27 декабря 2018 г. |
Дело N А66-22123/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Подвального И.О., Алешкевича О.А., Мунтян А.Б.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Карьероуправление N 2" Поляковой Н.Е. (доверенность от 20.03.2018), от Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области Арсеньевой М.А. (доверенность от 10.01.2018 N 15),
рассмотрев 24.12.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 20.03.2018 (судья Карсакова И.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2018 (судьи Мурахина Н.В., Докшина А.Ю., Осокина Н.Н.) по делу N А66-22123/2017,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Карьероуправление N 2", место нахождения: 172002, Тверская обл., г. Торжок, ул. Радищева, д. 2, оф. 5, ОГРН 1146915000484, ИНН 6915014641 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным решения Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, место нахождения: 170042, г. Тверь, ул. Горького, д. 97, ОГРН 1066950063905, ИНН 6950015221 (далее - Министерство), от 05.09.2017 N 284-кв "Об отказе в установлении факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых на территории Тверской области - месторождение песка строительного "Рамушки".
Решением суда первой инстанции от 20.03.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 23.08.2018, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, неполное выяснение ими обстоятельств дела, просит отменить принятые по делу судебные акты, принять новый - об отказе в удовлетворении заявления.
По мнению подателя жалобы, нарушение Обществом любых условий пользования недрами, являющихся приложением N 1 к лицензии ТВЕ 80189 ТП, является основанием для принятия решения об отказе в установлении факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество имеет лицензию на пользование недрами ТВЕ 800189 ТП сроком действия с 22.03.2016 до 01.03.2019 с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение в целях поиска и оценки месторождения песка строительного на участке недр местного значения "Рамушки".
Общество 29.11.2016 подало в Министерство заявку на установление факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых на территории Тверской области, объект заявки - месторождение песка строительного "Рамушки" в Торжокском районе Тверской области.
Министерство, по результатам рассмотрения данной заявки, приняло решение, изложенное в приказе от 05.09.2017 N 284-кв, об отказе Обществу в установлении факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых, а именно: месторождения песка строительного "Рамушки".
Общество, считая данное решение Министерства незаконным, оспорило его в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленное требование.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 2.3 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1) участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые, относятся к участкам недр местного значения.
Согласно части 1 статьи 18 этого Закона участки недр местного значения предоставляются в пользование для геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для осуществления по совмещенной лицензии их геологического изучения, разведки и добычи, для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, для добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Установление факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых осуществляется комиссией, которая создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и в состав которой включаются представители федерального органа управления государственным фондом недр или его территориальных органов (статья 33.1 Закона N 2395-1).
Приказом Министерства от 02.12.2014 N 11-нп "Об отдельных вопросах об установлении факта открытия месторождений общераспространенных полезных ископаемых на территории Тверской области" утверждено Положение о комиссии по устранению факта открытия месторождений общераспространенных полезных ископаемых на территории Тверской области (далее - Положение).
Пунктом 24 данного Положения определено, что основаниями для принятия решения Комиссией об отказе в установлении факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых является:
а) нарушение срока подачи заявки, установленного в пункте 16 настоящего Положения;
б) представление заявителем фактических данных, не позволяющих квалифицировать их как открытие месторождения общераспространенных полезных ископаемых;
в) невыполнение заявителем условий пользования участком недр к лицензии на пользование недрами в части геологического изучения участка недр местного значения;
г) переоценка заявителем количества и качества ранее утвержденных запасов общераспространенных полезных ископаемых;
д) отсутствие, по заключению государственной экспертизы, промышленного значения выявленного месторождения.
Как установили суды, основанием для отказа Обществу в установлении факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых на территории Тверской области явилось невыполнение заявителем условий пользования участком недр к лицензии на право пользования недрами ТВЕ 80189 ТП в части геологического изучения участка недр местного значения (подпункт "в" пункта 24 Положения). В частности, невыполнение недропользователем условий пользования недрами, оговоренных в пункте 6.2 лицензии ТВЕ 80189 ТП, - непредставление в Министерство отчетности за 2016 год о выполнении условий пользования недрами, а также сведений по платежам за пользование недрами в целях геологического изучения (протокол от 05.09.2017 N 13).
Податель жалобы считает, что несоблюдение любого из условий пользования недрами, являющихся приложением к лицензии, является основанием для принятия решения об отказе в установлении факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых.
Данный довод судами оценен и отклонен как основанный на неправильном толковании норм материального права.
Как правильно указали суды, из буквального изложения нормы, содержащейся в подпункте "в" пункта 24 Положения, следует, что отказ может быть обусловлен только невыполнением условий лицензии в части геологического изучения участка недр местного значения.
Такие условия содержатся в разделе 4 условий пользования недрами, являющихся приложением N 1 к лицензии.
Пункт 6.2 условий пользования недрами, невыполнение которого послужило Министерству основанием для отказа Обществу в установлении факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых, относится к разделу 6 "Отчетность" условий и не связан с геологическим изучением недр.
Претензий, касающихся невыполнения Обществом требований раздела 4 условий пользования недрами, оспариваемое решение и протокол от 05.09.2017 N 13 не содержат.
На основании представленных Обществом в ходе судебного заседания документов (технического задания на проведение работ по объекту: "Геологическое изучение в целях поисков и оценки месторождения песка строительного на участке недр местного значения "Рамушки" в Торжкском районе Тверской области, положительного заключения федерального бюджетного учреждения "Росгеолэкспертиза") суды установили выполнение недропользователем требований раздела 4 условий пользования недрами.
Доказательств, опровергающих данные факты, Министерство не представило.
Заключение экспертной комиссии Министерства от 24.11.2016 также подтверждает соблюдение Обществом условий лицензионного соглашения
В ходе рассмотрения дела Общество представило квитанции о приеме налоговых деклараций (расчета) в электронном виде, датированные 03.10.2016, и копию платежного поручения от 01.09.2016 N 12, подтверждающего перечисление регулярного платежа за пользование недрами в целях геологического изучения лицензионных участков за 2016 год.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо, которые приняли такие акты и решения.
На основании изложенного, суды, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришли к правильному выводу о недоказанности Министерством обоснованности принятия оспариваемого заявителем решения и удовлетворили заявленные Обществом требования.
Фактические обстоятельства установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено, в связи с чем суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 20.03.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2018 по делу N А66-22123/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.О. Подвальный |
Судьи |
И.О. Подвальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.