11 Порядка).
По смыслу статьи 74 ЛК РФ (в редакции на 13.05.2008) приоритет имеет заключение договоров аренды лесных участков на торгах, условия которых не подлежали изменению.
Как следует из приведенных норм права, учитывая невозможность прекращения лесопользования по договорам, заключенным на длительный срок, процедура переоформления договора аренды участка лесного фонда в договор аренды лесного участка была направлена на приведение договора, заключенного по правилам Лесного кодекса 1997 года, в соответствие с новым Лесным кодексом.
При этом законодатель сохранил условия договоров в части арендаторов, объемов лесопользования, а также размера арендной платы, сформировавшиеся на торгах, и обязал привести в соответствие с новым законом иные условия договоров.
В соответствии с частью 2 статьи 74 ЛК РФ при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам торгов изменение условий аукциона на основании соглашения сторон или по требованию одной из сторон не допускается.
Согласно части 2 статьи 74.1 ЛК РФ изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 настоящего Кодекса.
Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка (часть 3 статьи 74.1 ЛК РФ).
Судами установлено и не оспаривается сторонами, что при приведении договора от 14.11.2005 N 23 в соответствие с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации и заключения договора от 11.06.2008 N 21-23, объем использования лесов и размер арендной платы соответствовали условиям аукциона и статье 73 ЛК РФ.
Вместе с тем, внесение арендной платы ОАО "Березовский леспромхоз" осуществлялось с учетом дополнительного соглашения от 01.12.2010 N 2, то есть в размере меньшем, чем предусмотрено договором от 11.06.2008 N 21-23, в связи с чем и возникла задолженность арендатора по договору от 11.06.2008 N 21-23 в сумме 3 664 494 руб.
В данном случае судом апелляционной инстанции установлено, что внесение изменений в договор осуществлено в отсутствие решения суда, следовательно, соглашения об изменении размера арендной платы заключены сторонами в нарушение положений части 3 статьи 74.1 ЛК РФ.
Суд правомерно исходил из того, что договорная обязанность Общества как арендатора вносить арендную плату в установленных порядке и размере определена условиями проведенного аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, рассматриваемого договора аренды, требованиями статей 309, 310, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Факт имеющейся у арендатора переплаты по арендной плате сверх минимальных ставок, поступающей в бюджет Кировской области, в размере 1 123 145 руб. подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается. Вывод апелляционного суда об удовлетворении встречного иска в этой части является обоснованным.
Заявленное во встречном иске требование о снижении арендной платы за период с 15.11.2014 по 15.09.2017 на сумму 2 541 349 руб. соразмерно уменьшению максимального объема изъятия, установленного договором, правомерно оставлено судом апелляционной инстанции без удовлетворения.
Частью 4 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено право арендатор потребовать соответственного уменьшения арендной платы, если в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, условия пользования, предусмотренные договором аренды, или состояние имущества существенно ухудшились.
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Апелляционным судом верно указано на отсутствие со стороны ответчика доказательств существенного ухудшения условий пользования арендуемым лесным участком.
Доказательств того, что арендатор не мог использовать лесные ресурсы в объеме 108,9 тыс.куб.м. суду не представлено.
При изложенных обстоятельствах, выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям искового производства.
Довод подателя жалобы об отсутствии оценки судом доказательств по делу является голословным и опровергается выводами суда, содержащимися в мотивировочной части решения, в том числе относительно дополнительного соглашения N 2.
Распоряжение Министерства от 23.12.2009 N 1289 об утверждении положительного заключения государственной экспертизы на Проект освоения лесов по спорному лесному участку и таблица 3.1.6.1 указанного Проекта не опровергают вывод суда относительно невозможности изменения условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам аукциона.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2018 по делу N А56-115519/2017, оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Березовский леспромхоз" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.