14 января 2019 г. |
Дело N А56-5222/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Александровой Е.Н., Родина Ю.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Юридическая фирма Поймановой" Герасимова А.А. (директор, решение от 11.01.2019 N 22), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Санкт-Петербургу Мараткановой О.В. (доверенность от 20.09.2018 N 05-19/28082),
рассмотрев 14.01.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Санкт-Петербургу на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2018 по делу N А56-5222/2018 (судьи Будылева М.В., Горбачева О.В., Загараева Л.П.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Юридическая фирма Поймановой", место нахождения: 190031, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 109, кв. 10 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Санкт-Петербургу, место нахождения: 190068, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д. 133 (далее - Инспекция), выразившихся в списании денежных средств с расчетного счета Общества, об обязании исправить допущенное нарушение путем возврата излишне взысканных сумм страховых взносов, пеней и процентов, начисленных в соответствии с пунктом 5 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, место нахождения: 190000, Санкт- Петербург, ул. Глинки, д. 8, лит. А (далее - Управление).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.05.2018 в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2018, решение суда от 25.05.2018 по делу отменено. Судом принят отказ Общества от заявленных требований в части возврата излишне взысканных страховых взносов в общей сумме 82 199 руб. 37 коп, производство по делу в указанной части прекращено. Признаны незаконными действия Инспекции, выразившиеся в списании денежных средств по оплате страховых взносов с расчетного счета Общества в общей сумме 82 199 руб. 37 коп. С Инспекции взысканы проценты, начисленные в порядке пункта 5 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за период с 06.12.2017 по 09.04.2018 в пользу Общества в общей сумме 1667 руб. 42 коп., а также расходы по оплате государственной пошлины в общей сумме 7500 руб.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права и нарушение норм процессуального права, просит обжалуемый судебный акт отменить в части отмены решения суда первой инстанции в части признания незаконными действий Инспекции, выразившихся в списании денежных средств по оплате страховых взносов с расчетного счета Общества в сумме 82 199 руб. 37 коп., взыскания с Инспекции процентов, начисленных на основании пункта 5 статьи 79 НК РФ в сумме 1667 руб. 42 коп. и расходов по оплате государственной пошлины в сумме 7500 руб. и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Податель жалобы указывает, что суд апелляционной инстанции не сослался ни на одну норму права, обязывающую налоговые органы после получения сведений из Пенсионного Фонда за периоды до 01.01.2017 при вынесении решения о взыскании недоимки, проводить проверку обоснованности размера данной недоимки, пени, а также устанавливать факт ее возникновения. Кроме того, вывод апелляционной инстанции о взыскании с Инспекции процентов за нарушения срока возврата взысканных сумм противоречит положениям части 1 статьи 21 Закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ).
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Управление о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 08.09.2017 в Инспекцию от Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в отношении Общества поступили сведения о начислениях по страховым взносам за 2016 год: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату страховой пенсии за расчетные периоды до 01.01.2017 начисления в сумме 47 026 руб. 69 коп. (за октябрь, ноябрь 2016 года), в сумме 15 840 руб. (за декабрь 2016 г.), пеня в сумме 5 руб. 15 коп. (камеральные доначисления), а в сумме страховые взносы 61 578 руб. 48 коп. (62 866 руб. 69 коп. - 1288 руб. 21 коп. переплата), пени 5 руб. 15 коп.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в бюджет Федерального фонда ОМС за периоды до 01.01.2017 начисления в сумме 10 901 руб. 64 коп. (за октябрь, ноябрь 2016 года), начисления в сумме 3672 руб. (за декабрь 2016 года), пеня в сумме 1 руб. 19 коп. (камеральные доначисления), а в общей сумме страховые взносы 14 275 руб. 07 коп. (14 573 руб. 64 коп. - 298 руб. 57 коп.), пени 1 руб. 19 коп.
Инспекцией в адрес Общества направлено требование об уплате страховых взносов от 09.10.2017 N 52952 на сумму 82 199 руб. 37 коп. со сроком исполнения до 27.10.2017, требование было получено Обществом 17.10.2017.
Из материалов дела следует, что 17.10.2017 и 20.10.2017 в Инспекцию поступили обращения Общества с приложением из Управления справки о состоянии расчетов по страховым взносам по состоянию на 31.12.2016.
Инспекцией 01.11.2017 был направлен запрос в Управление о состоянии расчетов Общества.
При этом, в связи с неисполнением в установленный срок требования от 09.10.2017 N 52952, Инспекцией принято решение от 22.11.2017 N 29085 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента, банка) в банках, а также электронных денежных средств, которое направлено Обществу 01.12.2017.
Инспекцией в банк были направлены поручения на списание от 30.11.2017 N 63788, 63785, 63787 и 63786.
Инспекцией также было принято решение от 22.11.2017 N 36645 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств, которое было получено Обществом 23.11.2017.
Банком 05.12.2017 в полном объеме исполнены поручения на списание.
Вместе с тем Фондом 15.12.2017 направлены корректировочные данные по страховым взносам в адрес УФНС по Санкт-Петербургу, содержащие сведения о суммах уплаченных Обществом страховых взносов.
Общество обратилось в Инспекцию с заявлением от 14.12.2017 о возврате суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов.
Решением от 22.12.2017 N 3256 Инспекция отказала в возврате страховых взносов в связи с тем, что решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) за отчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 принимается Пенсионным фондом.
Полагая указанный отказ неправомерным, нарушающим его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая Обществу в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что действия Инспекции являлись правомерными, поскольку возврат сумм излишне уплаченных (взысканных) за отчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 принимается Фондом.
Апелляционный суд с выводами суда первой инстанции не согласился в части, признал незаконными действия Инспекции, выразившиеся в списании денежных средств по оплате страховых взносов с расчетного счета Общества в общей сумме 82 199 руб. 37 коп., взыскал с Инспекции проценты, начисленные в порядке пункта 5 статьи 79 НК РФ за период с 06.12.2017 по 09.04.2018 в пользу Общества в общей сумме 1667 руб. 42 коп. Кроме того, суд принял отказ Общества от заявленных требований в части возврата излишне взысканных страховых взносов в общей сумме 82 199 руб. 37 коп, производство по делу в указанной части прекратил.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции пришел к следующему.
Согласно статье 20 Закона N 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Разграничение полномочий по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов между органами фондов и налоговыми органами произведено законодателем по дате - 01.01.2017, причем в законе не заложена возможность споров между фондами и налоговыми органами по суммам задолженности, то есть, налоговые органы принимают и используют ту информацию, которую им передает соответствующий фонд за подконтрольные ему периоды.
В соответствии с позицией Министерства финансов России, изложенной в письме от 05.09.2017 N 03-02-07/2/56962 налоговым органам не предоставлены полномочия по принятию решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.
Следовательно, налоговый орган исполняет решение Пенсионного фонда о возврате уплаченных взносов, не имея возможности его оспорить, поэтому если возникает необходимость о возврате средств из бюджета Пенсионного фонда, то именно Пенсионный фонд должен принять соответствующие решения и передать их для исполнения в налоговый орган.
Согласно разъяснениям, данным Федеральной налоговой службой России в письме от 07.06.2017 N 3Н-2-22/714@, налоговые органы вправе исправить установленные недостатки в карточках "расчетов с бюджетом" только после предоставления уточнений Пенсионным фондом.
С учетом приведенных выше норм права следует признать, что контроль за правильностью исчисления страховых взносов за отчетные периоды до 01.01.2017 осуществляется органами Пенсионного фонда и они наделены правом проводить проверку обоснованности размера недоимки и пени в соответствии с главой 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", действовавшего в спорный период.
Между тем суд апелляционной инстанции в своем постановлении не обосновал вывод, обязывающий налоговые органы после получения сведений из Пенсионного фонда за периоды до 01.01.2017 при вынесении решения о взыскании недоимки самостоятельно проводить проверку обоснованности данной недоимки, пени, а также устанавливать факт ее возникновения.
Кроме того, как следует из обжалуемого постановления, свой вывод суд мотивировал тем, что поскольку срок возврата излишне взысканных сумм нарушен непосредственно Инспекцией, то и проценты подлежат возмещению налоговым органом.
Вместе с тем частью 1 статьи 21 Закона N 250-ФЗ установлено, что решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
Пунктом 4 указанной статьи Закона N 250-ФЗ предусмотрено, что на следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.
Материалами дела подтверждается, что 14.12.2017 Общество предоставило в Инспекцию заявление о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов.
На основании заявления Общества Инспекцией принято решение об отказе в возврате страховых взносов.
Позднее, Инспекция в целях соблюдения прав налогоплательщика письмом от 10.01.2018 N 11-08-03/001969 перенаправила заявление Общества для исполнения в Управление.
Управлением было принято решение от 15.02.0218 о возврате 62 866 руб. 69 коп. страховых взносов, указанная сумма была возвращена Обществу Инспекцией.
Впоследствии Общество в связи с обнаружением технической ошибки в предыдущем заявлении, предоставило в Инспекцию повторные заявления на возврат страховых взносов. Данные заявления также были переданы Инспекцией в Управление.
В письме от 27.03.2018 N 14-24/11-1015 Управление проинформировало Инспекцию о том, что несмотря на неоднократные письма Общества, последнему необходимо представить заявление на возврат денежных средств непосредственно в Управление по соответствующей форме.
Обществом указанные действия совершены не были.
На основании решения Пенсионного фонда от 14.03.2018 Инспекция провела возврат суммы страховых взносов в размере 20 620 руб.
Так как страховые взносы были уплачены за 4 квартал 2016 года, то решение о возврате сумм излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов принимались Управлением.
На основании данных решений Инспекцией осуществлены возвраты излишне взысканных страховых взносов.
При таких обстоятельствах, следует признать, что срок возврата Инспекцией излишне взысканных сумм зависел непосредственно как от действий самого Общества, так и от срока принятия решений Пенсионным фондом.
Вывод суда апелляционной инстанции о необходимости взыскания процентов и расходов по оплате государственной пошлины непосредственно с Инспекции признается судом кассационной инстанции необоснованным.
Действующим законодательством налоговые органы не наделены полномочиями не только на принятие решений о возврате излишне взысканных сумм взносов, пени, штрафов, но и на принятие решений о возврате процентов, начисленных на суммы излишне взысканных страховых взносов, так как налоговые органы не в праве распоряжаться страховыми взносами, подлежащими уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 без прямого указания (решений) соответствующего органа Пенсионного фонда.
В силу изложенного кассационная инстанция считает, что необходимые обстоятельства для разрешения данного конкретного спора судом апелляционной инстанции установлены не в полной мере, как того требуется в соответствии со статьей 71 и частью 1 статьи 168 АПК РФ, в связи с чем апелляционное постановление в данной части подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 288 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Учитывая, что судебный акт принят судом апелляционной инстанций по неполно исследованным обстоятельствам, имеющим существенное значение для дела, постановление подлежат отмене в данной части, а дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует с учетом изложенного полно и всесторонне исследовать имеющиеся в материалах дела доказательства и доводы сторон в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 АПК РФ, дать им правовую оценку, после чего, установив фактические обстоятельства дела с соблюдением норм материального и процессуального права - принять законное и обоснованное решение, распределив при этом судебные расходы по делу, в том числе за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Руководствуясь статьей 286, пунктами 1, 3 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2018 по делу N А56-5222/2018 отменить в части признания незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Санкт-Петербургу, выразившихся в списании денежных средств по оплате страховых взносов с расчетного счета общества с ограниченной ответственностью "Юридическая фирма Поймановой" в общей сумме 82 199 руб. 37 коп., взыскания процентов, начисленных в порядке пункта 5 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации за период с 06.12.2017 по 09.04.2018 в общей сумме 1667 руб. 42 коп., а также расходов по оплате государственной пошлины в общей сумме 7500 руб.
Дело N А56-5222/2018 в указанной части направить на новое рассмотрение в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
В остальной части постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2018 по делу N А56-5222/2018 оставить без изменения.
Председательствующий |
Е.С. Васильева |
Судьи |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С учетом приведенных выше норм права следует признать, что контроль за правильностью исчисления страховых взносов за отчетные периоды до 01.01.2017 осуществляется органами Пенсионного фонда и они наделены правом проводить проверку обоснованности размера недоимки и пени в соответствии с главой 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", действовавшего в спорный период.
Между тем суд апелляционной инстанции в своем постановлении не обосновал вывод, обязывающий налоговые органы после получения сведений из Пенсионного фонда за периоды до 01.01.2017 при вынесении решения о взыскании недоимки самостоятельно проводить проверку обоснованности данной недоимки, пени, а также устанавливать факт ее возникновения.
Кроме того, как следует из обжалуемого постановления, свой вывод суд мотивировал тем, что поскольку срок возврата излишне взысканных сумм нарушен непосредственно Инспекцией, то и проценты подлежат возмещению налоговым органом.
Вместе с тем частью 1 статьи 21 Закона N 250-ФЗ установлено, что решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
Пунктом 4 указанной статьи Закона N 250-ФЗ предусмотрено, что на следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 января 2019 г. N Ф07-16558/18 по делу N А56-5222/2018
Хронология рассмотрения дела:
17.06.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-6646/19
19.03.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-16956/18
14.01.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-16558/18
04.09.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-16956/18
25.05.2018 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-5222/18