23 января 2019 г. |
Дело N А21-2525/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Алешкевича О.А., Соколовой С.В.,
при участии от Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области Курятниковой К.Ю. (доверенность от 09.01.2019 N 68/19), от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Внешстрой-Калининград" Сологуба О.Э. (директор - выписка из ЕГРП от 21.01.2019), Белого Е.И. (доверенность от 20.06.2018),
рассмотрев 21.01.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.05.2018 (судья Ефименко С.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2018 (судьи Семенова А.Б., Зотеева Л.В., Лопато И.Б.) по делу N А21-2525/2018,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Внешстрой-Калининград", место нахождения: 236003, Калининград, Артиллерийская ул., 50, ОГРН 1093925019594, ИНН 3906209007 (далее - Общество, ООО "УК "Внешстрой-Калининград"), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным предписания Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области, место нахождения: 236007, Калининград, ул. Д. Донского, 1, ОГРН 1163926082253, ИНН 3906999637 (далее - Министерство), от 01.02.2018 N ЖК-2/116/2304-о/АДА по устранению выявленных нарушений лицензионных требований.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 29.05.2018, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2018, заявление Общества удовлетворено, оспариваемое предписание Министерства признано недействительным и отменено.
В кассационной жалобе и дополнении к ней Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на ошибочность выводов, просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новый - об отказе в удовлетворении заявления. Министерство настаивает на том, что демонтаж общедомового прибора учета потребления газа для последующей передаче его на поверку входит в техническое обслуживание названного оборудования и не подлежит отдельной оплате собственниками жилых помещений в многоквартирном доме (МКД). При этом податель жалобы обращает внимание на то обстоятельство, что соответствующего решения о возможной отдельной оплате спорных работ собственниками не принималось.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал приведенные в кассационной жалобе доводы, а представители Общества возражали против ее удовлетворения по доводам, изложенным в отзыве от 03.12.2018 N 17/283.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 31.08.2018 Министерством проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "УК "Внешстрой-Калининград" (приказ от 12.01.2018 N 126). Основанием для ее проведения послужило обращение гражданина, проживающего в квартире N 15 дома N 52 по улице Артиллерийской в городе Калининграде, о несоблюдении Обществом требований действующего законодательства Российской Федерации в части начисления платы за жилищно-коммунальные услуги, в том числе - начисления дополнительной платы за ноябрь 2017 года, связанной с демонтажом общедомового прибора учета газа в целях его поверки и последующей установкой этого прибора.
В ходе проверки Министерством было установлено, что между ООО "УК "Внешстрой-Калининград" (управляющей компанией указанного МКД) и открытым акционерным обществом "Калининградгазификация" был заключен договор подряда от 08.11.2017 N 15/18-2924-2017, в соответствии с которым были проведены работы по демонтажу общедомового прибора учета потребления газа (далее - ОДПУ газа) для передачи на поверку и последующей его установке. Расходы по указанному договору в сумме 15 846 руб. 54 коп. были предъявлены Обществом к уплате собственникам помещений в МКД сверх платежей, размер которых за содержание общего имущества дома был установлен решением общего собрания собственников (акт от 31.01.2018 N ЖК-1/126/АДА).
С учетом установленных обстоятельств Министерство выдало Обществу предписание от 01.02.2018 N ЖК2/116/2304-о/АДА по устранению выявленных нарушений лицензионных требований, согласно которому Обществу в срок до 01.04.2018 надлежало произвести перерасчет (снятие) начисленной платы по графе "монтаж ОПУ газа" за ноябрь 2017 года по указанному МКД в связи с отсутствием решения собственников помещений многоквартирного дома о проведении дополнительных работ по монтажу общедомового прибора учета газа и установлению платы за выполнение таких работ в размере 1 руб. 83 коп. с 1 кв. м, а также представить в Министерство копии платежных документов, свидетельствующих об осуществлении перерасчета (л.д. 8-9).
Основанием для вынесения данного предписания явились выводы Министерства о нарушении Обществом статей 156, 162 и 193 Жилищного кодекса Российской Федерации 3 (далее - ЖК РФ), положений подпунктов "а" и "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110; подпункта "ж" пункта 4 Правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416.
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обжаловало его в судебном порядке.
Суд первой инстанции заявление Общества удовлетворил; признал недействительным и отменил оспоренное предписание. Суд пришел к выводу, что работа по демонтажу общедомового прибора учета газа должна оплачиваться отдельно, поскольку является разовой и не входит в состав работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования. При этом, по мнению суда, принятия собственниками помещений решения о проведении дополнительных работ по монтажу оборудования и установлению за них платы не требуется, поскольку данные затраты являются эксплуатационными расходами Общества, подлежащими оплате в соответствии с договором управления МКД. Суд также счел оспариваемое предписание в вышеуказанной формулировке неисполнимым.
Апелляционный суд полностью согласился с выводами суда первой инстанции.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции считает, что выводы судебных инстанций (при должном выяснении ими обстоятельств дела) основаны на неправильном применении норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу части 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации (пункт 5).
Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Согласно подпункту "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) содержание общего имущества включает в себя, в том числе, обеспечение исполнителем надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) коллективных (общедомовых) приборов учета потребляемых ресурсов.
Таким образом, в силу взаимосвязанных положений частей 1.1 и 2.3 статьи 161 ЖК РФ и подпункта "к" пункта 11 Правила N 491 обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета) входит в число обязанностей управляющей организации.
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7 статьи 156 ЖК РФ).
Собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования (пункт 17 Правил N 491).
Согласно пункту 31 Правил N 491 при определении размера платы за содержание жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
В рассматриваемом случае собственниками указанного МКД был утвержден размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества дома в размере 14,96 руб. за 1 кв.м общей площади помещений (протокол общего собрания собственников от 21.12.2009, приложение N 2 к договору управления многоквартирным домом, заключенному с ООО "УК "Внешстрой-Калининград").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 утверждены "Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению" (далее - Правила N 410), в соответствии с которыми коллективные (общедомовые) приборы учета газа входят в состав внутридомового газового оборудования.
Абзацем 14 пункта 2 Правил N 410 установлено, что техническое обслуживание внутридомового газового оборудования включает в себя работы и услуги по поддержанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в техническом состоянии, соответствующем предъявляемым к нему нормативным требованиям.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 410 безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечивается путем осуществления комплекса работ (услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; аварийно-диспетчерскому обеспечению; техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; замене оборудования.
В силу пункта 5 части 1.1 статьи 161 ЖК РФ, подпункта "к" пункта 11 Правил N 491, пунктов 2 и 4 Правил N 410 с учетом условий договора управления МКД и решения общего собрания собственников указанного дома от 21.12.2009 плата за поверку ОДПУ газа включена в размер платы за текущее содержание общего имущества дома. Данное обстоятельство не оспаривается Обществом; платежи за поверку ОДПУ газа отдельно (сверх платы за текущее содержание общего имущества дома) к оплате собственникам помещений указанного МКД не предъявлялись.
Однако расходы по оплате работ по демонтажу (снятию) ОДПУ газа с целью его поверки и последующей установки (монтажу) данного узла учета были предъявлены собственникам помещений МКД дополнительно к платежам за текущее содержание общего имущества дома.
Между тем, исходя из вышеприведенных положений Правил N 410 комплекс работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования (в состав которого входит ОДПУ газа) включает в себя все необходимые действия по поддержанию оборудования в надлежащем состоянии (в соответствии с нормативными требованиями), в том числе для проведения поверки узлов учета. Поскольку демонтаж узла учета с целью его поверки входит в комплекс работ, необходимых для поверки ОДПУ газа, то оснований для признания их обособленными работами (в силу их разовости) не имеется.
Как правильно отмечено Министерством, указанные работы являются сопутствующими работами по поверке приборов учета и являются неотъемлемой частью самой поверки ОДПУ газа.
Принимая во внимание изложенное, следует согласиться с позицией Министерства о неправомерном отнесении названных затрат на эксплуатационные расходы Общества и выставлении в связи с этим в платежном документе отдельно (дополнительно) спорной оплаты.
В этой связи возложение Министерством на Общество обязанности по устранению выявленного нарушения является правильным. Оспоренное предписание направлено на устранение выявленных нарушений, содержит четкие указания на конкретные действия, которые следует совершить Обществу. Вывод суда первой инстанции о неисполнимости оспоренного предписания противоречит содержанию данного документа.
По делу не требуются дополнительное исследование и повторная оценка доказательств. Безусловных процессуальных оснований к отмене обжалуемых судебных актов нет (часть 4 статьи 288 АПК РФ).
Так как суды в полной мере установили фактические обстоятельства дела, но неверно применили нормы материального права, кассационная инстанция в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ находит возможным, не направляя дело на новое рассмотрение, отменить вынесенные по нему решение и постановление, а также принять новый судебный акт - об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.05.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2018 по делу N А21-2525/2018 отменить.
В удовлетворении заявленных требований обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Внешстрой-Калининград" отказать.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 5 части 1.1 статьи 161 ЖК РФ, подпункта "к" пункта 11 Правил N 491, пунктов 2 и 4 Правил N 410 с учетом условий договора управления МКД и решения общего собрания собственников указанного дома от 21.12.2009 плата за поверку ОДПУ газа включена в размер платы за текущее содержание общего имущества дома. Данное обстоятельство не оспаривается Обществом; платежи за поверку ОДПУ газа отдельно (сверх платы за текущее содержание общего имущества дома) к оплате собственникам помещений указанного МКД не предъявлялись.
Однако расходы по оплате работ по демонтажу (снятию) ОДПУ газа с целью его поверки и последующей установки (монтажу) данного узла учета были предъявлены собственникам помещений МКД дополнительно к платежам за текущее содержание общего имущества дома.
Между тем, исходя из вышеприведенных положений Правил N 410 комплекс работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования (в состав которого входит ОДПУ газа) включает в себя все необходимые действия по поддержанию оборудования в надлежащем состоянии (в соответствии с нормативными требованиями), в том числе для проведения поверки узлов учета. Поскольку демонтаж узла учета с целью его поверки входит в комплекс работ, необходимых для поверки ОДПУ газа, то оснований для признания их обособленными работами (в силу их разовости) не имеется."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 января 2019 г. N Ф07-16551/18 по делу N А21-2525/2018