г. Санкт-Петербург |
|
28 августа 2018 г. |
Дело N А56-115519/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 августа 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Изотовой С.В.
судей Тимухиной И.А., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Логиновым С.И.,
рассмотрев в судебном заседании при участии:
от Министерства лесного хозяйства Кировской области представитель не явился,
от Леспромхоза представителя Козолупа И.А. (доверенность от 05.01.2018),
от ООО "Договор N 23" представителя Козолупа И.А. (доверенность от 01.06.2018),
апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства Кировской области на решение от 31.05.2018 по делу N А56-115519/2017 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области (судья Васильева Н.В.) по иску:
Министерства лесного хозяйства Кировской области (610020, Кировская обл., Киров, ул. Пятницкая, д. 32; ОГРН 1074345003963, ИНН 4345164254)
к открытому акционерному обществу "Березовский леспромхоз" (197183, Санкт-Петербург, Дибуновская, д. 11, кв. 9; ОГРН 1024300861507, ИНН 4323000051)
о взыскании задолженности по договору,
установил:
Министерство лесного хозяйства Кировской области (далее - истец, Министерство) обратилось в арбитражный суд с иском к открытому акционерному обществу "Березовский леспромхоз" (далее - ответчик, Леспромхоз) о взыскании с ответчика 3 664 494 руб. задолженности по договору аренды от 11.06.2008 N 21-23 в федеральный бюджет.
Леспромхоз обратился со встречным исковым заявлением, в котором просит взыскать с Министерства 1 123 145 руб. неосновательного обогащения в виде переплаты по арендной плате в областной бюджет Кировской области по договору аренды за период с 15.11.2014 по 15.09.2017, снизить размер арендной платы за период с 15.11.2014 по 15.09.2017 соразмерно уменьшению максимального объема изъятия, установленного договором, на общую сумму 2 521 349 руб.
Определением от 17.04.2018 встречное исковое заявление принято к производству.
Определением от 17.04.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Договор N 23" (далее - Общество, ООО "Договор N 23").
Решением от 31.05.2018 суд удовлетворил иск Министерства в части взыскания задолженности по арендной плате в размере 1 123 145 руб., в остальной части в иске отказал, удовлетворил встречный иск Леспромхоза в части взыскания 1 123 145 руб. неосновательного обогащения, снизил размер арендной платы по договору аренды лесного участка за период с 15.11.2014 по 15.09.2017 на сумму 2 541 349 руб.
Кроме того, как указано в мотивировочной части решения, суд произвел зачет взысканных сумм, судебные расходы оставлены на стороне, которая их понесла.
Не согласившись с принятым решением, Министерство обратилось с апелляционной жалобой на решение суда, в которой просит решение отменить полностью, принять новый судебный акт о взыскании с ответчика 3 664 494 руб. задолженности, в удовлетворении встречного искового заявления отказать.
В обоснование жалобы ее податель указывает на ничтожность дополнительных соглашений от 17.11.2008 N 1, 01.12.2010 N 2, 06.07.2015 N 3, на нарушение судом при вынесении решения положений статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), а также на противоречие решения сложившейся судебной практике по данной категории дел.
В отзыве на апелляционную жалобу Леспромхоз просит в удовлетворении заявленных истцом требований к ответчику отказать, поскольку истцом оставлены без внимания доводы ответчика в части наличия переплаты по арендной плате и невозможности заготовки древесины в объеме, установленном договором аренды.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в признании недействительной сделкой дополнительного соглашения N 2 к договору аренды, поскольку пункт 2 статьи 74 ЛК РФ в редакции, действовавшей на момент заключения указанного дополнительного соглашения, не допускал изменение условий договора, заключенного на аукционе, тогда как в рассматриваемом случае договор был заключен по результатам лесного конкурса.
До начала судебного заседания от Министерства поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Определением председателя судебного состава Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2018 ввиду очередного отпуска судьи Пряхиной Ю.В. в соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена замена судьи Пряхиной Ю.В. на судью Тимухину И.А.; судебное разбирательство начато с самого начала.
В судебном заседании представитель Леспромхоза и Общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителя Леспромхоза и Общества, суд апелляционной инстанции установил следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года (далее - ЛК РФ 1997 года) участки лесного фонда предоставлялись гражданам и юридическим лицам в пользование на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Кодексом, на следующих правах пользования: аренды, безвозмездного пользования, концессии и краткосрочного пользования.
В силу пункта 1 статьи 31 названного Кодекса по договору аренды участка лесного фонда лесхоз федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или осуществляющая ведение лесного хозяйства организация органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (арендодатель) обязуется предоставить лесопользователю (арендатору) участок лесного фонда за плату на срок от одного года до девяноста девяти лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования либо видов использования участка лесного фонда в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования.
В силу статьи 33 ЛК РФ 1997 года в договоре аренды участка лесного фонда указываются, в том числе следующие условия: объемы (размеры) лесопользования; срок аренды; размер арендной платы и порядок ее внесения.
Согласно статье 34 ЛК РФ 1997 года участки лесного фонда предоставляются в аренду по результатам лесных конкурсов, за исключением случаев предоставления участков лесного фонда в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования.
Из протокола лесного конкурса от 27.10.2005 N 22-3 следует, что предметом лесного конкурса являлось право на заключение договора аренды сроком на 25 лет участка лесного фонда, расположенного в ФГУ "Опаринский лесхоз", Опаринском лесничестве, кварталах 1-3, 5, 6, 16-22, 49-53, 73, 74, 82-84, 92, 96, 98, 99, 107, 109, 111-115; вид и объем разрешенных лесных пользований: заготовка древесины по главному пользованию 108,9 тыс. куб. м.
На основании указанного протокола лесного конкурса заключен договор аренды от 14.11.2005 N 23, которым определен объем лесопользования, а также определен размер арендной платы: 484,8 тыс. руб. за весь рассчитанный ежегодный объем лесопользования - 108,9 тыс. куб. м, в том числе рассчитанный по минимальным ставкам лесных податей (пункт 2.1 договора).
Пунктом 2.2 названного договора предусмотрено, что расчет размера арендной платы осуществляется ежегодно, исходя из установленного объема лесопользования на участке лесного фонда, предоставленного в аренду.
Согласно пункту 2.3 договора размер арендной платы может изменяться в одностороннем порядке с введением соответствующих нормативно-правовых актов.
Во исполнение статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О ведении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", в целях приведения договора аренды участка лесного фонда Российской Федерации от 14.11.2005 N 23 в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, 11.06.2008 между Департаментом лесного хозяйства Кировской области (далее - Департамент), правопредшественник Министерства, арендодатель, и Леспромхозом (арендатор) заключен договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности N 21-23, в соответствии с которым арендодатель обязуется предоставить, а арендатор - принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 24 149,0 га, расположенный по адресу: Кировская область, Опаринский район, Опаринское лесничество, Опаринское участковое лесничество, кварталы 1-3, 5, 6, 16-22, 49-53, 73, 74, 82-84, 92, 96, 98, 99, 107, 109, 111-115; условный номер 43-43-01/353/2008-120, учетная запись в государственном лесном реестре 21.10-2008-05.
Схема расположения лесного участка и его характеристика приведены в приложениях N 1, 2 (пункт 3 договора).
Согласно пункту 4 договора арендатору передается лесной участок для использования в целях и объемах согласно приложению N 3.
Пунктом 5 договора от 11.06.2008 арендная плата по договору на момент его подписания составляет 4 014 880 руб. в год.
Арендная плата взимается за установленный объем заготовки древесины и подлежит изменению согласно пункту 7 договора.
В силу пункта 6 договора арендатор вносит арендную плату в следующие сроки и размеры от установленного годового размера арендной платы: 15 февраля - 15 %, 15 марта - 10 %, 15 апреля - 10 %, 15 июня - 10 %, 15 июля - 10 %, 15 сентября - 15 %, 15 ноября - 15 %, 15 декабря - 15 % и представляет арендодателю в течение десяти рабочих дней со дня внесения арендной платы документы, подтверждающие произведенную оплату.
Согласно пункту 7 договора размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, а также при изменении объемов изъятия лесных ресурсов.
При изменении в установленном порядке органами государственной власти Российской Федерации ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, размер арендной платы пересматривается арендодателем в одностороннем порядке; в этом случае арендодатель направляет арендатору заказным письмом с уведомлением, либо вручает ему под роспись, уведомление об изменении размера арендной платы (с указанием основания изменения, размера и расчета арендной платы), которое является неотъемлемой частью договора и обязательным для арендатора.
Арендатор обязан уплачивать арендную плату в соответствии с уведомлением об изменении размера арендной платы с момента, указанного в нормативном правовом акте, которым изменяются ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, либо, если в таком нормативном правовом акте не указано, с какого момента применяются ставки, то с момента вступления его в силу.
В подпункте "в" пункта 11 договора установлена обязанность арендатора в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
Во исполнение требований подпункта "в" пункта 11 договора Леспромхоз разработал и представил арендодателю проект освоения лесного участка, который на основании распоряжения Департамента от 23.12.2009 N 1289 получил положительное заключение государственной экспертизы.
Департамент и Леспромхоз подписали 17.11.2008 дополнительное соглашение N 1 к договору, в соответствии с которым изменили виды, объемы использования лесов на арендуемом лесном участке, а также согласовали ежегодный размер арендной платы с 09.07.2008 в сумме 4 007 520 руб.
Впоследствии на основании утвержденного проекта освоения лесного участка и в соответствии с абзацем третьим пункта 15 договора Департамент и Леспромхоз подписали дополнительное соглашение от 01.12.2010 N 2 к договору, в силу которого изменен (уменьшен) размер арендной платы с 23.12.2009 до 3 760 657 руб. в год.
В связи с постановкой лесного участка на государственный кадастровый учет сторонами 04.06.2015 заключено дополнительное соглашение N 3.
Спорные дополнительные соглашения зарегистрированы в установленном законом порядке.
Кроме того, Департаментом Леспромхозу направлялись уведомления об изменении арендной платы (от 04.03.2009 N 855/01-07-23, 31.03.2015 N 1348-58-01-27).
Как установлено судом первой инстанции и сторонами не оспаривается, ответчик производил оплату арендной платы в соответствии с дополнительным соглашением от 01.12.2010 N 2.
Министерство 10.11.2017 направило в адрес ответчика претензию от 20.10.2017 N 6371-58-07-12, в которой указало, что в связи с принятием Арбитражным судом Волго-Вятского округа постановления от 30.06.2017 по делу N А28-214/2016 считает дополнительные соглашения к договору недействительными в силу их ничтожности и просит оплатить задолженность размере 3 664 494 руб., образовавшуюся в результате перерасчета арендной платы по договору аренды, в течение десяти дней после получения претензии.
Неисполнение ответчиком данного требования истца послужило основанием для обращения последнего в арбитражный суд с настоящим иском.
По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (статья 606 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ).
Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды (пункт 1 статьи 614 ГК РФ).
В соответствии со статьей 9 ЛК РФ в редакции, действовавшей на момент заключения спорного договора, право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Нормы главы 6 ЛК РФ регулируют отношения по предоставлению гражданам и юридическим лицам в пользование лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Статьей 71 ЛК РФ в редакции, действующей на момент заключения договора аренды, предусмотрено, что юридическим лицам лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование в соответствии с положениями Лесного Кодекса.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации (часть 3 статьи 71 ЛК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, за исключением случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом.
Статьей 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201 "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" в редакции Федерального закона 24.07.2007 N 217-ФЗ установлено, что договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны были быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 1 января 2009 года.
Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с ЛК РФ утвержден приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 (действовавшим до ноября 2011 года).
Согласно законодательству, действовавшему в момент заключения первоначального договора, заключение договора аренды участка лесного фонда осуществлялось посредством проведения лесного конкурса.
Договор аренды участка лесного фонда от 14.11.2005 N 23 заключен по результатам конкурса, итоги которого оформлены протоколом от 27.10.2005 N 22-3.
При переоформлении договора от 14.11.2005 в связи с вступлением в силу с 01.01.2007 ЛК РФ и в соответствии с решением о переоформлении договора аренды участков лесного фонда расчет арендной платы определен с учетом ранее принятых условий об объеме лесопользования.
В части 2 статьи 74 ЛК РФ (в редакции, действовавшей на момент заключения договора) содержалось специальное правило, согласно которому возможность изменения условий договора аренды, заключенного на аукционе, не допускается. Таким образом, исключается применение норм гражданского законодательства в части условий и оснований изменения такого договора по требованию одной из сторон или на основании соглашения сторон договора (в том числе в случае изменения объема подлежащих заготовке лесных ресурсов на переданном в аренду лесном участке, не отнесенном к существенному изменению обстоятельств, которое стороны не могли разумно предвидеть при заключении договора).
Частью 2 статьи 74 ЛК РФ в редакции, действующей на момент заключения дополнительных соглашений, также было предусмотрено, что при заключении договора аренды такого лесного участка по результатам аукциона, изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается.
Из приведенных норм права следует, что ЛК РФ был установлен не только особый порядок заключения договоров аренды лесного участка, то есть по общему правилу по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, но и введен запрет на изменение условий договора по волеизъявлению его участников.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 29.05.2014 N 1021-О указал, что часть 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации о недопустимости - при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона - изменения условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 данного Кодекса, создает - наряду с другими законоположениями - необходимую правовую основу порядка предоставления в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и направлена на обеспечение баланса интересов и равноправия участников аукциона, защиту публичных интересов, а также на предотвращение злоупотреблений при предоставлении в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В последующем Федеральным законом от 21.07.2014 N 250-ФЗ редакция части 2 статьи 74 ЛК РФ была изменена, указанная норма в настоящей редакции содержит положения, которые предусматривают случаи возможного изменения условий договора в результате: изменения целевого назначения лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такие изменения обстоятельств возникли вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стали основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случае, предусмотренном частью 7 статьи 53.7 этого Кодекса.
При этом введенная Федеральным законом от 21.07.2014 N 250-ФЗ в статью 74 ЛК РФ часть 2.1 содержит положение о том, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен только по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Пунктом 2 статьи 73.1 ЛК в редакции Федерального закона от 29.12.2017 N 471-ФЗ предусмотрено, что при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам торгов изменение условий торгов на основании соглашения сторон или по требованию одной из сторон не допускается.
Системное толкование указанных выше положений ЛК РФ позволяет сделать вывод о том, что ни на момент заключения сторонами дополнительного соглашения от 01.12.2010 N 2 к договору аренды лесного участка, ни в настоящее время законодательство не допускало возможность изменения условий договоров, заключенных на торгах, на основании соглашения сторон такого договора.
Лесной конкурс и аукцион являются формами проведения торгов как способа заключения договора.
В силу статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды (пункт 1). Если законом не предусмотрено иное, арендатор вправе требовать соответственного уменьшения арендной платы, если в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, условия пользования, предусмотренные договором аренды, или состояние имущества существенно ухудшились (пункт 4).
Из содержания данной нормы следует, что основанием для возникновения у арендатора права требовать уменьшения размера арендной платы является ухудшение условий пользования арендованным имуществом по сравнению с теми условиями, которые были предусмотрены в договоре аренды либо ухудшение состояния самого имущества (его качественных, функциональных свойств) по сравнению с состоянием, определенным договором аренды и назначением имущества; ухудшение условий пользования арендованным имуществом должно иметь существенный характер.
Такие доказательства в материалы дела не представлены.
Поскольку в нарушение положений статьи 65 АПК РФ ответчик не представил доказательств внесения арендных платежей в полном объеме в соответствии с условиями договора аренды, суд первой инстанции необоснованно отказал во взыскании с ответчика 3 664 494 руб. задолженности.
Как следует из материалов дела, письмом от 28.03.2018 N 1747-58-03-09 Министерство признало факт наличия переплаты в бюджет Кировской области в размере 1 123 145 руб., в связи с чем встречный иск в указанной части обоснованно удовлетворен судом первой инстанции.
В материалы дела ответчиком представлено соглашение от 03.10.2016 N 1 о переводе прав и обязанностей арендатора по договору аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, согласно которому Леспромхоз в соответствии с правом, предоставленным ему статей 615 ГК РФ, статьей 22 Земельного кодекса Российской Федерации передает, а Общество принимает в полном объеме права, вносимые арендатором в качестве вклада в уставный капитал Общества - арендные права на лесной участок.
В силу пункта 1.4 соглашения права и обязанности арендатора передаются новому арендатору в полном объеме, включая все неисполненные арендатором до даты государственной регистрации настоящего соглашения обязанности по договору аренды, в том числе обязанности по внесению арендной платы, уплаты начисленных неустоек, штрафов, выполнению мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и другие.
Пунктом 2.1 соглашения стороны обусловили, что новому арендатору переходят арендные права и обязанности арендатора с момента государственной регистрации соглашения.
Согласно объяснениям представителей ответчика и третьего лица указанное соглашение зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области.
Между тем согласно пункту 1 статьи 173.1 ГК РФ сделка, совершенная без согласия третьего лица, органа юридического лица или государственного органа либо органа местного самоуправления, необходимость получения которого предусмотрена законом, является оспоримой, если из закона не следует, что она ничтожна или не влечет правовых последствий для лица, управомоченного давать согласие, при отсутствии такого согласия. Она может быть признана недействительной по иску такого лица или иных лиц, указанных в законе.
Согласно пункту 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 71 ЛК РФ (в редакции, действовавшей на момент заключения договора аренды) предоставление юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с ЛК РФ.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено ЛК РФ (пункт 3 статьи 71 ЛК РФ).
Таким образом, в соответствии с законодательством, действовавшим на момент заключения спорного договора (11.06.2008), пункт 9 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации применению не подлежал.
Согласно пункту 2 статьи 615 ГК РФ арендатор вправе с согласия арендодателя передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), если иное не установлено данным Кодексом, другим законом или иными правовыми актами.
В подпункте "г" пункта 10 договора аренды, заключенного по результатам проведения торгов, установлено, что передавать права и обязанности по данному договору арендатор имеет право только с письменного согласия арендодателя.
Таким образом, к спорным правоотношениям подлежали применению правила пункта 2 статьи 615 ГК РФ, и для заключения спорного соглашения требовалось согласие арендодателя в силу императивного требования закона.
В соответствии со статьей 392.3 ГК РФ в случае одновременной передачи стороной всех прав и обязанностей по договору другому лицу (передача договора) к сделке по передаче соответственно применяются правила об уступке требования и о переводе долга.
Перевод должником своего долга на другое лицо допускается с согласия кредитора и при отсутствии такого согласия является ничтожным (пункт 2 статьи 391 ГК РФ).
Доказательства получения согласия Министерства в материалы дела не представлены, согласно объяснениям представителя ответчика и третьего лица за получением согласия Министерства стороны не обращались.
В пункте 73 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в силу прямого указания закона к ничтожным сделкам, в частности, относится соглашение о переводе должником своего долга на другое лицо при отсутствии согласия кредитора (пункт 2 статьи 391 ГК РФ).
При таких обстоятельствах получение согласия арендодателя на совершение сделки предусмотрено пунктом 2 статьи 615 и пунктом 2 статьи 391 ГК РФ, поэтому спорное соглашение, заключенное без согласия арендодателя, в силу пункта 2 статьи 168 ГК РФ является недействительной (ничтожной) сделкой, как противоречащее приведенным нормам права.
Аналогичная правовая позиция сформулирована в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 26.07.2016 по делу N 302-ЭС15-19746, А19-20235/2014, 08.09.2016 N 309-ЭС16-4636, 14.08.2018 N 305-ЭС18-8136 по делу N А41-55373/2017.
Согласно информации, размещенной в Картотеке арбитражных дел, определением от 03.12.2013 по делу N А28-13978/2013 в отношении Леспромхоза возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве), определением от 13.10.2014 в отношении должника введена процедура внешнего управления сроком на 18 месяцев.
Определением от 18.09.2015 утверждено мировое соглашение, производство по делу о банкротстве Леспромхоза прекращено.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.04.2003 N 4 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", мировое соглашение, заключенное по правилам Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", распространяется только на те требования, которые включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов, принявшего решение о заключении мирового соглашения (пункт 6 статьи 151, пункт 6 статьи 152, пункт 4 статьи 153, пункт 4 статьи 154 Закона).
Конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых не включены в реестр, а также кредиторы по текущим платежам и неденежным обязательствам вправе предъявить свои требования после утверждения мирового соглашения и прекращения производства по делу без учета условий мирового соглашения в общем порядке.
Определением от 29.04.2015 в реестр требований кредиторов Леспромхоза включено требование Департамента в размере 11 208 318 руб., основанное на решении Мурашинского районного суда Кировской области от 14.09.2012 N 2-2/235/2012 о взыскании с должника в пользу кредитора 11 208 381 руб. в возмещение вреда, причиненного лесным насаждениям.
Поскольку рассматриваемое в настоящем деле требование в рамках рассмотрения дела N А28-13978/2013 не заявлялось, производство по делу о несостоятельности (банкротстве) прекращено в связи с утверждением мирового соглашения, на него не распространяются условия мирового соглашения, в связи с чем указанное требование обоснованно рассмотрено судом первой инстанции по существу.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.05.2018 по делу N А56-115519/2017 изменить, изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:
Взыскать с открытого акционерного общества "Березовский леспромхоз" в пользу Министерства лесного хозяйства Кировской области 3 664 494 руб. задолженности по договору аренды от 11.06.2008 N 21-23 в федеральный бюджет.
Взыскать с Министерства лесного хозяйства Кировской области в пользу открытого акционерного общества "Березовский леспромхоз" 1 123 145 руб. неосновательного обогащения, 24 231 руб. судебных расходов по иску.
В остальной части в удовлетворении встречного иска отказать.
В результате зачета встречных исковых требований взыскать с открытого акционерного общества "Березовский леспромхоз" в пользу Министерства лесного хозяйства Кировской области 2 517 118 руб.
Взыскать с открытого акционерного общества "Березовский леспромхоз" в доход федерального бюджета 41 322 руб. государственной пошлины по иску и 3 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.В. Изотова |
Судьи |
Н.С. Полубехина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-115519/2017
Истец: Министерство лесного хозяйства Кировской области
Ответчик: ОАО "БЕРЕЗОВСКИЙ ЛЕСПРОМХОЗ"
Третье лицо: ООО Договор N 23